Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Детская литература: полезная и не очень
Детская литература: полезная и не очень


Советский Союз когда-то был самой читающей страной мира, и детская литература всегда занимала особое место в этом процессе, поскольку её воспитательный потенциал для подрастающего поколения трудно переоценить. В современной России на детском книжном рынке также большой ассортимент всевозможных изданий. Все ли из них можно и полезно читать?

Хорошая литература, в том числе и детская, в советский период почти всегда была в дефиците, иметь богатую библиотеку было престижно и модно. Солидные книжные издания передавались чуть ли не по наследству, а литературные шедевры того времени становились поводом для обсуждения разными поколениями семейства. Да и сейчас некоторые советские книги, зачитанные в своё время до дыр, современные родители покупают своим детям. Однако многие из них уже, как говорится, «не работают» в отношении нынешнего поколения — произведения, главными идеями которых являются справедливость, порядочность, способность прийти на выручку, в большинстве случаев они уже не увлекают современного юного читателя, их сюжет кажется им недостаточно закрученным, а их идеологическая направленность (наличие которой никто и не отрицает) воспринимается чуть ли не как насилие над личностью — «Не учите меня жить!».

Да и утолить книжный голод, которым, впрочем, сейчас страдают не такое уж большое количество подростков, сейчас есть чем. Книжные магазины пестрят яркими обложками детских изданий с замысловатыми иллюстрациями, с высоким качеством полиграфии. Другой вопрос: так ли высоко качество, так сказать, содержимого этих книжек?

Вопросов больше, чем ответов

Как известно, в нашем мире всё течёт и меняется, и литература не является исключением. Какой же она должна быть сегодня, чтобы к ней проявляли интерес юные читатели?

Ответ на этот вопрос попытались найти участники первого слёта детских писателей Сибири и Дальнего Востока, который состоялся в нашем крае в рамках литературного праздника «Забайкальская осень».

По мнению гостя слёта с Дальнего Востока Александра Курако, который пишет книги для детей, писать нужно так, чтобы юному читателю было интересно, чтобы он с первого же абзаца ухватился за эту историю и прочитал книжку до конца. Однако только ли это нужно ставить в приоритет?

— Возникает справедливый вопрос: для чего писать? Только лишь для того, чтобы ребёнок эту книжку прочёл? Наверное, более глубокой целью писателя, я имею в виду настоящего, а не того, кто занимается исключительно популяризацией своего творчества, является задача, чтобы ребёнок, читая что-то интересное, почерпнул для себя нечто важное и полезное, — рассуждает он.

Сам Александр, затрагивающий в своём творчестве проблемы трудных подростков, большое внимание уделяет теме краеведения, считая, что любовь к родной стране невозможна без уважения к малой родине:

— Главной героиней серии моих книг под названием «Окно времени», в которых я знакомлю детей с историей Дальнего Востока, стала маленькая девочка — наша современница, попавшая в прошлое и увидевшая своими глазами события тех времён, начиная от переселения в те земли казаков-первопроходцев. В моей книге «Берестяная корзинка» читатель может познакомиться с историей, бытом и культурой малых народов, населяющих Амурскую область. Считаю краеведение неисчерпаемым источником интересных, захватывающих и, в то же время, поучительных и полезных историй. И готов с кем угодно об этом поспорить. Однажды, во время одного из телемостов, я услышал от некого именитого писателя фразу о том, что люди, пишущие «местечковые» произведения, никогда не добьются успеха. После того, как он поставил под сомнение авторитет писателей, пишущих о родном крае, он перестал быть мне интересен… Писать, безусловно, нужно интересно — вспомните, какие захватывающие приключенческие романы мы читали в нашем детстве! Однако стремление подстроиться под эту общую волну любой ценой может далеко завести. Возьмите хотя бы пример — нашумевший скандальный роман «Лето в пионерском галстуке», пропагандирующий среди подростков однополую любовь. С такими, мягко говоря, вредными произведениями надо что-то делать…

Позицию Александра Курако поддерживает и писатель из Улан-Удэ Виктория Алагуева, автор произведений «Уроки бабушки Этуген» и «Детям о родной земле»:

— У нас сегодня на полках книжных магазинов огромный выбор развлекательной литературы для детей среднего и старшего возраста. Конечно, развлекать юного читателя нужно, но и не стоит забывать о том, что основная задача писателя — заставить маленького человека задуматься над чем-то нужным и важным. Считаю, что на сегодняшний день огромным пробелом является то, что многие школьники, это касается любой национальности, мало знают об истории, традициях и культуре своих предков. Тем не менее это всегда являлось одной из основ патриотического воспитания подрастающего поколения — чтобы они имели основания гордиться своим краем, своей страной, могли рассказать их историю. Надо суметь заинтересовать ребят, чтобы они захотели познать это, увидели, какой красивый и богатый мир нас окружает. Могу сказать, что специальная литература по этой тематике — очень сложная, зачастую её трудно воспринять даже взрослому человеку. Так, к изданию книги «Удивительные подвиги Гэсэра» меня подтолкнуло то, что о подвигах Геракла знают многие дети, а о бурятском героическом эпосе вообще мало кто из них слышал. Затрудняются дети и назвать имена наших ханов, при том что почти все поголовно знают греческих богов — в этом нам хорошо Голливуд помогает. Это просто возмутительно! Нам нужно быть активнее, стараться исправить ситуацию, прекратить навязывание западной культуры нашим деткам. Пусть они изучают своё, родное. Тем более, это на самом деле интересно… Писатель должен с ответственностью относиться к тому, о чём он пишет.

Писать так, чтобы было интересно читать детям, полностью подстраиваясь под потребности подрастающего поколения и увеличивая тиражи своих изданий, или подходить к этому вопросу по-другому?

Говорите на их языке, и они будут вас читать, — взывает детский писатель из Ангарска Игорь Корниенко. — Нужно чувствовать этот читательский «ток», особенно детский. Писать можно хоть о своей комнате в общежитии, главное — как писать. И обязательно нужен такой финал, чтобы ребёнок понял, зачем он прочитал эту книгу. Поэзией же они не интересуются, она им не нужна…

Какой должна быть современная детская литература? Стоит ли создавать новую её для сегодняшнего поколения? Чем должен руководствоваться человек, решивший писать для детей? Ответы на эти вопросы остаются открытыми — в то время, как на полках книжных магазинов большой ассортимент красочных изданий для детей и подростков. Выбор за вами…

***

Пока верстался номер, автору этих строк пришлось стать свидетелем поистине обескураживающей ситуации. В одном из магазинов книжной сети, на самом видном месте, расположен огромный стол, заваленный новыми томиками упомянутого в статье литературного «шедевра» под названием «Лето в пионерском галстуке». Цена издания в довольно скромном типографском исполнении впечатляет. Здесь же красуется стенд, демонстрирующий Топ-10 самых продаваемых книг. Упомянутое произведение занимает там почётное… второе место. «На самом деле так хорошо продаётся?» — спрашиваю молоденького продавца. — «Да…». А возле кассы сиротливо стоит томик «Хрестоматии забайкальских писателей» с ярким ярлычком «Скидка 50 %». Как говорится, выводы делайте сами…

Все материалы рубрики «Читаем»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№43 (1735) // 26.10.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net