Главная / Авторы / Денис Приходько / Что происходит с читинским троллейбусом?
Что происходит с читинским троллейбусом?
В сложных условиях муниципальный транспорт конкурирует с коммерческим


Самое время подводить итоги и строить новые планы. Денис Ишенин – директор МП «Троллейбусное управление» рассказал, как для предприятия прошёл год.


Денис Евгеньевич Ишенин

Денис Евгеньевич, как вы оцениваете ситуацию на предприятии?

– Ситуация, можно сказать, стабильная: одни и те же проблемы переходят из одного года в другой. Значительный износ подвижного состава – это, пожалуй, самый острый вопрос. Например, в депо есть несколько троллейбусов, которые на ходу с 1990 года. Это 28 лет при норме эксплуатации в 10, они почти три срока отходили. Делаем всё, что возможно, чтобы продлить их жизнь, проводим капитальный и текущий ремонт, но ресурс машин имеет свой предел. На данный момент 70% троллейбусного парка необходимо заменить. Из 92 машин 61 требует замены.

Как решаете эту проблему?

– Для этого нужны серьёзные финансовые средства. Один троллейбус, самый дешёвый, стоит 16 миллионов рублей. У предприятия таких денег нет. Брать троллейбусы в лизинг под большие проценты – это значит взять на себя непосильные финансовые обязательства. Поэтому за помощью обращаемся к городским и краевым властям.

У властей есть понимание, что машины поновее городу не помешали бы?

– Несколько лет назад удалось частично обновить подвижной состав. С 2013 по 2016 год за счёт собственных средств администрации Читы было приобретено 27 новых троллейбусов. Правительством РФ принята программа субсидирования производителям городского наземного электрического транспорта, которая позволяет приобретать троллейбусы на 5 миллионов рублей дешевле. С учётом продления данной программы на 2019 год стоимость троллейбуса составит 11 миллионов рублей.

Есть ещё один хороший вариант обновить подвижной состав – принять участие в федеральной программе «Чистый воздух», которая будет финансироваться из федерального бюджета. Запланировано строительство двух троллейбусных линий в Каштак и на КСК и, соответственно, приобретение новых троллейбусов. Сейчас, насколько я знаю, идёт согласование этой программы в федеральном министерстве финансов. Надеюсь, что в будущем году ситуация прояснится.

Как обстоят дела с кадрами?

– Это вторая по значимости проблема. Не хватает кондукторов, водителей, слесарей-ремонтников. Сложно удержать людей из-за невысокой зарплаты. А повысить её кардинально – возможности нет. Кроме того, большинство водителей увольняются из-за напряжённого рабочего графика и сложной дорожной обстановки в городе. Если с кондукторами дело обстоит проще, так как на их подготовку необходимо две-три смены, то на водителя троллейбуса необходимо учиться восемь месяцев. Их подготовкой занимается наш собственный учебный центр. Сейчас предприятию не хватает порядка 30 водителей. Самое главное требование к претендентам – пройти медкомиссию, иметь права и водительский стаж необязательно.

Как сложился финансовый год?

– Год заканчиваем с убытками. По нескольким причинам. Во-первых, несмотря на то, что предприятие муниципальное, никаких дотаций из городского бюджета мы не получаем, выживаем за счёт собственных средств, субсидирование осуществляется только на перевозку льготников. Во-вторых, из-за возросшей конкуренции с коммерческим транспортом и дублирования троллейбусных линий маршрутными такси – стабильно падает пассажиропоток. Город небольшой, центральных улиц мало. А при незначительной разнице в тарифе на проезд горожане делают выбор в пользу частников. В-третьих, значительная часть прибыли уходит на оплату электроэнергии, а тарифы очень высокие. И, в-четвёртых, сам тариф на проезд в троллейбусе. Фактические затраты на перевозку одного пассажира, которые не отражают реальные потребности предприятия в запчастях и материалах, составляют 22,66 рубля, а установленный тариф – 20, то есть 2,66 рубля – это чистый убыток. И эти два рубля нам никто не компенсирует.

Положительные итоги есть?

– В этом году у наших пассажиров появилась возможность оплачивать проезд с помощью банковских карт через мобильные терминалы. Несмотря на финансовые трудности, вкладываем деньги в модернизацию электрооборудования тяговых подстанций, активно внедряем на предприятии энергосберегающие технологии. Например, то же светодиодное освещение и так далее. Практика показывает, что такие вложения экономически оправданы.

Как относитесь к планам о реорганизации муниципальных предприятий?

– Согласно готовящемуся законопроекту правительства РФ, все муниципальные унитарные предприятия должны быть реорганизованы до 1 января 2021 года. Они будут преобразованы в муниципальные учреждения либо акционированы. Особых преимуществ троллейбусное управление от этого не получит, я думаю, что будет хуже, чем сейчас. Нам с трудом удаётся выживать без дотаций из городского бюджета. Также реорганизация потребует больших финансовых затрат на решение различных организационных вопросов, а, самое главное, средства на обновление подвижного состава придётся искать самостоятельно, что при существующих ценах на троллейбусы нереально.

Все материалы рубрики "Темы"
 

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№52 (1536) // 26.12.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net