Главная / Авторы / Александр Баринов / До и после знаковой даты
До и после знаковой даты
День Военно-воздушных сил


День Военно-воздушных сил в современной России отмечается ежегодно 12 августа. Праздник в этот день был установлен Указом президента Российской Федерации Владимира Путина от 31 мая 2006 года.

В качестве даты, определившей это число, было взято 12 августа 1912 года. В тот день по Военному ведомству Российской империи был издан приказ, вводивший в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

Этому решению предшествовали подготовительные мероприятия, начавшиеся значительно раньше. Как считает известный исследователь истории авиации в Забайкалье Борис Родиков, первым воздухоплавательным (ещё не авиационным) подразделением в России стала 4-я Сибирская воздухоплавательная рота. Она была создана по решению императора Николая II в феврале 1904 года сразу после начала русско-японской войны и базировалась в… Чите. «После короткой подготовки рота была направлена в Маньчжурию в распоряжение командующего 3-й Маньчжурской армией, — писал Борис Родиков в «Энциклопедии Забайкалья», — для выполнения задач по наблюдению за войсками противника и ведению корректировки огня своей артиллерии». После окончания той войны роту вернули в Читу.

На заседании Императорского общества судоходства, на котором обсуждались проблемы финансирования восстановления русского военно-морского флота, с неожиданным предложением выступил великий князь Александр Михайлович. Шурин и близкий друг императора, сам князь был морским офицером, которого уже тогда увлекла авиация. На том заседании он сказал пророческие слова: «У нас в России авиация лишь начинает делать первые шаги. Мы должны торопиться, чтобы не оказаться ещё раз уязвленными благодаря неполности нашего вооружения. В будущих войнах не может быть победы без воздушного флота».

И именно Александр Михайлович стал шефом нового вида вооружения — авиации. В Чите на базе воздухоплавательной роты в начале 1910 года была создана школа по подготовке мотористов-механиков для воздухоплавания. Выпуск 21 специалиста состоялся в апреле 1911 года. А в ноябре 1910 года под Севастополем состоялась торжественная церемония открытия первой в стране офицерской школы.

Через год, в ноябре 1911 года, 4-я воздухоплавательная рота в Чите была расформирована, а на её базе создан 1-й авиационный отряд. Тогда в России было основано шесть отрядов. Летом 1912 года в Читу поступило шесть самолётов «Фарман», построенных во Франции. В том же 1912 году в Петербурге начала свою работу мастерская авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода, главным конструктором в которой стал выдающийся инженер Игорь Сикорский. В 1913 году под его руководством был построен первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь», в том же году был показан и опытный образец первого в мире многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец».

Вновь обратимся к «Энциклопедии Забайкалья», в которой Борис Родиков констатировал: «Меньшая часть роты вошла в состав 30-го авиационного отряда, который воевал на Западном фронте против кайзеровской Германии, а основная часть под своим наименованием действовала на Румынском фронте. В ходе боевых действий 6-я авиационная рота выполняла следующие задачи: вела воздушную разведку, поддерживала связь между частями и соединениями».

А дальше? Дальше был 1917 год. Великому князю Александру Михайловичу повезло. Он сумел эмигрировать в Париж, где до конца жизни состоял почетным председателем Союза русских военных лётчиков. Игорь Сикорский эмигрировал в США, где создал первые вертолёты. А первые лётчики России оказались вскоре кто у красных, а кто у белых.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 

 

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№33 (1621) // 12.08.2020 г.



Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net