Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Кино по-домашнему: история и не только. Часть I
Кино по-домашнему: история и не только. Часть I


Home video 2023… Онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы, «умные» телевизоры, «шастающие» по просторам интернета, способные поставить хозяевам какой угодно контент (в нашем случае — кинематографический). Наконец, необъятный океан киноторрентов с «насосами»-качалками — клиентскими программами, установленными ныне чуть ли не на каждый домашний компьютер. Любой сериал, любой мульт, любой фильм… Таково оно, современное Home video.

Молодое поколение забайкальских любителей кинематографа, коим ныне не более двух десятков лет, уже особо и не представляет, как вообще может быть иначе. Те, кто постарше, припомнят совсем недавнюю эпоху DVD и даже видео (правда, только царство формата VHS) и… всё, пожалуй. А между тем, «домашнее кино»… Впрочем, не буду забегать вперёд, точней, в нашем случае — скорей назад. Сегодня в «Синескопе» я предлагаю вам, уважаемые друзья, интересную и, надеюсь, занимательную историю-экскурс, рассказывающую о появлении Home video — Домашнего кино. Причём не только в мире, в нашей стране, но даже и в Чите.

Провокация… «болванистая»

Написать об этом я собирался давненько, но одной из причин, отчасти спровоцировавшей обращение к этой теме, стала информация, которая стала появляться, особенно с прошлого года, в сетевых инфоизданиях. В ней сообщается о повышении (в разной степени) покупательского спроса на, казалось бы, «отживший» формат DVD (фильмы, музыка, игры) и непосредственно сами диски- «болванки», которые вовсе не собираются «почить в бозе», а постоянно имеются в свободной продаже в любом магазине бытовой электроники. А когда трое совершенно разных людей в разное время поинтересовались у вашего покорного слуги, из чего состоят эти самые «болванки», мне стало понятно — можно спокойно начинать задуманное. И здесь дело не только в «ностальгическом откате» интереса к прошлому (растёт популярность «обычных» грампластинок, музыкальных CD). Здесь сознательно и подсознательно у целого ряда любителей кино, а также музыки, компьютерных игр и так далее присутствует вполне здравый практический и прагматический смысл. Но к этому мы вернёмся в финальной части нашего разговора. Итак, Home video — Домашнее кино и его история…

Для старшего (и умеренно старшего, коим ныне за пятьдесят) поколения, чьё детство выпало на 1940–50–60–е, начало 70-х годов, оно отличалось от привычного, современного, тем, что представляло собой…

Кино «статичное» или, Диа…

…фильмы. Дома, в затемнённой комнате, на белом прямоугольнике экрана — либо бумажного, из листа ватмана, либо из белой простыни, подвешенной на гвоздики, вбитые в стену, а нередко — вообще прямо на белой штукатурке сияли кадры сказочных приключений, фантастических сюжетов, а то и детективов и ещё много чего и кого. Юное поколение (потом выяснялось, что и не только юное) любителей кино с замиранием сердца следило за происходящим на экране с пояснительными надписями — «субтитрами» этого происходящего. На экран бил луч из проектора, который назывался фильмоскопом с «кассетой» кино… нет, диафильма — самым настоящим предтечей отечественного Home video. За десяток (и даже более) лет до распространения домашних кинопроекторов и даже за десяток лет до появления такого устройства, как видеомагнитофон и понятия-процесса «видеозапись» (1943 год!) мы, коим ныне за 45–50 лет, в конце 1960-х– начале 1970-х годов дома частенько устраивали «киносеансы» и смотрели диафильмы. Сие было довольно неплохой альтернативой походам в кино и телеку, который, хотя и «снабжал» нас мультиками, но не в таком объёме. То же Читинское телевидение в то время ежедневно (кроме выходных), непременно в 19.00, выдавало в рубрике «Экран — детям» в течение получаса отечественные и зарубежные мульты. Но нам, как уже было отмечено, было мало, и в ход активно шло «домашнее кино».

«Метровое кино»

Диафильм — киноплёнка длиной в среднем один метр с напечатанными на ней последовательно кадриками, связанными, как правило, одним сюжетом и снабжёнными пояснительными надписями, которые надо было читать во время просмотра. Я не просто упомянул, что диафильмы могли смотреть ещё наши бабушки и дедушки, и даже с приставкой пра… А всё оттого, что диафильмы появились в широкой продаже ещё задолго до войны — в 1930 году, когда в Москве заработала студия «Кинодиафильм», позже переименованная в «Диафильм». Впрочем, об интереснейшей истории диафильмов мы как-нибудь поговорим отдельно. Скажу лишь, что к 1960-м годам студия выпускала 400 (!) новых диафильмов в количестве более 22 миллионов лент! Довольно долго существовал стереотип, что диафильмы выпускались лишь для юного поколения любителей «домашнего кино» — сказки и приключения. Это было в корне неверно! Жанры были чрезвычайно разные: общественно-политические, документально-хроникальные, видовые, научно-популярные, по литературе, изобразительному искусству и архитектуре, по театру, кино, музыке, по физкультуре и спорту, учебные, заказные и т.д. В общем — рассчитанные на самые разные возрасты и вкусы. К примеру, ваш покорный слуга в возрасте 9–10 лет …цатый раз пересматривал с друзьями захватывающий «Затерянный мир» (в двух частях) по Конан Дойлу с жуткими тираннозаврами, птеродактилями и прочими «доисторическими» тварями. Или, скажем, таинственную научно-фантастическую «Андромеду» по Ф. Хойлу и Д. Эллиоту.

