Каждый житель или гость многоэтажки наверняка сталкивался с проблемой неработающего лифта. И если молодой и здоровый человек не найдёт в данной ситуации особого трагизма и без труда поднимется на любой этаж, то как быть людям почтенного возраста, мамам с колясками или гражданам с тяжёлой поклажей? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались выяснить у генерального директора компании «ЗабайкалЛифтСервис» Андрея Васеева.
Несмотря на то, что лифт является механизмом повышенной опасности, это всё-таки машина, и поэтому поломки в нём, к сожалению, неизбежны. Как показывает практика, лифты ломаются достаточно часто, что доставляет массу неудобств жителям высотных домов. Случается и такое, когда эти неудобства приходится терпеть несколько дней, а то и недель.
Рассмотрим другую ситуацию — лифт работает, но пользоваться им по некоторым причинам не хочется. Ощущение, что машина живёт своей жизнью, может складываться по разным причинам: кабина приходит в движение самостоятельно, двери не открываются или не закрываются при нажатии кнопки, кабина останавливается ниже или выше уровня пола, при работе лифта появляются посторонний шум, резкие толчки, плохое освещение и так далее.
В большинстве случаев потенциальные пассажиры лифта, особенно живущие не на высоких этажах, предпочитают пройтись по лестницам пешком, не искушая судьбу. Тем не менее специалисты по ремонту лифтового оборудования советуют в этих случаях не молчать, а незамедлительно сообщать о любых подозрительных признаках в диспетчерскую обслуживающей лифт компании, нажав специальную кнопку вызова, как правило, помеченную колокольчиком. В этом случае на рабочее место диспетчера поступает сигнал оповещения.
— На мониторе, расположенном в нашей диспетчерской, мы круглосуточно, в режиме онлайн отслеживаем все действия, происходящие с лифтом, — рассказывает диспетчер компании «ЗабайкалЛифтСервис» Кирилл Пивоваров. — К примеру, мы можем видеть, какие кнопки нажимают пассажиры, ту ситуацию, когда дверь в кабину механически блокируют при погрузке и так далее. При мелких неисправностях мы тут же смотрим код ошибки в терминале и отправляем на объект линейного механика для их устранения.
В плену у машины
Обратимся теперь к ситуации, в которой наверняка мало кто хотел бы оказаться. Как вы уже догадались, разговор пойдёт о случаях, когда пассажир оказывается в плену у механической машины. Конечно, каждый по-своему реагирует на это, но для большинства людей «застревание» в лифте становится немалым стрессом. В данном случае главным шагом к спасению является нажатие всё той же кнопки вызова диспетчера. Сигнал о такой нештатной ситуации незамедлительно поступает ему, на экране монитора появляется тревожный красный квадратик. Теперь к работе подключается уже аварийный электромеханик, который по сигналу диспетчера мчится на объект для спасения попавшего в заточение пассажира. Однако, какова бы ни была спешка, он обязан подойти к щитку с ключами, расположенному в диспетчерской, и взять оттуда все необходимые ключи — от подъезда, машинного отделения и так далее. Следует не забыть прихватить и специальный ключ от шахты лифта, чтобы в случае чего вручную открыть его. Согласно действующим правилам максимальное время для освобождения пленника подъёмной машины составляет 30 минут. Каждый случай выезда фиксируется в специальном журнале, находящемся в диспетчерской, в котором отмечается адрес объекта, фамилии диспетчера и механика, перечень взятых ключей.
Несмотря на неизбежность таких случаев, по мнению Андрея Васеева, жильцы не должны отказываться от использования лифта. Необходимо помнить, что лифт вместе с шахтой является общедомовым имуществом и граждане платят за его эксплуатацию:
— В основном в случае той или иной неисправности люди звонят не нам, а в управляющую компанию. Хотя звонок непосредственно диспетчеру часто окажется гораздо более действенной мерой. В каждой кабине висит табличка с номером телефона и адресом диспетчерской обслуживающей организации. У нас же существует специальный журнал приёма заявок, в котором диспетчер регистрирует поступившие от граждан сигналы. По желанию, обратившийся может указать свой номер телефона или адрес и даже проконтролировать качество устранения неисправности после приезда механика.
Нуждается в починке
Вопрос эксплуатации и обслуживания лифтов заключается в тесном взаимодействии их собственников — управляющей компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива и так далее — и организации, специализирующейся на их обслуживании, в штате которой работают специально подготовленные сотрудники.
