Главная / Темы / Учёба и работа: как кондуктор троллейбуса учится в СПбПУ
Учёба и работа: как кондуктор троллейбуса учится в СПбПУ


Многие молодые люди ищут летнюю подработку. Студенты разнообразных направлений примеряют на себя разные профессии. Так, будущие экономисты подрабатывают продавцами, а будущие юристы пробуют себя в качестве официанта или бариста. Но я нашла самое интересное сочетание – инженер-проектировщик атомных станций в роли кондуктора троллейбуса. О необычной работе и учёбе в ведущем вузе страны рассказала Дарья Сумарокова. 

Кондукторские будни

Лето 2022. Длинный синий троллейбус ловко входит в поворот. Машина гудит и гремит, мчась по неровной дороге, но вдруг сбрасывает ход — мы приближаемся к остановке. У выходов уже толпятся торопливые пассажиры. Вмиг распахиваются автоматические двери, и раздаётся привычное «Осторожно! Двери открываются!». Одни пассажиры сменяют других и быстро занимают свободные места. Низенькая девушка в футболке оверсайз шустро перемещается по салону, собирая деньги за проезд. О ней и будет мой материал.

Работа кондуктора кажется простой и незатейливой, однако не каждому под силу выдержать утренние смены. Дежурная машина приезжает в 4:30. В 6:00 уже начинается смена. За это время нужно подготовиться к работе: проверить транспорт, собрать сумку. «В зависимости от маршрута откатываешь 5-10 кругов. На каждой конечной остановке кондуктор осматривает троллейбус на наличие оставленных пассажирами предметов. Как и на любой работе, есть перерыв на обед. Он может быть от 40 минут до часа, всё опять же зависит от маршрута. Затем возвращаешься в парк, отчитываешься и едешь домой. Если это вечерняя смена, то приезжаешь к 14:00. В 15:00 уже начинается работа. Заканчиваешь к 12 ночи, после чего дежурная машина отвозит тебя домой. Есть два трудных периода на смене кондуктора: когда люди едут на работу и когда едут с работы. В это время транспорт забит полностью, из-за чего кондуктор передвигается по салону, прилагая определённые усилия», — рассказывает девушка. Она смеётся, вспоминая, как её сильно качало из стороны в сторону после смены.

«Что же лежит в сумочке кондуктора?», — интересуюсь я. Даша улыбается и поясняет, что в рабочей сумке лежит «разменка», т.е. сдача пассажирам, терминал, блокнот и ручка, две пачки билетов — стандартные и льготные. У каждой пачки есть свой номер, который состоит из шести цифр. Первые три цифры указывают принадлежность к упаковке, а остальные относятся к номеру билета. Блокнот и ручка появились в этом списке неспроста. Если транспорт сломается, то кондуктор должен пересадить пассажиров на другой троллейбус. Для этого нужно знать номера билетов. Сотрудник передаёт данные кондуктору другого троллейбуса, который ехал следом за сломавшимся. «Также на каждой конечной остановке выписываешь номера оставшихся билетов. Так проверяющие легко могут понять, едет человек по новому билету или по старому», — подмечает Дарья.

Через кондуктора проходит много людей, поэтому он должен точно знать, кто оплатил проезд, а кто нет. В таких случаях сотрудник пытается запомнить лицо человека или место, где он сидит. Девушка объясняет мне, что пассажиры бывали разные. Сложнее всего было работать с нетрезвыми людьми, потому что контактировать с ними неприятно. Встречались и такие пассажиры, которые пытались познакомиться с симпатичной кондукторшей. Эти троллейбусные кавалеры получали отказ от Дарьи. Были и достаточно милые моменты на работе, которые Даша вспоминает с радостью: «Много ездит людей пожилого возраста. В свободную минуту с ними можно поговорить о даче или огурцах, которые сейчас бабушка везёт своим внукам».

Учёба в лучшем техническом вузе

Даша с подросткового возраста стремилась к самостоятельности и бралась за работу. Уже в 14 лет она расклеивала листовки. Позднее разносила квитанции. Но летние подработки остались в прошлом, как и работа кондуктором. Сейчас Даша — студентка Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Да-да, эта девушка в милых «велосипедках» и огромной футболке в будущем станет специалистом в атомной энергетике.