В роли кинопроектора

Роль эту для просмотра диафильмов «исполнял» несложный прибор — фильмоскоп стоимостью от пяти до семи рублей, снабжённый двенадцатитивольтовой лампой. В конце 1960-х появились в продаже ещё более дешевые устройства — «карманные» фильмоскопы, предназначенные исключительно для индивидуального просмотра диафильмов, позволяющие смотреть «диакино» вообще без лампочки, электричества и при обычном освещении. Такой фильмоскоп представлял собой лёгкий металлический корпус с откидной крышкой, снабжённой матовым стеклом, с противоположной стороны крепилось регулируемое увеличительное стекло. В корпус помещался диафильм, крышка закрывалась и… ву-а-ля, юный кинофанат, держа лёгонький аппарат в руке, смотрел в окуляр и отлично видел яркий кадр, другой рукой поворачивал специальное колёсико, плёнка внутри аппарата протягивалась, и кадр сменялся…

Вообще, моделей фильмоскопов было немало, а в начале 1980-х появились фильмоскопы типа «ДЭФ-4» с собственным просветным экраном. Они напоминали переносные мини-телевизоры, правда, совсем лёгкие. Что же касается стоимости диафильмов, то она была всем по карману — от 25 до 35 копеек за фильм.

Как «Великой немой «диа» заговорил

Одним из недостатков такого Home video, как диафильм (кроме неподвижной картинки, разумеется), было то, что он был сродни немому кинофильму, звука не было, а чтобы адекватно следить за сюжетом, субтитры надо было читать. Но начиная с 1961 года диафильмы «заговорили», «заиграли» и «запели»! В продажу от студии «Диафильм» поступила опытная партия «домашнего кино» в комплекте с грампластинкой — с соответствующим «саундтреком» в количестве 46000 экземпляров. Товар был буквально сметён с полок всего за один день. С этого времени в семьях и детских заведениях диафильмы перестали быть только «немыми». А работала «озвучка» так: на пластинке с проигрывателя начинала звучать вступительная музыка, раздавался короткий сигнал, кадрик диафильма переводился с фильмоскопа «киномехаником», и «кино» начиналось. Автор этих строк лет эдак в шесть или семь увидел и услышал такой звуковой диафильм в гостях у своего одноклассника и был чрезвычайно впечатлён «Сказкой о золотой рыбке» в такой «версии». Позже альтернативой грампластинки стала магнитофонная бобина…

Теперь понятно, что фильмоскопы и диафильмы были предтечей нашего Home video, но в 1960-х также произошло и Нечто! В дома и квартиры постучалась…

«Восьмёрка»

Это уже было настоящее, хотя и малоформатное кино. Начиная с 1964 года, любители, мечтающие об альтернативном киноразвлечении на дому, получили в подарок первый домашний бытовой кинопроектор. Назывался он «Луч», который в 1970-х сменила более продвинутая «Русь», а затем и совсем крутая «Волна», а также ещё некоторые модели проекторов, способных демонстрировать кино- и мультфильмы на киноплёнке форматом восемь миллиметров (позже формата 8Super, с более «раздвинутым» кадром). Цена у таких аппаратов, в отличие от фильмоскопов, уже слегка «кусалась» и была в размерах одной зарплаты: от 90 до 150 рублей. Они весили до пяти килограммов, но ведь они были уже настоящими кинопроекторами. У всех них была функция перемотки фильмов, могла регулироваться скорость демонстрации. У той же «Волны» имелась своя автоматическая зарядка фильма и даже тепловой фильтр, позволяющий остановить любой кинокадр и просмотреть его как слайд, без угрозы прогорания плёнки. Многим обладателям проекторов нравилось запустить его в режиме обратной проекции и, превратив любой фильм, даже серьёзный, в комедию, весело хохотать над происходящими событиями «задом наперёд».

Фильмов, выпускающихся в формате «восьмёрки», как чёрно-белых, так и цветных, было множество: от художественных до документальных, научно-популярных, видовых, учебных и, конечно, мультиков. Стоили такие фильмокопии, в отличие от диафильмов, более «солидно» — от 4 до 6 рублей, но это уже было (повторюсь) настоящее, хотя малоформатное, кино. От разнообразия товаров на стеклянных прилавках-витринах спецотделов магазинов у любителей кино разбегались глаза и спирало от восторга дыхание. В Чите в 1960–1980 годах такое кино продавалось в универмагах «Радуга», «Центральный», «Звезда», «Угловой» и, конечно, в специализированном магазине «Фото–часы».

По причине малых габаритов проекторов хронометраж таких фильмов…

…А вот здесь, друзья, как говорят киношники: «Стоп-мотор!» Продолжение истории Home video (и не только) следует, а в следующем «Синескопе» мы займёмся… боевым искусством!

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№45 (1789) // 08.11.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net