Главная / Авторы / Денис Приходько / Движение не знает выходных
Движение не знает выходных


День железнодорожника ежегодно отмечается в первое воскресенье августа. Это особенный праздник, потому что стальная магистраль играет важную роль в жизни не только всей страны, но и многих семей. В ОАО «РЖД» гордятся династиями, в которых из поколения в поколение передаются мастерство и трудовые традиции. Так на Забайкальской магистрали работает уже четвёртое поколение семьи Белохвостовых.

Семейный подряд

Накануне праздника мы встретились с одним из представителей путейской династии — Дмитрием Белохвостовым, поговорили о профессии, жизни, о прошлом и будущем.

Родоначальником железнодорожной семьи является прадед Дмитрия — Поликарп Матвеевич, который начал свой трудовой путь с должности путевого обходчика и дослужился до начальника Сретенской ветки. Его дело продолжил сын — Геннадий Поликарпович, он также работал на Сретенской однопутке машинистом автомотрисы, перевозил путейцев до места проведения ремонта.

Отец Дмитрия — Олег Геннадьевич Белохвостов — после демобилизации из армии работал на станции Куэнга в цехе дефектоскопии, затем на станции Шилка, позднее монтёром пути в Чернышевск-Забайкальской дистанции. После переезда в Читу стал дорожным мастером 6-го линейного участка Читинской дистанции, что в районе станции Антипиха. В его копилке множество благодарностей за добросовестный труд и наставническую деятельность, в том числе знак «Лучший дорожный мастер ОАО «РЖД».

Своим сыновьям Олег Геннадьевич с детства прививал любовь к железной магистрали, теперь они успешно продолжают семейное дело. Младший — Максим — работает машинистом в Чернышевском депо. Старший — Дмитрий — дорожный мастер Читинской дистанции пути (ПЧ-4).

На верной колее

Всё детство и юность Дмитрий провёл рядом с железнодорожной станцией Куэнга. Работа и дом родителей находились совсем близко. Он любил наблюдать за тем, как путейцы меняют шпалы, разглядывать проезжающие мимо составы — гадал над содержимым грузовых вагонов, представлял, куда могут ехать пассажиры. Одним словом, под перестук колёс и аромат креозота основательно пропитался железнодорожной атмосферой.

Когда пришло время выбирать профессию, наш собеседник рассматривал и другие варианты:

— После срочной службы предлагали остаться в армии, был вариант уйти в торговлю, какое-то время пожил в Чите. Жизнь покрутила и в итоге привела на железную дорогу. Отец повлиял на моё решение, он на тот момент уже работал дорожным мастером, сказал: «Хватит от судьбы бегать, пришло время унаследовать нашу семейную профессию». Вернулся в родную деревню Куэнга. К слову сказать, с трудоустройством на РЖД тогда было сложно, изначально меня приняли только по гражданско-правовому договору на смену шпал. Потом устроился в цех дефектоскопии оператором тележки- дефектоскопа, путеизмерительной тележки. Когда уже был монтёрам пути, помню, как с ребятами соревновались в скорости смены шпал, расшивке и подбивке «костылей». Часто я побеждал, был одним из лучших. Спустя какое- то время стал бригадиром пути, а лет через пять решил переехать в Читу.

Остаётся верен своему выбору

В Читинской дистанции свой путь Дмитрий вновь начал с должности рядового монтёра. Работал и одновременно получал высшее образование в ЗабИЖТ по специальности «Строительство железных дорог и путевое хозяйство». Параллельно обучению технической грамотности происходил довольно быстрый карьерный рост — от бригадира до дорожного мастера, а это уже центральная фигура в путевом хозяйстве.

Сегодня Дмитрий отвечает за текущее содержание путей второго линейного участка, обеспечивает безопасное движение поездов, их бесперебойный пропуск. Кроме того, в его обязанности входит обслуживание и ремонт подъездных путей, ведущих к организациям, например, по одному из таких участков на Читинскую ТЭЦ-1 в вагонах доставляют уголь.

— Зона моей ответственности на главном ходу Транссиба начинается от путепровода в районе посёлка Аэропорт и заканчивается остановочным пунктом в районе озера Кенон, — уточнил наш герой.

В сфере железнодорожного транспорта есть множество специальностей, но Дмитрию ближе путевое хозяйство. Он признаётся, что любимую работу на другую не променял бы:

— В институте параллельно основной специальности нас учили управлять локомотивом. В принципе, садись и езжай, но не моё это. Кабинет или офис, без движения, среди бумаг — это слишком уж скучно. Мне интереснее работать на путях, я этому семнадцать лет жизни посвятил. Скажу больше, я, наверное, и жизни-то без этого уже не представляю. Порой всё надоест, хочется махнуть рукой и уйти, а потом думаешь: «Это же всё моё, родное — железное. Я на своём месте».

