Ну, наконец-то в Забайкалье наступило долгожданное тепло. Это повод проводить на свежем воздухе больше времени, а ещё — отправиться в какое-нибудь путешествие: для начала — на дачу или по Забайкалью. Традиционно, пригородные поезда для этого сгодятся лучше всего: комфортнее и безопаснее, чем на автомобиле. Что же нового готова предложить Забайкальская пригородная пассажирская компания, нам рассказал её генеральный директор — Евгений Силантьев.
— Евгений Вячеславович, как бывалый пассажир электричек поинтересуюсь, появятся ли новые маршруты в ближайшие месяцы?
— В преддверии летних пассажирских перевозок хочу сообщить о том, что рейсов и поездов меньше не будет. В нынешних непростых экономических условиях это, пожалуй, самая хорошая новость.
Традиционно, на летний период назначим дополнительные поезда на дачные маршруты. Усиливается дачное направление пригорода Читы. Хотя дополнительных поездов нужно гораздо больше. Вы и без меня знаете: электричек не хватает. Необходимо усилить и сретенский маршрут, хотя для этого требуется финансирование. Хочется обратиться к властям региона, чтобы проехали в том направлении в переполненном вагоне и поняли, как оно востребовано. Нужен ещё один вагон. Понятное дело, всё упирается в деньги, но что важнее — деньги или люди? Считаю необходимым всегда ориентироваться в пользу пассажиров.
— В прошлом году вы обрадовали новостью, что у нас в регионе появятся новые электропоезда и вагоны для пригородных перевозок. Удалось ли это осуществить и как?
— По инициативе компании «Российские железные дороги» и совместно с регионом всё-таки реализована программа модернизации и обновления подвижного состава. На сегодня у нас осталось лишь два электропоезда старого образца, которые завершают свой эксплуатационный срок. Работают они уже на «подмене». Старые поезда будут заменены в ближайшие пять лет.
У нас также не осталось ни одного старого вагона на локомотивной тяге. Теперь есть вагоны нового поколения, удобные, с обеззараживанием воздуха, системой кондиционирования, биотуалеты комфортной планировки. Всё, что желал пригородный пассажир, всё есть.
Кроме того, зимой мы будем иметь возможность не топить котёл, а обогреваться от электричества — своего рода вклад в улучшение состояния атмосферы.
— А когда был построен новый подвижной состав?
— Год выпуска — 2022-й, прямиком с завода — в Забайкальский край. Всего у нас 25 пригородных компаний по стране, и Забайкальская стала первой, которая получила новые пригородные поезда.
— Ещё ваш предшественник Николай Гаджала говорил о долге Забайкальского края перед Забайкальской пригородной компанией (речь идёт о компенсации выпадающих доходов за перевозки пассажиров). О какой сумме идёт речь?
— Долг составляет почти 3 млрд рублей, краевые власти его стабильно выплачивают. В соответствии с решением суда и мировым соглашением, график выплат соблюдается. Есть проблемы с текущими платежами, в стадии обсуждения. Текущие платежи — это за 2023-22 годы.
— Сколько лет будем отдавать этот долг?
— Срок — до 2032 года. Выплачивается долг равными долями.
— Что можете сказать о компьютерных технологиях и приложениях, разработанных специально для пассажиров?
— Я — сторонник всего нового. Тот опыт, который мне довелось приобрести в Самарской и Башкортостанской пригородных компаниях, реализую здесь. В том числе и различные приложения. Сначала приложение для пассажиров не было централизованным и объединённым со всеми российскими компаниями пригорода. После того как разработали новое — «РЖД-Пассажирам», при содействии Российских железных дорог, подключились все пригородные компании. Теперь это приложение является основным и действенным инструментом для пассажира. Оно постоянно дорабатывается: сначала была лишь покупка билетов, сейчас оно стало ещё и информационным. Можно посмотреть графики, назначения поездов плюс графики поездов дальнего следования. Сейчас в него добавлен сервис по покупке льготных билетов.
