Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Примите самые тёплые и искренние поздравления с 85-летием со дня создания объединённого авиапредприятия (Читинского объединённого авиаотряда)!
Вам — 85! Но весь жизненный путь организации измеряется не только пройденными годами, но и делами, и достижениями! Ваша история начинается 20 сентября 1932 года, когда в Чите был создан аэропорт (аэростанция), где производился технический осмотр и заправка воздушных судов авиационным топливом, маслом, водой, а экипажи имели возможность отдохнуть. В аэропорту в то время было одно здание барачного типа, где размещались начальник аэропорта, радиорубка и пилотская. Рядом находилось здание для подогрева воды и масла. Оборудование аэропорта состояло из двух ручных бензонасосов для заправки самолётов, четырёх ёмкостей для хранения авиационного бензина, бочки с маслом и нескольких стремянок.
Полёты в то время осуществлялись на самолётах: К-5, СП-6, Р-1, а позже на П-5. Основным назначением полётов в 30-х годах было обслуживание золотодобывающей и горнорудной промышленности, геологов и охотников на севере Бурятии и Читинской области. Туда завозилось продовольствие, промышленное оборудование, почта. На самолётах У-2 и П-5 осуществлялись полёты по санитарным заданиям и охране лесов от пожаров. Только осенью 1936 года была открыта первая пассажирская линия по маршруту Чита – Хапчеранга – Чита на самолётах П-5. В начале 1941 года Читинский аэропорт являлся надёжным промежуточным звеном на Транссибирской воздушной магистрали Москва — Владивосток и международной воздушной трассе Москва — Токио.
Война не пощадила созданное к тому времени аэропортовое хозяйство. Весной 1950 года была открыта воздушная линия Чита-Пекин, после чего началось строительство нового здания аэровокзала, сданного в эксплуатацию в 1952 году, затем интенсивное строительство производственных помещений. С 1960 по 1965 год была построена бетонная ВПП длиной 2000 и шириной 56 м, магистральная рулёжная дорожка и перрон. За полгода, к лету 1965-го ВПП была удлинена до 2800 метров без прекращения её эксплуатации. К концу 60-х годов аэропорт Чита стал одним из современных аэропортов страны, который принимал и обслуживал любые типы воздушных судов гражданского воздушного флота СССР. В конце 1988 года был введён в эксплуатацию новый терминал аэровокзала.
В сложный период становления рыночной экономики России с целью привлечения российских и иностранных инвестиций Читинский ОАО, одним из первых в гражданской авиации, в 1992 году был преобразован в открытое акционерное общество (ОАО «Читаавиа») с контрольным пакетом у трудового коллектива (51 % акций). В результате удалось привлечь около 129 миллиардов рублей инвестиций в ценах 1995 года, из них 64 % составили частные инвестиции. Это позволило реализовать планы первого этапа программы развития и в рекордные сроки, за 90 дней (!) построить практически новую современную ВПП аэропорта и объекты социальной инфраструктуры. Механизмы привлечения иностранных и отечественных инвестиций и рекордные сроки реконструкции аэродрома являются невиданными не только для отечественной, но и зарубежной практики. В этом безусловная заслуга руководящего состава и трудового коллектива авиапредприятия! Впоследствии это позволило провести капитализацию аэропортового комплекса, тем самым создать надёжный задел для его дальнейшего развития. Во многом благодаря этому заделу Читинское авиапредприятие стало привлекательным для потенциальных инвесторов и обрело с 2007 года нового акционера в лице ООО «Новапорт Холдинг», которое в 2008 году создало на базе аэропорта инженерно-авиационную службу, в 2014 году ввело в строй новый цех бортового питания и начало полную реконструкцию аэровокзала.
Своё 85-летие международный аэропорт Чита встречает в очень непростой период, вначале выдержав, вместе с другими структурами холдинга и гражданской авиацией России, последствия пандемии COVID–19, а теперь – после 24 февраля 2022 года – достойно преодолевает санкции, введённые против российской авиации.
Выражаем уверенность, что славные традиции читинских авиаторов будут вами не только продолжены, но и преумножены!
От всей души желаем вам и всем, кто вам близок и дорог, крепкого здоровья, успехов, мирного неба и обыкновенного человеческого счастья!
Командир Читинского ОАО,
Генеральный директор ОАО «ЧитаАвиа» (1991- 2001),
Президент МАРАП (1998-2001),
Заслуженный работник транспорта РФ,
Действительный государственный
советник 3 класса Н. И. Семёнов
Генеральный директор в ранге
вице-президента МАРАП по развитию,
Заслуженный работник транспорта РФ,
кандидат экономических наук
Р.Р. Сулейманов
Все материалы рубрики «Темы»
Фото Оксаны Сидоренко
«Читинское обозрение»
№49 (1741) // 07.12.2022 г.
0 комментариев