Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Девять жизней
Девять жизней
О котоматографе, котозвёздах с точки зрения котокиноведа. Часть I


Звёзды кинематографа, которым не нужны роскошные авто, виллы, фото в глянцевых изданиях, «оскары» и многомиллионные гонорары. Мы не страдаем звёздной болезнью, не даём интервью. Вместо имён у нас клички-прозвища, а вместо документов, как говаривает один из моих коллег «по цеху», усы, лапы и хвост! 

Всем мяу-привет! Я опытный эксперт-кинокотовед и синема-кошколог Фокс Фоксович. Предупреждаю: на всякие там глупые безымянные «кысь-кысь» не откликаюсь. В связи с выходом на экраны новейшего котофильма не ждите сегодня никакого синескоп-мастера, ибо лучше меня, мур-ррр, никто его не представит, как и не расскажет о мировом, мя-яяя… котоматографе и его актёрах.

Мяу-мнение о венце творения
Есть люди, не любящие кошек, коих на сегодняшний день на Земле порядка 600 миллионов (!), и по невежеству считают себя венцом мироздания. Мяу-ха-ха-ха! Во наивные! Между тем вот уже более 10 тысяч лет мы, мяукающие существа, являемся неотъемлемой составляющей цивилизации человека и правим этим «венцом». Впрочем, некоторые homo это прекрасно осознавали. Легендарная працивилизация атлантов оставила в наследие древним египтянам кошек, и те почитали их как самых священных животных. Согласно гипотезе некоторых палеозоологов, обычные современные домашние кошки являются далёкими потомками животных, завезённых на Землю с другой планеты. Вероятно, из системы звезды Сириус.

О культуре и новой котской жизни Кевина Спейси 
«Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку», – утверждал Бернард Шоу. «Даже самое маленькое из кошачьих – совершенство», – говорил Леонардо да Винчи. Зная превосходства кошки над человеком в зрении, слухе, обонянии, вестибулярном аппарате, живучести, а также её нередкое равенство (а то и превосходство) по интеллекту, смекалке, отваге, хитрости и… чувству юмора, с этим невозможно не согласиться. И тем не менее, хватает типов, кто эти утверждения не разделяет! К примеру, Том Бренд, бизнесмен, миллиардер, трудоголик и котоненавистник – главный герой одного из ожидаемых кинопроектов «ДЕВЯТЬ ЖИЗНЕЙ», что явится 1 сентября на экран «Удокана». 

Мистер Бренд (знаменитый актёр Кевин Спейси – «Красота по-американски», «Планета Ка-Пэкс») в погоне за «длинным долларом», забывая о семье и даже об 11-м дне рождения единственной дочки, поплатился за свои убеждения по поводу усато-хвостатых, попав в шкуру того, кого терпеть не мог, – Мистера Пушистые штаны – роскошного дымчато-белого «парнягу», купленного в подарок дочке. 

И пришлось миллиардеру-котофобу вкусить все прелести котской жизни да пытаться вернуть любовь семьи, чтобы не остаться в роли питомца. Благо, дочка и жена принимают кошана как родного. Но как заставить их разглядеть в Мистере Пушистые Штаны (в российском прокате это Мистер Пушистик, говорящий голосом Ивана Ефремова) раскаявшегося отца семейства? Вот это и есть главная закавыка для героя фантастической комедии.

Мяу-размышление о котоматографе
А сейчас самое времечко помурчать о главном. О кошках в кине… мр-ррр, то есть «котоматографе». Несмотря на все достижения современной аниматроники и компьютерной графики, киношники по-прежнему предпочитают иметь дело с живыми актёрами. Стоит моему брату появиться хоть на несколько секунд в сцене любого фильма, любой страны, вы все будете смотреть только на них, загипнотизировавших ваш взгляд красотой, неотразимостью, изяществом, совершенством и много ещё чем. Истину мяучу! И всё-таки режиссёры не слишком торопятся брать нас на главные роли – мы так мало поддаёмся дрессировке, поскольку слишком горды и независимы, а если идём на запланированный трюк, то исключительно ради игрового интереса. Неслучайно фильмов, где кошаны исполняли бы главные роли, совсем немного (не более полутора десятка), а вот небольших эпизодов с домашними любимцами и уличными бродягами снято сполна. 

Великий Рыжий
Одним из первых, ещё в 1950-60-е годы процарапавший свой путь в кинокарьере, был рыжий-полосатый Оранджи (Рыжий, а то и Рыжик по-русски) из США. История этого парня похожа на историю Золушки. Однажды в сад некой Агнесс Мюррей где-то под Лос-Анджелесом явился драный, побитый, голодный кот. Как раз в эти дни кинокомпания Paramount объявила конкурс о подборе кота «с отвратительным характером и со шрамами на морде» для съёмок в картине «Рубарб» (реж. Артур Любин). Миссис Мюррей отправила фотки Оранджи на студию. За шесть месяцев поиска было просмотрено 500 кошанов обоего пола, прочитано 3000 писем с кошачьими снимками, но на роль был выбран Оранджи, который к тому времени набрал 6,5 кг веса. Права на обучение кота работе в кино выкупил дрессировщик Фрэнк Инн. 

