Модель двигателя, вырабатывающую электроэнергию из выхлопных газов, создали на кафедре автомобильного транспорта ЗабГУ. Двигатель вполне вмещается в полиэтиленовый пакет. Маленькое и технологичное устройство создано Андреем Клочковым под руководством доцента кафедры, кандидата технических наук Евгения Олеговича Паламодова.
Пока Андрей настраивает газовую горелку в мастерской, пахнувшей на меня машинным маслом, прошу рассказать о чудо-устройстве.
– Это свободно-поршневой двигатель с линейным генератором. Приспособлен для утилизации выхлопных газов в любой технике, где есть выброс тепла, и преобразование его в электрическую энергию.
Двигатель может использоваться как мобильная электростанция в походах. Зарядить мобильный телефон, планшет, включить радио – всё, что угодно. Работать свободно-поршневой двигатель может и от солнечной энергии, надо только лишь модернизировать его для улавливания солнечных лучей. Его можно встроить в котёл в домовом отоплении – топишь котёл и получаешь электричество. Если сделать его съёмным, можно получать электричество на костре. Аналогов в мире, уверяет изобретатель, его агрегату нет.
Модель при этом собрана из подручных материалов: в нём можно разглядеть кожух от старого точила, кусок ДСП, магниты, фрагмент от детской игрушки, банку из-под тушёнки, жестяную тарелку…
Ровно месяц (столько понадобилось будущему выпускнику на работу над дипломом) в своей маленькой домашней мастерской Андрей корпел над двигателем. Закончил в шесть утра, а в десять часов уже пошёл с ним на защиту.
– Собрал, поставил на обычную плитку нагревать – не работает. Всё, думаю, что-то не так… Оказалось, мало нагрел. Потребовалось 10 минут, и двигатель заработал, – вспоминает бессонную ночь перед защитой Андрей. Всё дело было в небольшом просчёте.
На кафедре автомобильного транспорта уже планируется создание промышленного образца данного двигателя. По словам доцента кафедры Евгения Паламодова, двигатель будет предложен для установки на КамАЗ:
– Его можно с успехом использовать для холодильников на фурах. За счёт этого изобретения будет разгружен двигатель, будет экономия на топливе. Холодильник будет работать от тепловой энергии выхлопных газов двигателя автомобиля. При этом экономится моторесурс двигателя. У конструкции свободно-поршневого двигателя очень большой ресурс – 50 тысяч моточасов, в то время как у обычного двигателя он составляет шесть тысяч моточасов, – рассказывает Евгений Олегович, а Андрей добавляет, что никакого обслуживания двигатель не требует: «Работает и всё».
Вот такие толковые ребята учатся на кафедре! Евгений Олегович вспоминает экскурсию на вертолётный завод, куда водил своих студентов.
– Нас попросили помочь в разработке ключа для «гайки жизни». Чтобы закрепить винт на валу, необходимо затянуть большую «гайку жизни». Момент затяжки очень сложный – специальным ключом её затягивают всем экипажем. Мы пришли, посмотрели. Проект нового ключа, который кратно облегчил затяжку гайки, стал дипломным для студента Ивана Калинина. Позже его пригласили работать на завод в технический отдел.
Постоянно на кафедре работают над автомобилем «Гуран», расширяют модельную линейку. Уже который год проекты участвуют в выставке научно-технического творчества молодёжи Забайкальского края. В прошлом году проект автомобиля скорой помощи для Забайкальского края занял третье место.
– Как создавался этот автомобиль? Делали, как огород городили! Не было любви к этой машине, инженерных подходов. Не было связи с водителем, носилки были неудобными, как и места для докторов. Мы проанализировали эти недостатки и устранили их, – с гордостью рассказывает Евгений Паламодов.
А студенты кафедры Василий Марченко и Антон Козелков завоевали призовое место на всероссийской научно-технической выставке НТТМ-2016, представив проект линейки пожарных автомобилей, выполненных с применением модульного проектирования на базе автомобиля «Гуран-2318».
Студенты совместно с преподавателями разработали уже третий по счёту проект молоковоза, бурильную установку, машину для посевной. Евгений Олегович сегодня работает над проектом создания библиобуса – передвижной библиотеки с читальным залом, которая бы перемещалась из села в село, перевозя необходимые книги для сельского населения. Также в Чите было поставлено на производство изобретение Паламодова – респиратор «Лепесток-200» (срок действия патента закончился) на базе Читинского центра социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению.
Главная проблема изобретателей – применение их трудов на деле и трудоустройство.
– Все мы понимаем, в каком состоянии сегодня промышленность Забайкальского края. 88-й ЦАРЗ закрылся, а мы с ними сотрудничали постоянно, пополняли кадровый потенциал молодыми специалистами, способными самостоятельно решать сложные инженерные задачи на уровне изобретений. Нет машзавода. Шесть лет подряд я задаю во время прямой линии вопрос нашему президенту: почему в России нет патентного закона? Хотелось бы узнать и о таком документе, как авторское свидетельство, которое существовало в СССР и которое необходимо ввести в новый закон о патенте, – рассуждает Евгений Олегович.
Сегодня, чтобы подать заявку на патент, нужно заплатить госпошлину 4200 рублей, если ответ будет положительным, то изобретателю нужно заплатить ещё 3100 рублей. Кроме этого патент нужно поддерживать в силе в течение 20 лет, отдав за этот период 34 тысячи рублей. Наши изобретатели с их светлыми умами за свои же труды должны платить деньги государству, которое не особо-то и спешит внедрять новые изобретения.
Евгений Олегович вспоминает: в 1981 году каждое четвёртое изобретение в мире было создано в СССР, из них внедрялся только 1%. Остальные лежали на полках.
– Сегодня в России внедряют в производство менее 1%. В нашей стране многие патенты на изобретения не поддерживаются в силе, – подводит черту под теперешней действительностью изобретатель Паламодов.
Но пусть наши кулибины, несмотря ни на что, не опускают талантливых рук!
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Ольга Чеузова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№33 (1465) // 16.08.2017 г.
0 комментариев