Главная / Авторы / Людмила Арзамасцева / «Если быть, то быть первым»
«Если быть, то быть первым»
Прошёл урок мужества, посвящённый 85-летию пребывания легендарного лётчика Валерия Чкалова в Чите


Под таким девизом в Военно-историческом музее Дома офицеров Забайкальского края прошёл урок мужества, посвящённый 85-летию пребывания легендарного лётчика Валерия Чкалова в Чите.

Детство, юность

Зал заполнили юнармейцы военно-патриотического клуба Дома офицеров «Патриоты Забайкалья», военнослужащие Читинского гарнизона и шестой дивизии ПВО, сотрудники Управления Росгвардии по Забайкальскому краю.

На большом экране – красивое и мужественное лицо Валерия Чкалова, звучат фанфары. Собравшихся приветствует заведующая музеем Надежда Николаевна Закаблуковская. Далее – короткая информация о детстве и юности будущего героя. Родился 20 января 1904 года в селе Василёво Нижегородской области. Ему не было и шести лет, когда умерла мать. В семь, как все дети, пошёл учиться. Успешно окончил начальную школу, поступил в Череповецкое техническое училище. Вскоре училище было закрыто, Валерий вернулся в родное село, работал подручным молотобойца, кочегаром, чуть позже – на пассажирском пароходе. С палубы этого корабля увидел пролетавший над Волгой гидросамолёт. Этот момент и стал отправной точкой к будущей профессии. В глубине души зародилась пока ещё не осознанная, но тревожащая душу мечта о небе. Но до осуществления её было ещё далеко. А пока записался добровольцем в Красную Армию и был зачислен слесарем в Канавинский авиапарк. Выезжал на линию фронта, собирал и доставлял в авиапарк остатки сбитых самолётов для восстановления. С 1921 по 1924 год обучался лётному и военному делу в четырёх учебных заведениях, совершенствуя своё мастерство лётчика-испытателя. После – служба в Ленинградской Краснознамённой авиаэскадрилье имени П.Н. Нестерова. В ноябре 1930-го Валерий Чкалов – уже лётчик-испытатель научно-исследовательского института ВВС. Здесь – более 800 полётов, испытание в воздухе на предельных нагрузках тридцати типов машин.

«Сталинский маршрут»

В январе 1933 года Чкалов – сотрудник Нижегородского авиационного завода, один из лучших лётчиков-испытателей. За исключительное мужество и смелость, проявленные при испытании истребителей И-15 и И-16 в мае 1935 года, награждён орденом Ленина. Но останавливаться на достигнутом – не в характере Чкалова, его всегда манит всё новое и неизведанное. С огромным интересом и вниманием следит за успехами в освоении Арктики, за рекордами дальних беспосадочных перелётов зарубежных и советских лётчиков.

В 1936 году лётчик-испытатель Г.Ф. Байдуков, друг и сослуживец Чкалова по работе в научно-исследовательском институте ВВС, предложил ему возглавить экипаж и совершить перелёт через Северный полюс. Такой маршрут – сложное, рискованное предприятие, требующее особой подготовки и знаний метеорологической обстановки Севера. Правительство СССР разрешило полёт только в пределах территории Советского Союза. Тогда же был утверждён состав экипажа: командир – Валерий Чкалов, знаменитый к тому времени лётчик испытатель, которому исполнилось 32 года. Второй пилот – тоже лётчик-испытатель Георгий Байдуков. Он был на три года моложе. В его послужном списке – перелёты из Москвы в Варшаву и Париж. Штурману Александру Белякову шёл сороковой год. Это был крупнейший специалист аэрона вигации, начальник кафедры Военно-воздушной академии, флаг-штурман отряда авиации особого назначения.

Вся тройка поселилась на подмосковном аэродроме и целиком посвятила себя подготовке к сложному рейсу. На карте большую часть пути проложили через Северный Ледовитый океан над совершенно не исследованными районами. В самолёте АНТ-25 были сконцентрированы новинки авиационной техники. Впервые поставили убирающиеся в полёте шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъёмом, антиобледенительное устройство, приборы для ориентировки при отсутствии видимости, самый современный мотор конструктора Микули на (940 л.с.), размах крыльев в 34 метра – самый длинный в то время в советском авиапарке.

Запас горючего – 6500 л, воздушный потолок самолёта – 7 тыс. метров, максимальная скорость – 210 км в час (сейчас – 800-900 км в час и высота 9 тысяч метров).

Утром 20 июля 1936 года с подмосковного аэродрома «Щёлково» стартовал один надцатитонный АНТ-25. «Погода ясная, лёгкий туман» – первая запись в бортовом журнале. Но уже через несколько часов погода сильно испортилась. Самолёт болтало, трясло из-за обледенения, сносило. В связи с циклонами пришлось много раз менять курс. Летели практически вслепую. На другой день – внизу Северная земля, бухта Тикси. На третий, сделав круг почёта над Петропавловск Камчатским и сбросив вымпел с приветствием, взяли курс на Сахалин. Снова дождь, туман, видимость почти нулевая, обледенение. Стали срочно снижаться. Вечером радировали: «Туман до земли. Беда» и получили приказ прекратить полёт и приземлиться при первой возможности. Выйдя из облачности буквально в 10-15 метрах от поверхности воды, пилоты определили, что самолёт находится в заливе Счастья, неподалёку от Николаевска на-Амуре, в районе трёх небольших островов – Кэос, Лангр и Удд (теперь они соответственно называются островами Белякова, Байдукова, Чкалова). АНТ-25 удачно приземлится на песчаной косе острова Удд.

