Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Червячки-сладкоежки
Червячки-сладкоежки
Насекомое в... упаковке с шоколадом?


Помните забавную картинку, изображающую улыбающегося червячка на румяном яблоке? Такими частенько иллюстрировали букву Я в детских азбуках. Гораздо менее радужные эмоции вызвал такой вот червячок у одной из читинок, которая обнаружила насекомое в… упаковке с шоколадом. О том, как поступать в таких случаях, и обо многом другом нам рассказала начальник отдела по надзору за питанием, условиями обучения и воспитания Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Димчигма Жалсапова.

— Димчигма Зодбоевна, расскажите, пожалуйста, каковы функции вашего отдела?

— Под контролем нашего отдела находятся все объекты для детей и подростков: детские сады, школы, лагеря, учреждения социального обслуживания, дополнительного образования и другие. Кроме того, в части гигиены питания отдел контролирует организации, занимающиеся производством, оборотом пищевых продуктов — организации торговли, пищевая промышленность и организации общественного питания, а также — ряд других объектов. Работа организуется по всему региону через территориальные отделы в муниципальных районах края. Контрольно-надзорные мероприятия в отношении юридических лиц и предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». При проведении контрольно-надзорных мероприятий оценивается выполнение действующих санитарно-эпидемиологических требований, гигиенических нормативов. Дополнительно, при рассмотрении обращений, мы руководствуемся Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При поступлении от граждан обращений, выходящих за рамки полномочий Управления, мы переправляем жалобы в соответствующие организации, например, в УМВД, РСТ, либо в налоговую службу, либо в МЧС — в зависимости от сути проблемы. К сожалению, люди зачастую не совсем понимают эту специфику и направляют в наш адрес жалобы по любому поводу.

Контроль осуществляется в ходе плановых проверок, перечень которых составляется на год вперёд. К слову, нововведением нынешнего года стало то, что в 2022-м все учреждения для детей и подростков подлежат ежегодной плановой проверке, тогда как раньше мы проверяли их строго в соответствии с категорией риска. Объекты питания контролируются так же, как и раньше, то есть с учётом категории риска.

Также проводятся внеплановые проверки при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (чаще при поступлении обращений от граждан), по исполнению поручений президента РФ, поручений правительства РФ, по требованию прокурора, по проверке исполнения ранее выданного предписания. Обязательным условием выездной проверки при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан является согласование с прокуратурой Забайкальского края.

— Опишите технологию обращения граждан в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю с той или иной жалобой.

— Подача обращения может осуществляться разными способами — обычным письмом, по электронной почте, а также посредством личного обращения гражданина. Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю рассматривает поступившие жалобы и в течение тридцати дней готовит на них ответ. Если же для этого нужны какие-то дополнительные сложные лабораторные исследования, срок для подготовки ответа может продлиться ещё на тридцать дней. Что касается сути жалоб, то многие из них связаны с вопросами отсутствия или погрешности маркировки на реализуемых продуктах питания, реже — организации питания в детских объектах. Предсказуемо, что на сегодняшний день много жалоб, связанных с COVID-19, — это и вопросы о том, почему родителям не разрешают заходить в здание детского сада, и претензии к организациям, требующим QR-коды от граждан. С учётом того, что время сейчас непростое, стараемся максимально разъяснять суть проблемы в соответствии с нашими нормативными документами и постановлениями губернатора Забайкальского края. По-прежнему много обращений, связанных с качеством пищевой продукции, — товар не так выглядит, имеет неприятный запах и так далее и тому подобное. В этом случае важно понимать: для того, чтобы результат обращения был получен по возможности быстро и качественно, гражданину необходимо подготовить всю информацию, подтверждающую достоверность жалобы. Это должны быть фото-, видеоматериалы, этикетка от продукта, а также — чек именно от того магазина, где был приобретён некачественный продукт. В противном случае доказать факт нарушения становится очень трудно или даже невозможно.