В настоящее время действует правило, установленное российским законодательством, о том, что если пассажир садится со станции, где есть стационарная билетная касса и не покупает билет в кассе, то с него взимают 50 рублей комиссионного сбора дополнительно к стоимости проезда. У нас в Забайкалье действует всего две стационарные кассы: на станции Чита-2 и Чита-1. Взимание такого сбора — это абсолютно законно. Пользуйтесь мобильным приложением, уже даже многие пожилые люди освоили его.
— Можно билеты заранее купить и подольше поспать, а не вставать пораньше на поезд.
— Можно в поезде купить, не платить сбор и не бегать в кассу. Приложение доступно и в App Store и в Google Play: регистрируешься всего один раз: вводишь паспортные данные и данные карты, чтобы с неё можно было платить. Хочется обратиться к молодому поколению: помогите своим родителям освоить данный сервис, и вам не придётся бегать с рассадой по вокзалу за билетом. Приобретайте билеты, только лишь льготникам придётся показать паспорт при предъявлении информации об оплате. Но таков порядок.
— А что у нас с опозданиями? Недавно мне довелось быть свидетелем очередной задержки электрички. Станция Антипиха, поезд опоздал почти на час. Вокзал закрыт, на двери — висячий замок. Мало того, что не сразу предупредили о задержке, ещё и на улице, на холоде пришлось ждать. Для кого же у нас залы ожидания, если они закрыты?
— В этой ситуации я вижу две основные проблемы. Одна из них — выполнение графика движения поездов. Забайкальская дорога традиционно грузонапряжённая, её инфраструктура требует особого внимания и постоянного поддерживающего ремонта ввиду ещё и сложных климатических условий. Например, на какой-то другой дороге, расположенной в европейской части страны, нет подобных проблем. То есть в Забайкалье, как правило, причина опоздания — ремонтные работы либо отказ техники. Чтобы на западе страны электричка опоздала — это что-то чрезвычайное. Но там и больше пригородных поездов, там больше населения и постоянная трудовая и учебная миграция. Задержать «рабочий» поезд — нонсенс. Электричку пропускают там даже вперёд фирменных поездов. Однако, трудные условия эксплуатации ЗабЖД не снимают ответственности с железнодорожников.
Забайкальская пригородная компания, как перевозчик, активно борется с опозданиями. Разбор их причин находится под особым контролем всех руководителей, как дорожного уровня, так и центрального аппарата. Мы доказываем, что пригородный пассажир имеет приоритет перед дальним пассажиром, потому что дальний и так едет несколько суток. Для дальнего пассажира опоздание на 40 минут не критично.
Что касается вокзалов, то замок на двери — это непорядок, за что на наших коллег-железнодорожников налагаются определённые санкции. Хозяев у вокзалов как минимум, три. Мы немедленно реагируем на обращения жителей по поводу закрытых дверей. Есть горячая линия пригородной компании, по которой можно сообщить о подобных случаях и прочих непорядках. Днём с 8 утра и до 8 вечера вы можете связаться со специалистами, а вечером передать информацию на автоответчик, и мы обязательно разберёмся. Если кто-то к поезду не открыл вокзал, это является нарушением договорных обязательств и причиной санкций по отношению к нашим партнёрам. Запомните этот телефон: 8-800-301-33-66 и, если вокзал закрыт, звоните.
Да, на пригородных станциях вокзалы закрываются на замок, чтобы в них не собирались вандалы. Но ведь и из этой ситуации есть цивилизованный выход: на каждый вокзал, где есть сотовая связь, установить устройство, через которое оператор может видеть, кто пришёл: компания разнузданных хулиганов или дачник.
— Вопрос о новых поездах. Да, они просторные и комфортные, но лестницы у них не подходят для низких платформ Забайкальской железной дороги. Элементарно очень тяжело забраться в такой поезд с низкой платформы, особенно пожилому человеку. Говорилось, что лестницы наших поездов будут увеличены. Когда же решится данная проблема?
