С малых лет потомки победителей знают имена героев — Егорова и Кантарии, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом. Но не все знают, что святыню Победы из Берлина в Москву доставил лучший экипаж, командиром которого был наш земляк Павел Яковлевич Югер.
Он родился в Новотроицке Читинского района, где пошёл учиться в начальную школу, а с 5 класса каждую неделю добирался пешком в соседний рудник Ильинка за десять километров в один конец.
После неожиданной встречей с железной птицей, самолётом, севшим на колхозное поле, мальчишка заболел воздушной болезнью, мечтал стать лётчиком, цели своей добился.
Семья переехала в Читу, обосновалась за рекой Ингодой, и Павлик пошёл учиться в 8-ю школу (расстояние поменьше, но также пешком). Учился хорошо, с благодарностью отзывался о своих учителях. Учёбу совмещал с занятиями в аэроклубе. Вот она – верность мальчишечьей мечте.
В 1940 году по комсомольскому призыву поступил в Ульяновскую школу авиации, где врасплох застала война. Подал рапорт о направлении на фронт, получил отказ, нужны были кадры по обучению молодых к полётам в условиях войны.
Целый год был инструктором Ульяновской авиационной школы. И вот сбылось – в августе 1942 года их с другом Шулумовым направляют на фронт. Улетели на своём самолёте для участия в боях за Сталинград, туда, где небо и земля не видны были за дымом, пылью и огнём. И здесь наш земляк проявлял такие мужество и героизм, которые под стать маститым асам неба. Сделал около 800 боевых вылетов, участвуя в боях на Волге, под Курском, в Белоруссии, в Польше.
Закончил войну в логове врага, в Берлине. Много было вылетов на счету уже прославленного лётчика Югера, довелось садиться и на минное поле – выжил. Видно, мама не переставала молить у Всевышнего сберечь сына. Услышал, сберёг.
Павел Югер считал самым важным тот самый рейс, когда было доверено право доставить реликвию Победы, символ героизма и отваги, из поверженного Берлина в Москву. За этим знаменем – подвиг всего советского народа, солдат, маршалов и генералов, тружеников тыла, детей войны. И вот уже Знамя Победы в Москве, участвует в параде Победы, гордо реет над поваленными на землю фашистскими флагами и знамёнами. 24 июня 1945 года Знамя Победы торжественно проплыло по Красной площади Москвы.
А далее – верная служба однажды выбранному делу, покорению высоты, авиации. За годы службы провёл не одну тысячу лётных часов за штурвалом многих воздушных кораблей. Но тот рейс, особый, на «ЛИ-2» №4 вошёл в память и сердце навсегда. Помнил и друзей своих, тот легендарный экипаж в составе штурмана Юрия Яцуба, второго пилота Матвеева, бортмеханика Долгова, радиста Константина Безрукова и главного пассажира – Знамени Победы.
В мирное время полковник Павел Яковлевич освоил десять типов самолётов, вырастил пять командиров полков, стал заслуженным военным лётчиком СССР – достоянием не только малой родины, но и всей великой страны.
Обратите внимание, дорогие земляки, на награды героя, на его красивое, мужественное лицо, запомните: это они, наши отцы и деды, отстояли нам мир, в котором живём вот уже 70 лет.
С благодарностью
поколению победителей,
Нелли Гаврилова,
постоянный читатель «ЧО»
«Читинское обозрение»
№18 (1346) // 06.05.2015 г.
Все материалы рубрики "70 лет Великой Победе"
0 комментариев