А плюсов больше

Любой человек со стороны знает, что РЖД — это не просто компания, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов, это один из ключевых работодателей страны. Её сотрудникам обеспечены стабильность, хорошая зарплата без задержек и обмана, премии и поощрения, социальные гарантии, перспективы карьерного роста.

Рассуждая о плюсах и минусах путейской доли, Дмитрий соглашается, что работа непростая — постоянно на улице, в любую погоду, с тяжёлым инструментом на плечах. Нужно быть дисциплинированным и выносливым, многие не выдерживают высокого ритма и уходят, а уж если остаются, то на всю жизнь.

Что касается мастера, то днём и ночью нужно быть готовым выйти на свой участок, возглавить ремонтные работы и не покидать его до устранения неисправности. А потому он должен быть волевым, ответственным, внимательным и технически грамотным:

— Я всегда на телефоне, всегда на связи. Нет такого, как на заводе — вечером станок выключил, ушёл домой и до утра обо всём забыл. Я и дом построил рядом со своим участком, потому что в любой момент, в любое время суток могут позвонить и вызвать. Как говорится, движение не знает выходных. Для меня основной плюс — это стабильность и уверенность в будущем. Кроме того, мне нравится работать в коллективе, — отметил Дмитрий.

Дружная команда

Среди коллег Дмитрий пользуется заслуженным авторитетом, под его чутким руководством трудится двадцать один человек. Уважают за то, что, пройдя цепочку от рядового монтёра пути до бригадира, а затем и дорожного мастера, он на своём опыте прочувствовал всю сложность этой работы.

Каждое утро после планёрки и инструктажа он отправляется со своей командой на перегон:

— Контингент, в принципе, разный, чисто мужской коллектив, которым нужно учиться руководить. Где-то быть пожёстче, где-то можно похвалить. Если вижу, что человек старается, ответственно выполняет порученное ему дело, с энтузиазмом, то это обязательно нужно отметить, поощрить, премировать. Ну, а если кто-то работает спустя рукава, подводит не только меня, но и коллектив, тут спуску давать нельзя. Дурной пример особенно заразителен, он дисциплину разлагает очень быстро. Одним словом, метод кнута и пряника действительно эффективен.

По словам нашего собеседника, коллектив серьёзно обновился за последние несколько лет, когда многие ребята стали участниками СВО. Новые люди приходят, их радушно принимают. За каждым новеньким обязательно закрепляется наставник.

— Лучше всего с ответственной миссией наставника справляется бригадир пути Телегин Владимир Евгеньевич. Он дисциплинированный и трудолюбивый, имеет большой стаж. Охотно делится опытом с молодыми, старается найти подход к каждому. У него получается доступно объяснять премудрости профессии, — рассказал Дмитрий.

В небольшом коллективе, которым руководит мастер Белохвостов, есть свои добрые традиции. К примеру, дружно отмечать различные праздники, причём сбираются семьями.

Есть кому продолжить династию

Супруга Дмитрия — Елена — также работает на железной дороге в Дирекции инфраструктуры. Познакомились они случайно, уже позднее в процессе общения узнали, что оба трудятся в одной сфере. Сейчас воспитывают двоих детей: дочь пошла во второй класс, сыну четвёртый год. Возможно, он продолжит семейное дело Белохвостовых.

— Уговаривать, заставлять и направлять его не буду. Считаю, что у каждого человека есть право самостоятельно выбрать путь своей жизни. Если этот путь окажется железнодорожным, буду очень рад. Хотя уже сейчас видно, что он тянется к этой сфере, проявляет интерес, постоянно говорит: «Папа, поехали к тебе на работу на поезда смотреть. Как колёса стучат, послушаем».

Когда у человека есть свой дом и земельный участок в двадцать соток, ему всегда есть чем заняться в свободное время.

— Исхожу из принципа: если я могу сделать сам, причём лучше, чем мне предлагают подрядчики или мастера одиночки, то делаю сам. Естественно, если позволяют финансы и время. Например, научился изготавливать тротуарную плитку. Люблю ремонтировать автомобили. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех железнодорожников с профессиональным праздником! Пожелать процветания, успеха в работе, семейного и финансового благополучия. Счастья и добра, — подвёл итог нашей беседы Дмитрий Белохвостов.

Все материалы рубрики «Люди родного города»

 

 

 

 

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№31 (1827) // 31.07.2024 г.

Вернуться на главную страницу

2 комментария

  • И Иван Лишанчин

    Димка — Красавчик!
    На таких людях и держится РЖД! Уважение! С Праздником!

    Ответить
  • И Иван Лищанчин

    👍

    Ответить
Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net