Оранджи сразу показал свой природный нрав: царапался, шипел, плевался, кусался, дрался не только с киношниками, но и со своими котами – напарниками-дублёрами, коих было более двух десятков. Досталось и главному продюсеру картины, из-за чего он называл рыже-полосатого «самым дрянным котом в мире». 

Когда надоедало работать в кадре, Оранджи удирал со съёмочной площадки, и пришлось ставить на выходе сторожевых овчарок. И это не помогало – кот обдуривал двух здоровенных, лающих от досады балбесов.

Фильм «Рубарб» был всё-таки снят, вышел на экраны в 1951 году. Котокомедия со спортивно-бейсбольно-авантюрным сюжетом имела бешеный успех, и всё благодаря главному актёру – Оранджи, которого восторженная публика окрестила Рубарбом (с английского на русский дословно – Ревень). Успех был такой, что первому коту в истории кинематографа был вручён золотой «Оскар» для животных – высшая премия «Пэтси».

Муркну о «Пэтси»
Сия премия появилась в 1939 году благодаря американской Ассоциации по защите чести животных-актёров, выступавшей за гуманное обращение с животным (кстати, именно она стала ответственной за появление в конце фильма обязательной фразы «Ни одно животное не пострадало»). С появлением в кино представителей кошачьего семейства награда стала вручаться и «мяукам». «Пэтси» просуществовала до 2011 года, а затем заменена другими поощрительными «штучками» для котов, собак, лошадей, дельфинов, барсуков и т.д. 

Вторую «Пэтси» рыжий получил за роль в фильме «Завтрак у Тиффани» (реж. Б. Эдвардс, 1961) с участием Одри Хепбёрн, которую он умудрился «переблистать» и заявить в виде «воспитательных» царапин и укусов, кто в кадре хозяин. Всего Оранджи засветился в 500 фильмах, телепрограммах, рекламных клипах и заработал свыше 250 тысяч долларов для своего дрессировщика (и себя любимого).

Хитро-рыбный Динамит
Любопытно, что, фр-ррр, для некоторых киношников участие кота в съёмках было непременным условием. Таким режиссёром был Леонид Гайдай. Во всех его фильмах присутствовали коты, в основном чёрные. Режиссёр верил, что чёрные кошки в кадре приносят удачу. Правда, во время съёмок дела шли не всегда гладко. Так, во время работы над комедией «Иван Васильевич меняет профессию» чёрный кот по имени Динамит, проживающий у изобретателя машины времени Тимофеева, должен был по сценарию упасть в аквариум с роскошными большими золотыми рыбками. Воды Динамит не боялся – сидел спокойно у аквариума и ожидал начала съёмок. Кота посадили на гардину, откуда он должен был грохнуться в воду. Когда была дана: «Мотор!», рядом стоящий Александр Демьяненко крикнул, что в аквариуме нет ни одной рыбки. Взгляды устремились на спокойно сидевшего на гардине Динамита, но шерсть кота была сухая. Директор фильма, ругаясь, выделил дополнительные деньги на рыбок. Пока выставляли свет для съёмки, рыбки вновь исчезли. «Закипающие» киношники не рискнули обращаться к руководству, а сбросились и купили ещё пяток дорогих рыбок. Несмотря на невинный вид Динамита, Гайдай дал команду: «Следите за котом!». 

Выяснилось, пока люди возились с аппаратурой, хвостатый актёр быстрым движением опускал кончик лапы в аквариум – «подманивал» рыбу коготком, а затем стряхивал капельки воды и вновь сидел с невинным видом. Глупая рыба поднималась к поверхности. Динамит мгновенно поддевал трофей и забрасывал в ящик из-под кабеля на противоположной стороне комнаты. Интересно, что кошан был сытым и делал заначку. 

Злостного расхитителя социалистической собственности пришлось на время отстранить от съёмок и пригласить кошку, равнодушную к рыбалке. Дорогих рыбок (рисковать больше не захотелось) заменили на более дешёвых. Хозяин Динамита на следующий день звонил на студию, долго извинялся и интересовался: надо ли отдать трёх рыбёшек, которых он нашёл в кармане собственного пальто.

Уф… Мяф… Притомился. Пойду пока молочка выкушаю и когти подточу – до следующей встречи!

Ваш рыже-полосатый 
Фокс Фоксович. Мяу!

Эта нелёгкая котская киножизнь: усато-хвостатые актёры и дублёры. «Кысьные» стимулы в кадре и за кадром. Кошачьи гонорары. Приключения Чубайса в «Музыкальном лабиринте», или Как я снимался с кошанами (признание автора читинской телепрограммы). Коты-кинокосмонавты – народ мстительный. Кошаны «фирменные» и не очень… Ну и прочие киномяу-интересности…

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№35 (1415) // 31.08.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net