— На исправление этих недочётов повлияла нынешняя экономическая ситуация. Стоимость переоборудования одного вагона для низких платформ — порядка миллиона рублей. Понятно, что это будет делаться за счёт РЖД. Да, мы получили подвижной состав, и у нас есть предложения по внедрению дополнительных опций. Первое — для вагонов локомотивной тяги нужна громкая связь, чтобы оповещать пассажиров об обстановке и нестандартных ситуациях. Также для этих вагонов нужна связь с машинистом, потому что наш проводник, как правило, не в курсе причин опоздания поезда. Не хватает функции поддержания температуры в салоне вагона на стоянке.
И в этом же списке опций — дополнительные ступени. Если для пассажирского вагона данная проблема неактуальна, там ступенька выдвигается, то у пригородного электропоезда подобного устройства нет. Решение разработано и при плановой отправке на ремонт оно будет реализовано. В июле состоится большое совещание во Владивостоке, туда приезжают все гендиректора пригородных компаний, представители многих железнодорожных дирекций. Там обсудим все сложности.
Будем настаивать, чтобы для Забайкалья, где, преимущественно, низкие платформы, проблема решалась в приоритете, так же, как и в приоритетном порядке нам РЖД пошло навстречу и обновило подвижной состав. Задача сейчас — «звонить во все колокола».
— Евгений Вячеславович, жизнь дорожает, не все могут выбраться отдохнуть на пределы края. Что готова предложить пригородная компания любителям отдыха?
— Да, некоторые красоты края, к сожалению, находятся за пределами досягаемости железной дороги. Для тех уголков, где есть железная дорога, мы решили разработать туристические маршруты. Предлагается проводить туры в Нерчинск к Забайкальскому Версалю и на станцию Тургутуй — Яблоневый хребет. Есть идея — организовать доставку туристов и в парк Тужи.
Мы предложили несколько идей создателям централизованной программы развития местного туризма ОАО РЖД. Маршрут Тургутуй 2.0 — это великий водораздел на Яблоневом хребте. Для туристов можно сделать тропы, восстановить памятную арку.
Забайкальский Версаль — наследие Бутина — ещё одна идея сотрудников пригородной компании. Предложено местным властям организовывать в Нерчинск персональный тур. Я был в Нерчинске, увидел город своими глазами, прошёл пешком, почти в пешей доступности от дворца стоит наша платформа. Её восстановили, чтобы можно было принять наш персональный поезд. Мы предлагаем и маршрут выходного дня, и маршрут с ночёвкой в поезде. Место интересное, в городе Нерчинске работает активный туроператор, который развивает там интересные направления. Это и военно-историческая площадка и этническая. Тамошняя туристическая инфраструктура готова к приёму посетителей. Даже из Читы. Не все читинцы были в этом дворце, но там, помимо дворца, есть что посмотреть.
— Где и на каком уровне вы озвучивали свои туристические идеи?
— РЖД собирает предложения со всех регионов о том, какие точки внутреннего туризма можно развивать. На региональном уровне презентовали Торгово-промышленной палате свои идеи. Но, к сожалению, пока тишина.
Тем не менее, поездку в тот же Нерчинск можно продумать до мелочей, чтобы пассажир не скучал в пути. Это в автобус ты сел и сидишь в тесноте 7 часов, пока не приедешь. А в поезде можно организовывать театрализованные постановки, увязав их с этими маршрутами. Где наши артисты, тот же кукольный театр? Вы продайте свои билеты вместе с нашими. Я неоднократно обсуждал свои предложения и на уровне края, и на уровне города. Хочется ответной реакции.
Да, экономика у автобусов лучше: но вы сидите в автобусе 7 часов и ничего не делаете, а мы предлагаем поезд, вагон-ресторан и мероприятие. На данный момент Забайкальская пригородная пассажирская компания получает лицензию туроператора, то есть скоро мы сможем организовывать поездки. И я полагаю, что мы предложим то, что будет пользоваться спросом. Сейчас не так-то дёшево куда-то слетать и съездить, даже по России. А тут, в Забайкалье, своя красота — и природа, и история.
— Не сомневаюсь, что эти маршруты обязательно заинтересуют забайкальцев. Спасибо за беседу.
Все материалы рубрики «Темы»
Подготовила Виолетта Вдовяк
Фото из архива автора
и Евгения Силантьева
«Читинское обозрение»
№19 (1763) // 10.05.2023 г.
0 комментариев