Нередки обращения от граждан, считающих, что получили пищевое отравление в том или ином объекте общественного питания. В этом случае мы делаем запрос в Центр гигиены и эпидемиологии Забайкальского края, куда стекается вся информация по отравлениям и инфекционным заболеваниям от лечебных учреждений, куда люди обращаются с подобными проблемами. Наличие документа, подтверждающего возникновение пищевого отравления или инфекционного заболевания, становится поводом для осуществления проверки. По своему опыту могу сказать, что такая информация подтверждается довольно редко.

— Рассматриваются ли вами анонимные жалобы, в том числе посредством телефонного звонка?

— Важно понимать, что в соответствии с законом Управление не рассматривает анонимные обращения, не может провести контрольно-надзорные мероприятия при поступлении обращений без обязательной авторизации заявителя в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). При рассмотрении обращений проводится оценка достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям путём получения фото- и видеоматериалов, копий чеков, этикеток и так далее.

Зачастую люди обращаются к нам в порыве сиюминутного гнева, есть и такие, которые стараются насолить друг другу нашими руками и сделать нас участниками всевозможных разборок со своими обидчиками. В связи с этим мы обязательно должны проверить достоверность представленных сведений и подтвердить личность обратившегося к нам гражданина. Поступающие анонимные жалобы нами не рассматриваются, поскольку в соответствии с законом все лица, обращающие с жалобами, должны быть авторизированы — либо через Госуслуги, если обращение поступает таким способом, либо человек, обратившийся к нам лично, должен представить документ, подтверждающий его личность. Если же этого не происходит, то максимум, что мы можем сделать, это разъяснить человеку по поставленным вопросам в соответствии с законом. Выйти же на какую-то проверку в таком случае мы не имеем права. Так что звонить к нам и требовать разобраться в той или иной ситуации, тем более на повышенных тонах, не имеет смысла.

— Как человеку поступить, к примеру, в такой ситуации, когда приобретённый им продукт уже стал объектом для дегустации для какого-нибудь насекомого или грызуна? В частности, шоколадка с червячками.

— В этом случае необходимо прийти в магазин, в котором был приобретён некачественный товар, и потребовать вернуть деньги или поменять его на аналогичный соответствующего требованиям. Попутно можно направить обращение к нам, представив все необходимые доказательства. Известно, что на сегодняшний день качество всех продуктов должно соответствовать техническим регламентам, и в законе чётко прописано, что контролем за качеством реализуемой продукции занимается сам предприниматель, то есть тот человек, который товар продаёт. Оптовик, занимающийся поставкой товара, в свою очередь, несёт ответственность за качество своей продукции. В данном случае, нарушения, скорее всего, допустила сама торговая сеть, поскольку от производителя шоколад вряд ли мог поступить с червяками, учитывая большой срок годности. Вероятнее всего, причиной этого досадного случая стали неправильные условия хранения или в самой торговой сети, или у поставщика на складе. Во избежание допущения таких случаев каждое предприятие должно иметь программу производственного контроля, точнее — самоконтроля, предусматривающего мероприятия по проверке наличия всех документов на поступивший товар, целостности упаковки, сроков годности, условий хранения и прочего. Если же какой-то пункт из этого перечня не соблюдён, предприятие должно самостоятельно изъять товар из оборота, уничтожить его или вернуть поставщику. К сожалению, в торговых сетях зачастую по этой программе исследуются исключительно продукты с коротким сроком годности. В случае если жалоба на подобный факт нарушения подтверждается, Управлением Роспотребнадзора принимаются меры административного воздействия по статье 14.43 Кодекса об административных правонарушениях — «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов».

— На каком этапе чаще всего возникают нарушения, связанные с качеством пищевых продуктов?

