Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Есть ли шанс на жизнь у забайкальского кинематографа?
Есть ли шанс на жизнь у забайкальского кинематографа?
Раньше снимали кино для того, чтобы зритель поверил в происходящее на экране, а сейчас — наоборот


Общественная экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» прошла на площадке Общественной палаты Забайкальского края. Своё мнение и видение ситуации по этому вопросу высказали члены Общественной палаты и эксперты, имеющие опыт и знания в этой сфере.

Осуществить общественную оценку тех изменений, которые вносятся в федеральный закон о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации, а также внести свои дополнения в существующий проект — именно такая задача стояла перед экспертами круглого стола.

На вопрос о том, приведёт ли принятие закона в изначальной формулировке к достижению обозначенных целей, директор кинотеатра «Удокан» Алексей Бочкарников ответил однозначно: «Не приведёт». Алексей Викторович чётко и подробно обосновал свою позицию:

Формулировкой проекта закона предусмотрено полное финансирование фильмов, созданных режиссёрами-выпускниками вузов с профильным образованием «Режиссура кино и телевидения». Повинуясь здравому смыслу, зададимся вопросом: сколько таких специализированных вузов существует на территории нашей страны? Москва, Питер и ещё два-три крупных города. В стране функционируют одиннадцать вузов, предполагающих обучение по специальности «Режиссура кино и телевидения», в пяти городах России. То есть большая часть субъектов РФ со всей очевидностью не подпадает под действие этого закона. Каким образом регионы должны принимать участие в данной программе, в том числе и Забайкальский край? — сказал он.

Нужно обучать своих
Невольно возникает вопрос о компетенции режиссёров без профильного образования и их праве снимать профессиональное кино. Здесь тоже существует определённая грань, нарушить которую означает — нивелировать высшее образование как таковое и в этой сфере, в частности. В то же время, существует масса примеров, когда режиссёры без соответствующего образования снимали фильмы, ставшие культовыми, и наоборот. В качестве частного примера нынешних дней заместитель директора «Забайкальской государственной кинокомпании», директор кинотеатра «Бригантина» Николай Гадомский привёл факты о якутском кино.

Конечно же, для того чтобы наш кинематограф имел право на жизнь, всё-таки необходима профессиональная подготовка режиссёров, и в этом участники круглого стола сошлись во мнении.

— Ещё год назад я выходил на региональное министерство культуры с вопросом организации на территории Читы и края курсов профессиональной подготовки в области кино, — рассказывает Николай Гадомский. — Многие российские режиссёры практикуют работу с регионами, в связи с чем у нашего края была бы возможность пригласить каких-то известных режиссёров с этой целью. У нас даже была договорённость о сотрудничестве с факультетом культуры ЗабГУ. Если мы говорим о поддержке регионального кино, так давайте будем организовывать на местах филиалы того или иного вуза, занимающегося подготовкой специалистов этого профиля. В советское время режиссёров готовил только ВГИК, и было законодательно запрещено снимать фильмы, не имея профессионального образования. Сейчас ситуация другая, в том числе и по причине удешевления технологического процесса съёмок кино.

Точку зрения представителей молодого поколения региональных кинематографов высказал председатель Союза кинематографистов Забайкальского края Максим Юсупов:

— Я — региональный кинематографист и считаю, что здесь кино можно снимать с минимальными затратами. Здесь всё в тесной увязке — у кого-то локация, у кого-то автомобиль. Я пробовал заниматься этим в Питере, там это сложнее — другие условия, большие расстояния. На самом деле, для того чтобы снять полнометражный фильм, достаточно ста тысяч рублей, конечно, в том случае, если ты совмещаешь в себе множество функций. А потом начинается процесс продажи этого фильма — запуск рекламы, в основном методом интегрирования в популярные фильмы, и так далее. А это несоизмеримо большие затраты. И так живёт весь российский кинематограф. Наш российский фильм в кинотеатрах никогда не окупается, конечно, если это не «Движение вверх», «Легенда № 17» или какие-то ещё культовые фильмы.

А судьи кто?
В законопроекте речь, в частности, идёт о национальном кино, которое призвано работать на патриотическое воспитание наших граждан. Вопрос о том, кто определяет исключительную культурную значимость кинопроекта, поставила председатель Забайкальского регионального отделения Союза писателей России, член комиссии по культуре и гармонизации межнациональных отношений региональной Общественной палаты Елена Чубенко. По её мнению, при государственной поддержке нередко снимаются картины, грубо искажающие историю России и, в частности, событий Великой Отечественной войны.

