Главная / Страницы истории / Что стало с предками-казаками?
Что стало с предками-казаками?
При нашей забайкальской природе, где лес, реки, озёра, поселялись казаки, образовывая станицы


История развития нашего края тесно связана с казачеством. Село Арта Улётовского района основано в начале 19 века — 1809-1811 гг. Начиналось с эвенкийских стойбищ, проживали там и буряты. Русское поселение появилось с Указом Царя 1799 г.

Первыми поселенцами были старообрядцы, бежавшие от преследований за старую церковную веру. Занимались землепашеством, охотой, лесным промыслом. Год от года расширялось село из сосланных казаков от южных губерний р. Дон. Жили по-казачьи станицами, охраняя рубежи Государства Российского. Воля казацкая была неугодна царской власти, кто был против царя и церковного режима, ссылали в Сибирь. При нашей забайкальской природе, где лес, реки, озёра, поселялись казаки, образовывая станицы. Сами строили из нового леса, который был рядом на берегу Ингоды, где сейчас расположены добротные пятистенные дома.

Сыновья с семьями жили вместе с родителями. Так удобнее обрабатывать землю, пашни засевать, сено косить, урожай убирать. Всё в один дом. Для проживания своим хозяйством, огородом так и жили единоличным подворьем. Церковь строили всем селом, место выбирали в центре села самое высокое, чтобы в наводнение не затопило. Оттого, что село наше близко к Ингоде, много было по весне наводнений, к церкви вода не доходила.

В 1936 г. церковь была закрыта, купола и кресты увезли, много разворовали. В пятидесятых годах вместо церкви был клуб, библиотека. Политические революционеры проживали в селе. Это в конце 19-го — начале 20-го веков. Среди них были кузнецы, они ремонтировали сельхозинвентарь, подковывали коней. В 1903 г. ссыльные учителя открыли школу. Портные (3 человека из Эстонии) местному населению шили одежду. Врачи занимались лечением больных, до этого пользовали знахарки.

С 1851 г. царским указом ввели обязательную казачью службу на 7 лет в I Забайкальском казачьем полку. Мой дед Иванов Пётр Григорьевич служил 7 лет в Хабаровске. Полк формировался в Чите и Хабаровске. Жена его, Иванова Доменика (имя греческое) Ивановна с сыном уехала в Хабаровск к месту службы мужа. Нанялась на работу в прислуги к богатым людям. И сын при ней, и есть, где жить. Они поженились в 18 лет. У Петра были братья Перфилий и Фёдор. Конечно, мужскую работу они выполняли, но для женской части нужна была помощница — невестка. Вот Петра и поженили рано. В соседнем селе Горекацан из Сараниных сосватали Домнушку (так её любовно все называли). Служил Пётр Иванов с 1898 г. по 1905 г. В увольнение приходил, от этих свиданий родилась дочь Пелагея. Служба казачья была тяжёлой. Границу охраняли, японца отражали в 1904 г. Служил Иванов Пётр сотником, знал грамоту, имел за доблестную службу два Георгиевских креста. В 1905 г., закончив службу, Пётр Григорьевич с семьёй вернулся в село Арта Улётовского района.


г. Хабаровск, 1898 г. Иванов Пётр Григорьевич (в центре),
служил 7 лет в I Забайкальском казачьем полку. 

Предприимчивая жена накопила деньги. Построили большой пятистенный дом, купили жатку, сенокосилку и другой сельхозинвентарь для разделывания пашен, так как надо было прокормить семью. Приобрели трёх коней, две коровы, десять овец. С хозяйством справлялись сами: сеяли, косили, пахали пашни. В 1906 г. родилась дочь Екатерина, в 1926 г. вышла замуж в Доронинске за Нечухаева Алексея Корниловича. В 1911 г. родилась Мария, которая в 1930 г. вышла замуж за Григорьева Георгия Васильевича (это мои родители). Дочь Евдокия родилась в 1914 г., была замужем за Горковенко Ефимом Васильевичем. Конечно, дочки подросли, помогали, старались всё своё иметь. Из Хабаровска привезли швейную ручную машинку «Зингер», чтобы обшивать семью, да и соседям кое-что шили. В общем, жили небогато, средненько, имея от трудов своих всё. Сын, Александр, казаком был призван на фронт Первой Мировой войны с Германией.


г. Хабаровск, 1898 г. Иванов Пётр Григорьевич, Иванова (Саранина)
Доменика Ивановна, мои дед и бабушка, их дети Александр 1893 г., Пелагея 1898 г.

После большевистского переворота в 1918 г. вернулся Александр Петрович в Арту. Занимались мирной жизнью всей семьёй. Вот в 1930 г. начали организовывать коллективное хозяйство (колхоз). Единоличники не соглашались, жалко нажитое трудом кому-то отдавать. За это поплатились жизнью. В октябре 1930 г. арестовали Иванова Петра Григорьевича, его жену Иванову Доменику Ивановну, их сына Иванова Александра Петровича с семьёй — жена Федосья Васильевна, сын Филипп 1920 г., дочь Анна 1923 г. Объявили их «врагами народа». 6 апреля 1931 г. Иванова Петра Григорьевича расстреляли. Его сына Александра Петровича осудили к работам в шахтах Иркутской области, п. Забитуй. Иванову Доменику Ивановну, Иванову Федосью Васильевну сослали в Красноярский край на лесоповал, где они скончались от тифа. Детей Александра Петровича: 11 лет Филиппа и 8 лет Анну в 1932 г. увезли в Ленинград в детский дом. Из Арты их пятистенный дом вывезли в Читу на ул. Промышленную, он до сих пор там стоит. В 30-е годы в Чите строились мясокомбинат, мукомольный завод, молочный комбинат. Рабочим этих предприятий нужно жильё. Так во время коллективизации, в период репрессий 1937-39 гг. из Арты бывших казаков осудили как «врагов народа», семьи выгнали из домов, сплавом по Ингоде вывезли в Читу на остров их жильё. В пятистенные дома поселили по 2 семьи работников мясокомбината, мукомольни. Удачно тем самым решили жилищный вопрос.

Имущество, скот — всё разворовали. В колхоз попала малая часть того, что люди годами наживали. Коровы не доенные, голодные, кони и овцы не кормленные, не поенные, много подохло скотины. Вот это было вредительство, но за это ни с кого не спросили. Всё делалось под девизом «Во имя Советской власти». Вот, что я знаю по рассказам моей мамы Григорьевой Марии Петровны. Так бесславно закончилась эпопея казачества в казачьей станице «Артинская» Улётовского района Читинской области. Мы школьниками у мамы спрашивали: «Где дедушки и бабушки? У всех есть». Она шёпотом, тихо говорила: «Об этом рассказывать нельзя». Тогда мы не понимали, а с годами ясно, что стало с предками-казаками. Я не могу без слёз вспоминать, писать, плачу. Это история, её изменить невозможно. Лишь в глубине души горжусь своими мужественными сородичами.

Все материалы рубрики "Страницы истории"
 

Вера Григорьева
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№11 (1651) // 10.03.2021 г.



Вернуться на главную страницу

1 комментарий

  • П Петр Терентьев

    Это мои прадед и прабабушка . Может и я назван в честь прадеда!

    Ответить
Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net