— Известно, что от производителя вся продукция, как правило, идёт с маркировкой. Чаще всего нарушения возникают именно в момент, когда работники магазина расфасовывают товар на более мелкие порции. Здесь и происходят все эти казусы — то дату не ту поставят, то сроки годности неверно укажут. Случаются и вопиющие случаи, когда жадные до наживы предприниматели попросту приклеивают новую маркировку, не утруждая при этом снять старую, с другим сроком годности, в надежде на то, что люди этого не заметят.

— Безопаснее приобретать продукты для стола в крупных торговых сетях или же в маленьких магазинах?

— В среднем в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю поступает по 26-30 жалоб в день, и из них около 25% связаны с нарушениями качества реализуемой пищевой продукции. Особенно «грешат» этим крупные супермаркеты, в которых достаточно легко нарваться на «просрочку». Для того, чтобы внимательно изучить этикетки на товарах, нужно обладать завидным терпением, хорошим зрением и запасом времени. К сожалению, не у всех граждан имеется всё перечисленное, что и приводит к тому, что некачественный продукт оказывается в корзине покупателя. В связи с этим порою безопаснее купить продукты в маленьком магазинчике, расположенном недалеко от вашего дома и в котором вас буквально знают в лицо. Безусловно, там тоже не обходится без подобных проблем, но шансов на то, что вам вручат некачественную продукцию, гораздо меньше.

— Новогодние праздники позади, однако люди, особенно сладкоежки, будут продолжать искать на полках магазинов сладкие подарки. Что бы вы им могли посоветовать?

— Чтобы не купить кота в мешке, приобретая готовые сладкие новогодние подарки, нужно обращать внимание на то, чтобы на каждом из них обязательно был перечень наименований конфет с указанием производителя и срока годности. Последний, кстати, должен быть указан по самому раннему из перечня сладостей. Однако по своему опыту могу сказать, что, имея запас времени, лучше сформировать подарок самому. В этом случае вы имеете возможность выбрать конфеты по своим предпочтениям, тем более, что в магазинах имеется большой выбор подарочных упаковок.

— Некоторое время назад довольно распространённой «страшилкой» были истории о таблетках, которые люди якобы находили в мандаринах. Были ли у вас проверки по подобным жалобам?

— Действительно, какое-то время назад наблюдался наплыв обращений с жалобами на обнаружения во фруктах посторонних предметов. Сейчас, к счастью, такого нет. Все мы помним, как в интернете был просто всплеск информации о якобы обнаруженных в мандаринах китайского производства таблетках. Вероятнее всего, это были фейковые новости, не имеющие под собой реальных доказательств. Во всяком случае, в ходе проверок нами не было выявлено ни одного подобного нарушения. Всё-таки все фрукты, поступающие к нам из-за границы, проходят таможню, подвергаются исследованиям специалистов Россельхознадзора, имеют документы, подтверждающие их качество и безопасность. Другое дело, что фрукты и овощи на прилавках магазинов сейчас отнюдь не того качества, что раньше, поскольку изменение методик их выращивания не могло не повлиять на их химический состав. Однако родителям никогда не стоит забывать о том, что не надо отдавать детям на откуп полный пакет конфет или, скажем, мандаринов. Если даже они будут хорошего качества, но ребёнок съел их очень много, проблем со стороны желудочно-кишечного тракта, состояния здоровья не избежать.

— Что бы вам хотелось пожелать нашим читателям?

— Как сотрудник Роспотребнадзора и человек, как и все мы, живущие в современных «ковидных» реалиях, желаю всем прежде всего здоровья. Очень хочется надеяться, что 2022-й принесёт нам облегчение сложившейся за последние два года ситуации. Всё-таки мы уже многое знаем об этой напасти, наш уклад жизни заметно поменялся. Думаю, самое главное — по возможности поддерживать хорошее настроение, во всём искать позитив и быть внимательными к себе и своим близким.

Все материалы рубрики "Задело"
 

Екатерина Скороход
Фото с сайта zen.yandex.ru
«Читинское обозрение»
№3 (1695) // 19.01.2022 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net