4 мая 1919 года днём три тысячи студентов Пекина собрались на митинг протеста на современной площади Тяньаньмэнь (тогда говорили — у Ворот небесного спокойствия).
Поводом к протесту стали решения Парижской конференции (1919-1920), на которой подводились итоги Первой мировой войны и определялись новые правила международной жизни. В её работе принимали участие делегации 27 государств, в том числе и Китая. Делегацию этой страны возглавлял дипломат Лу Цзэн-Цзян (1871-1949). Они потребовали, чтобы оккупированный ещё в конце ХIХ века Германией Шаньдунский полуостров (включая порт Циндао), захваченный в 1914 году Японией, был возвращён Китаю. Кроме того, члены делегации требовали положить конец таким империалистическим институтам, как экстерриториальность, дипломатическая охрана и иностранная аренда. Западные державы отказались поддержать эти требования, по сути дела отдав Шаньдунь Японии. В итоге китайская делегация отказалась подписывать итоговый Парижский договор, став единственной страной, так поступившей. Советскую Россию на эту конференцию не приглашали.
Мирно начавшийся 4 мая митинг вскоре перерос в беспорядки. Студенты избили одного из прояпонски настроенного чиновника и сожгли дом одного из министров. Правительство бросило полицию на их усмирение. Было арестовано несколько сотен студентов, что вызвало возмущение по всей стране. Студенческие волнения охватили более 200 городов, рабочие 40 фабрик начали забастовку солидарности со студентами. А китайские торговцы в Шанхае, который был поделен иностранцами на сеттльменты, где местные жители были на положении людей второго сорта, на неделю закрыли свои лавки.
Властям пришлось пойти на попятную — из тюрем страны освободили 1150 студентов. Правительство публично заявило о непризнании Версальского мирного договора, с постов было снято несколько самых одиозных государственных деятелей. Но окончательно успокоить положение не удалось. И 4 мая стало в Китае и легендарным, и символическим днём, положив начало национальному движению, сделавшему его своим названием.
Тем более, что в соседней России полыхала гражданская война, в которой большевики, организовавшие в 1917 году Октябрьскую революцию, постепенно побеждали. И это было весьма заразительным примером.
Как считают современные историки, «Движение 4 мая» обозначило поворот во взглядах китайской интеллигенции, затронувший все стороны интеллектуальной жизни Китая. Именно из лидеров «Движения 4 мая» и возникшего тогда же «Движения за новую культуру» вышли первые сторонники марксизма, а затем ленинизма. Один из организаторов «Движения 4 мая» Ли Дачжао (1889- 1927), позже ставший одним из организаторов Коммунистической партии Китая (КПК) уже в 1919 году призвал «последовать примеру русских». А Мао Цзэдун позже вспоминал: «Китайцы обрели марксизм в результате применения его русскими. Идти по пути русских — таков был вывод». Освоение идей Карла Маркса происходило поначалу через переведённые труды Владимира Ленина и Льва Троцкого.
Идеи «Движения 4 мая» оказали влияние и на такого национального лидера, как Сунь Ятсен. И хотя сам он непосредственного участия в тех событиях не принимал, он не мог не испытать их огромного национального подъёма. И в октябре того же 1919 года Сунь Ятсен заявил о необходимости реорганизации созданной им в 1912 году Чжунхуа гэминьдан (Китайской революционной партии) в Чжунго гоминьдан (Китайская национальная партия). Неслучайно одним из важнейших итогов событий 4 мая 1919 года и «Движения 4 мая» стало формирование через пять лет в этой стране единого антиимпериалистического фронта, который создали Гоминьдан и КПК.
В память об этом событии правительство КНР в декабре 1949 года официально объявило 4 мая Днём китайской молодёжи.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
Фото: commons.wikimedia.org
«Читинское обозрение»
№18 (1710) // 04.05.2022 г.
0 комментариев