Главная / Авторы / Александр Баринов / Дорога двух океанов. Первый этап
Дорога двух океанов. Первый этап
13 ноября 1851 года в Петербурге была открыта Николаевская железная дорога


13 (1-го по старому стилю) ноября 1851 года в Петербурге была торжественно открыта железнодорожная магистраль, связавшая Северную Пальмиру с Белокаменной Москвой. По сути дела это была не только одна из первых дорог Российской империи, но и первый этап гигантской магистрали, которая протянется от Балтики (считай — Атлантики) до Великого Тихого океана.

Решение о строительстве Николаевской, как стали называть эту дорогу (название сохранялось до 1923 года, когда она была переименована в Октябрьскую), было принято лично императором Николаем I (Комитет министров был против). Соответствующий указ он подписал 1 февраля 1842 года.

Строительство началось летом 1843 года. Это была не такая уж длинная (всего 650 километров), но непростая дорога. Достаточно сказать, что на ней было построено 8 больших мостов и 182 средних и малых, 69 водопроводных труб, 19 путепроводов, 34 станции и два великолепных вокзала. И это во времена, когда не было ни самосвалов, ни экскаваторов, ни бульдозеров, ни другой привычной сегодня техники.

Стоит отметить, что строили её из отечественных материалов и готовились к её открытию весьма основательно. На её строительство было поставлено около 800 тонн рельсов, произведённых на железоделательном заводе в Калужской губернии. А локомотивы для дороги с 1844 года, то есть ещё на этапе её строительства, поставлял Александровский завод в Петербурге, на котором для этой магистрали было сделано в общей сложности 92 пассажирских и 122 грузовых паровоза. Вагонный парк Николаевской дороги состоял из 2669 крытых и открытых вагонов, полувагонов и грузовых платформ.

Строительство дороги было полностью завершено в начале августа 1851 года, но прежде чем её торжественно открыли, она была основательно проверена на безопасность движения. Первыми из Москвы в Петербург прибыли поезда с батальонами лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, двумя эскадронами лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и с дивизионом гвардейской артиллерии. 19 августа по дороге (туда и обратно) прошёл специальный императорский поезд. И уж затем она была открыта, преодолев скептицизм многих критиков.

И уже в ХIХ веке европейская часть страны была покрыта достаточно густой сетью железных дорог. В 1875 году железная дорога соединила Москву и Самару на Волге.

И в 1884 году при Александре III было принято решение о строительстве Великого Сибирского пути. На следующий год началось возведение Южно-Уральской железной дороги. Эта магистраль была построена в рекордно (по тем временам) короткие сроки. Уже в сентябре 1888 года было открыто движение поездов от Самары до Уфы, через два года – до Златоуста, а 25 октября 1890 года первый поезд пришёл в Челябинск. Поезда пошли в Западную Сибирь.

А в 1891 году императором был подписан официальный рескрипт о начале строительства Транссибирской магистрали, который в мае того года во Владивостоке огласил наследник престола, цесаревич Николай Александрович, будущий Николай II. Магистраль устремилась к Тихому океану. Неслучайно на фронтонах туннелей на Яблоновом хребте, по которому проходит великий водораздел, были сделаны надписи: «К Великому океану» и «К Атлантическому океану». В 1900 году была принята в постоянную эксплуатацию Забайкальская железная дорога. А в 1903 году, когда Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) соединила Забайкальскую и Уссурийскую магистрали, поезда пошли от океана до океана. Вся эта история (с начала строительства Николаевской дороги) заняла 60 лет.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"
 

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№46 (1582) // 13.11.2019 г.

Вернуться на главную страницy

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net