Но предстояло возвращение домой. С грунтового поля не взлететь. Как быть? Нужна деревянная взлётная полоса длиной 500 и шириной 30-50 метров. Руководство Хабаровского края, Особой Дальневосточной армии и НижнеАмурской области отправили на остров десант строителей. Находясь в Охотском море, камчатский пограничный корабль «Дзержинский» получил радиограмму с просьбой об оказании помощи. Ранним утром 24 июля 1936 года «Дзержинский» прибыл на остров Удд и доставил пило материалы, из которых была построена взлётная полоса. Механики и слесари корабля выточили ось для сломанного шасси моноплана. Матрос Алфимов сделал на фюзеляже самолёта надпись – «Сталинский маршрут».

Пока шло строительство полосы, экипаж Чкалова побывал в городе Николаевске на-Амуре и встретился с жителями в доме Красной Армии. Выступали прямо в меховых унтах, другой обуви у них не было. Полосу построили быстро. Всё население острова пришло перетаскивать самолёт на деревянную дорожку. К узлам шасси привязали по толстому длинному канату, за которые взялись русские, нивхи, мужчины, женщины и даже дети.

АНТ-25 поднялся в воздух 2 августа в 1 час 40 минут, на прощание помахав крыльями гостеприимным жителям острова.

Легендарный экипаж в Чите

«На пути в Москву ещё предстояло сделать остановки в Чите, Красноярске и Омске, о чём настоятельно просили жители этих городов… 6 августа погода над отрогами Хинганского хребта резко улучшилась, и мы благополучно, за 11 часов полёта, перескочили из Хабаровска в Читу. На Читинском аэродроме экипаж «АНТ-25» встречали представители партийных и советских организаций, командование Забайкальского военного округа и рабочие промышленных предприятий», – писал Георгий Байдуков. В Чите, на стадионе «Динамо» (где сейчас собор Иконы Казанской Божьей Матери), состоялась встреча читинцев со знаменитым экипажем. Выступление Валерия Чкалова вызвало шквал оваций, митинг затянулся, народ не хотел отпускать героев. Утром 7 августа экипаж вылетел из Читы в Красноярск.

В этом беспосадочном маршруте было пройдено 9374 километра за 56 часов 20 минут, причём более 10 часов слепого перелёта. Самолёт с успехом выдержал это испытание! В августе 1936 года на острове Удд моряками был по ставлен памятный знак: простая металлическая труба, а наверху самолёт. В 1986 году на этом острове, носившем уже имя Чкалова, поставлена стела высотой шесть метров, а наверху – макет легендарного краснокрылого самолёта.

«Если быть, то быть первым», – эту фразу часто по вторял знаменитый лётчик, потому что она была его жизненным принципом.

18 июня 1937 года прославленный экипаж в том же со ставе снова стартовал, теперь уже по маршруту Москва–Ванкувер (штат Вашингтон, США) через Северный полюс. Это был новый исторический рекорд. А через полтора года комбриг Чкалов погиб при испытании нового самолёта.

Народная любовь к Валерию Чкалову выразилась в присвоении его имени улицам и паркам в Москве, Петропавловске-Камчатском, Ванкувере и сотнях многих других городов. Наша Чита – не исключение. В январе 1939 года улица Уссурийская была переименована в улицу имени Валерия Чкалова.

«Их подвиг поднял высоко рейтинг читинского аэроклуба»…

С огромным вниманием, затаив дыхание, собравшиеся слушали выступление штур манаавиации, полковника запаса, историка-краеведа Б.Г. Родикова. Ветеран авиации рассказал о том, как строился самолёт для такого перелёта, как подбирался экипаж, как готовился полёт: «Байдуков даже подготовил «Солнечный компас». Но, как известно, не повезло с погодой. За три дня ни разу не увидели солнца. Компас не пригодился… Я летал в тех краях. Удивляюсь, как эти ребята, имея простейшие приборы, трое суток в тесноте, без дозаправки сумели совершить такой перелёт. Наконец, увидели остров… Всё население строило настил для взлёта… И полетели домой. Хабаровск, Владивосток, Чита просили о встрече. И вот в Чите приземлился… Это вдохновило наш аэроклуб, созданный в 1934 году: молодёжь пачками повалила в аэроклуб. Улицу переименовали… Я готов склонить голову»… Речь Бориса Георгиевича, знающего эту профессию не понаслышке, испытавшего на себе все тяготы, риски и опасности лётного дела, произвела большое впечатление.

Пока рассказывала Надежда Николаевна и выступал Борис Георгиевич, на экране один за другим менялись слайды: портреты Чкалова, Байдукова, Белякова, групповые снимки прославленного экипажа, самолёт АНТ-25, прочерченный маршрут на картах, встреча на аэродроме героической тройки Сталиным. А вот кадры, где Георгий Байдуков с гордостью, смешанной с восхищением, сам себе задаёт вопрос, как смог командир посадить самолёт, ведь колесо отлетело… Далее – хроника выступления Валерия Чкалова на читинском стадионе «Динамо»… Несколько раз в течение мероприятия артисты ансамбля Дома офицеров исполняли популярные песни о лётчиках: «Марш авиаторов» («Всё выше и выше и выше…»), «Воздушные рабочие войны»… Когда звучала мелодия «Потому что мы пилоты…», в зале дружно подпевали и прихлопывали в ладоши. В заключение встречи для присутствующих была проведена экскурсия по залам музея.

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Людмила Арзамасцева
Фото пресс-центра Дома офицеров
«Читинское обозрение»
№36 (1676) // 01.09.2021 г.



Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net