Финансируемые государством фильмы нередко далеки от художественного и культурного идеала, а те, что несут в себе патриотическую составляющую, не становятся кассовыми, — высказала своё мнение Елена Ивановна. — Так, проект Сарика Андеасяна «Защитники» — первый российский супергеройский фильм, знакомящий зрителей с фантастическими способностями выходцев из бывших советских республик, оказался мало кому интересен и был вынужден вернуть Фонду кино предоставленные бюджетные средства в размере 50 миллионов рублей. Негативные отзывы посмотревших снижали количество желающих посмотреть фильм. «Защитники» дебютировали в российском прокате на втором месте, но уже на вторую неделю кассовые сборы упали на 90 %. В результате лента не смогла отбить даже собственный бюджет в 380 миллионов рублей. В то же время, ленты «Матильда» и «Викинг» с бюджетом в 25 миллионов долларов и 738 миллионов рублей соответственно, в которых откровенно искажена история страны, успешны в прокате. Складывается ощущение, что их снимали наши враги, желающие показать, насколько отставшей и прогнившей была Россия конца XIX и начала ХХ века. На мой взгляд, недопустимо, чтобы культурную значимость проекта определяла исключительно зрелищность.

Главное, чтобы картинка была
Трудно не согласиться с точкой зрения Елены Ивановны, однако, к сожалению, современные реалии диктуют совершенно другие условия.

— У нас в стране более пяти тысяч кинотеатров, и почти 90 % из них частные. Большинство из них, за редким исключением, живут исключительно за счёт собственных средств, — рассказывает Алексей Бочкарников. — Соответственно, кинотеатры не станут брать фильмы, на которые никто не ходит. Если фильм не кассовый, то нет дохода ни у кинотеатра, ни у киностудии. Остаётся ли в этой ситуации место для разговоров о национальной идее и качестве съёмок? Возьмите, к примеру, фильм «Подольские курсанты», в котором и с точки зрения истории всё хорошо, и с точки зрения сюжета, но его никак нельзя назвать кассовым. В то же время, какой-нибудь экшен, по сути, ни о чём, собирает полные залы. Для привлечения внимания современного зрителя почти всегда в основе фильма должна быть экшен-картинка, это определяет успех ленты. Режиссёру легче снять немного приукрашенный или приглаженный в ту или иную сторону фильм и иметь полные залы, чем выпустить чёткую повествовательную ленту себе в убыток. В итоге социально значимые фильмы остаются в стороне от зрительской аудитории, большая часть населения их просто не увидит. Зачастую людей буквально на верёвке нужно тащить на просмотр фильма патриотического содержания. Эту ситуацию ещё хоть как-то можно решить, к примеру, со школьниками, но совершенно невозможно воздействовать в этом смысле на взрослую часть населения.

Меры поддержки нужны
Все эксперты сошлись во мнении, что изначально формулировка закона возникла из необходимости поддержки выпускников вузов, имеющих специальности «Режиссура кино и телевидения», которым сложно найти финансы на создание дебютного фильма. У нас таких специальностей, к сожалению, не существует, но во всех без исключения регионах, в том числе и в Забайкалье, работают и осуществляют съёмочный процесс художественных, авторских, научно-популярных, анимационных фильмов люди яркие, талантливые, хотя и не имеющие профессионального образования в сфере киноискусства. Поскольку в документе никак не отражены меры поддержки наших одарённых земляков, способных создавать достойные фильмы национального уровня, все собравшиеся поддержали мысль председателя комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений региональной Общественной палаты Александра Кибалина о направлении в Общественную палату Российской Федерации ряда предложений. По мнению общественников, необходимо ввести государственное финансирование дебютных фильмов выпускников вузов соответствующих образовательных организаций, категорией региональных кинорежиссёров, создающих фильмы высокой художественной и культурной значимости. Кроме того, было рекомендовано обозначить в законе конкурсную или экспертную оценку фильмов, заявленных для государственного финансирования, предусмотрев при этом участие в составе экспертных комиссий региональных представителей. Необходимым эксперты посчитали и предложение об уточнении понятия «Национальный фильм высокой художественной и культурной значимости» с тем, чтобы сформулировать конкретные критерии отнесения фильма к данной категории.

Попкорновое развлекательное кино, в процессе просмотра которого никто и не задумывается о сути, а тем более — о правдивости сюжета, похоже, всё больше и больше вытесняет фильмы, наполненные смыслом. Всё чаще ведутся разговоры о том, что раньше снимали кино для того, чтобы зритель поверил в происходящее на экране, а сейчас — наоборот. Что же, радует уже то, что современная молодёжь пока не отнесла кинотеатры к устаревшим формам досуга, а значит, и у регионального кинематографа есть шанс на жизнь.

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№43 (1683) // 20.10.2021 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net