Говоря о вузе и городе, Даша не скрывает улыбку и активно жестикулирует: «В 2014 году я впервые посетила Санкт-Петербург и уже тогда поняла, что хочу жить в этом городе. На тот момент я не знала, кем я хочу стать, были только примерные планы. В седьмом классе я поняла, что хочу быть инженером. Мне всегда нравилась математика и физика. Тогда начался поиск специальностей в этом направлении. Я думала насчёт разных университетов, но выбрала лучший технический вуз Петербурга — Политех Петра. Я сразу поняла — это то, чего я хочу! В одиннадцатом классе успешно сдала экзамены и подала документы в СПбПУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и ЗабИЖТ. Несмотря на то, что проходила в МГТУ, я выбрала Политех. Я рада, что сделала именно этот выбор». Пока Даша это рассказывала, я заметила, что она светится от счастья. Ей действительно доставляет удовольствие разговор об учёбе и вузе.

Даша учится в Институте энергетики, поэтому все её занятия проходят в красивом главном здании. Как признаётся девушка, первое время было тяжело перестроиться со школьной системы на вузовскую, но со временем привыкла к ней. Расписание в Политехе очень простое: в 10 утра начинаются занятия. Пары идут с периодичностью в 2 часа, поэтому следующие занятия будут в 12, в 14, в 16 и в 18 часов. В корпусе есть читальный зал, который хорошо оснащён: компьютеры, розетки, места отдыха. В перерывах там можно делать задания, читать или просто общаться с одногруппниками. Обучение в институте такого уровня — достаточно трудный процесс, т. к. будучи на первом курсе, ты уже должен обладать определённой базой знаний. В СПбПУ уделяют особое внимание иностранному языку. Будущие инженеры на протяжении нескольких лет изучают профессиональный английский. На старших курсах будут преподаваться дисциплины полностью на английском.

«А в чём особенность твоей будущей профессии?», — спрашиваю я. Дарья, взмахивая руками, объясняет мне тонкости работы в атомной сфере: «Принцип действия ТЭС прост. Например, возьмём угольные станции — жгут уголь, греется котёл, крутится турбина и вырабатывается электричество. В АЭС практически всё то же самое, но вместо котла — реактор. Специалисты-атомщики знают не только принцип работы реактора, но и принцип работы ТЭС. Поэтому атомщики могут работать и на ТЭС, и на АЭС. Кстати, атомные станции самые безопасные. Сейчас большую часть бюджета при строительстве атомной станции тратят именно на систему безопасности. Да, были аварии, та же Чернобыльская АЭС, например. Но когда пробуют что-то новое, большое внимание уделяют ошибкам в этой сфере. Однако на тех же ГЭС и ТЭС происходят аварии, и даже в больших количествах. Просто люди привыкли к этим электростанциям и происшествия на них вызывают меньше волнений, чем на АЭС».

Дарья называет себя вечным студентом. Она прилежно училась и в школе, и в музыкальной школе. В институте она продолжает держать планку: «Мне нравится учиться. Я хочу развиваться и идти вперёд». Девушка считает, что высшее образование необходимо. Необязательно даже работать по профессии. Важно, чтобы человек научился критически мыслить, а без хорошего образования это невозможно.

Героиня моего материала очень сильная и трудолюбивая. Даша добивается своих целей, несмотря ни на что. Конечно, девушка сталкивается со сложностями в обучении, но она учится достойно их преодолевать. Так, у неё возникли трудности с английским языком. Как упоминалось выше, в вузе делается упор на иностранный язык, поэтому учащиеся должны знать его достаточно хорошо. Даша владеет английским на среднем уровне, что не мешает ей хорошо учиться и достойно осваивать курс иностранного языка. Благодаря своей усидчивости, она всегда доводит всё до конца.

Я бы назвала Дарью перфекционистом. Она уделяет особое внимание деталям и стремится всё делать идеально. Например, прошедшую сессию студентка закрыла на «отлично». Девушка признаётся, что у неё бывали разные оценки, попадались даже и тройки. Но плохая отметка для Даши — это не показатель знаний, а просто оценка.

Героиня убеждена, что у всех есть определённый потенциал, и от того, как человек его использует, зависит его жизнь. Я думаю, что Даша реализовала далеко не все свои возможности, поэтому в будущем её ждут большие достижения.

Вот так за кондукторской сумкой оказался будущий инженер-проектировщик атомных станций.

Все материалы рубрики «Темы»

 

Анастасия Терпугова
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
10.08.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net