Управляющая компания заключает договор с той или иной организацией, специализирующейся на обслуживании подъёмных механизмов. Информацию о том, какая компания обслуживает ваш дом, можно найти на специальной табличке в лифте.
— Ввиду того, что лифт является объектом повышенной опасности, его обслуживанием должна заниматься специализированная организация, сотрудники которой прошли профессиональное обучение и получили соответствующие сертификаты, — говорит Андрей Николаевич. — Мы заключаем договор с собственником лифта, производим установку необходимого оборудования, в том числе — посредством которого через интернет производится наблюдение за безопасной и бесперебойной работой устройства. В каждой управляющей компании также есть сотрудник, отвечающий за состояние лифтов, в обязанности которого входит осмотр механизмов и подача нам заявок на устранение той или иной неисправности. Что касается времени ремонта, то здесь многое зависит от характера поломки. Как правило, всё происходит в течение суток. Если же поломка требует замены каких-то деталей, которые нужно заказывать у завода-изготовителя, то в этом случае придётся подождать подольше, здесь многое зависит от поставщика. Расторопность сотрудников управляющей компании также играет свою роль в оперативности ремонта. Бывают случаи, когда они неоправданно длительное время рассматривают заявку. Хотя чаще всего действуют оперативно, чтобы не допускать неудобства для жильцов, а уж тем более — их недовольства.
Жильцам многоэтажных домов также важно помнить, что лифт, как и любой другой агрегат, нуждается в техническом обслуживании. Возможно, кнопка лифта не работает по причине того, что в это время наверху работает электромеханик или ведутся какие-то другие работы. Правда, в данной ситуации на дверях лифта обязательно должна висеть соответствующая табличка, вопрос об отсутствии которой также можно задать диспетчеру или сотруднику управляющей компании. В любом случае, не стоит бояться или стесняться выяснить, почему в какой-либо момент лифт находится в нерабочем состоянии. Причиной для высказывания претензий может стать и тусклый свет в кабине — возможно, нужно просто помыть плафон или заменить лампы. Если же вы заметили более серьёзные нарушения и вам приходится при подъёме слушать скрежеты и скрипы и внутренне съёживаться от страха, нужно быть особо бдительными и, не откладывая, сообщить об этом.
«Глаза» и «уши» лифта
Не стоит упоминать о том, что звонок диспетчеру или сотруднику управляющей компании обязателен и в тех обстоятельствах, если вы заметили, что кто-то совершает хулиганские действия в отношении общедомового имущества. Поскольку ни те, ни другие не имеют полномочий применять к нарушителям санкции, в дело должна вмешаться полиция.
— Конечно, мы в нашей программе не можем видеть, как, к примеру, хулиганы пачкают стены в лифте, — говорит Кирилл Пивоваров. — Однако, если в кабине происходят какие-то действия механического характера, у нас это отражается. Бывает, что среди ночи в диспетчерскую поступает сигнал, при этом на экране видно, что указанный лифт стоит на месте. В этом случае нарушители порядка должны знать, что данные действия могут повлечь за собой нежелательные для них последствия.
Особо бдительные (или состоятельные?) жильцы дополнительно устанавливают в своих лифтах камеры видеонаблюдения. Для этого они обращаются в управляющую компанию, которая подаёт соответствующую заявку в обслуживающую организацию. Нетрудно догадаться, что такая услуга неизбежно приведёт к увеличению суммы оплаты за пользованием лифтом. Именно поэтому «глазами» и «ушами» своего лифта должны стать мы с вами, владельцы квартир многоэтажного дома.
— Лифт — это механизм, в котором рано или поздно могут случиться какие-то поломки. Не стоит самим искать их причину, а самым простым и действенным способом в этом случае является звонок диспетчеру, — уверен Андрей Васеев. — Конечно же, не стоит в разговоре хамить ему или пытаться устраивать словесную дуэль. Не нужно звонить диспетчеру исключительно для того, чтобы поздороваться. Но если есть конкретные претензии, их необходимо донести. Если будут зафиксированы обращения от нескольких граждан, повышаются шансы на то, что управляющая компания быстрее отреагирует на заявку.
Важно помнить, что лифт как неотъемлемая часть любой современной многоэтажки является общей собственностью жильцов. А своё, как известно, беречь нужно.
Все материалы рубрики "Темы"
Екатерина Скороход
«Читинское обозрение»
№47 (1687) // 17.11.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев