«…Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…».
(Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век)
…И ломался клин зловещий ворога лютого, впившийся в чистоту снежную земель соседних, кололся о лёд озера да о силу могучую, слившуюся из тысяч и тысяч малых сил землепашцев, кузнецов, рыбарей, лесорубов, дружинников-воинов с бесстрашным князем во главе своей.
И летели стяги ворога с крестами зловещими да штандарты поганые вместе с хозяевами оных в снег налёдный, ставший из белого — алым. И лёд тогда же расступился, и стылая вода приняла ворога…
Та сеча великая и праведная по весне была, что моложе дней нынешних ноябрьских на 780 лет от Рождества Христова…
К дате этой великой и победной в истории Отечества нашего, сегодня, в неспокойное, непростое время, когда вражья сила вновь угрожает миру русскому, на пороге декабря месяца к ней присоединяется ещё одна, значимая. Ровно 85 лет назад увидел свет литературный первоисточник-сценарий и началась работа над крупнейшим и значимым киношедевром не только отечественного, но и мирового кинематографа. Сегодня о легендарной картине 1938 года киногения Сергея Эйзенштейна и сотоварищей о тех великих, грозных исторических событиях апреля 1242 года, которая, кстати, вначале имела несколько иное название. Но давайте по порядку…
После длительной творческой командировки в США (Голливуд) и Мексику, Эйзенштейн в 1932 году возвратился в СССР. Его жизнь вошла в чёрную, казалось, беспросветную полосу. Масштабная историческая сага-боевик «Да здравствует Мексика» (1932), отснятая в Голливуде на две трети, была приостановлена из-за нехватки финансов, но, главное, по идеологическим причинам (с точки зрения американцев — режиссёр, пускай и гений, но из вражеского большевистского государства). К тому же руководство создателя великого «Броненосца «Потёмкина» (1925), картин «Стачка» (1924), «Октябрь» (1927) требовало его возвращения.
На родине Эйзенштейн никак не мог вписаться в рамки новых условий «соцреализма». Фильм «Бежин луг» о подвиге пионера Павлика Морозова он начинал дважды: в 1935 и 1937 годах. Фильм так и не вышел на большой экран — был запрещён из-за показа всех жёстких реалий коллективизации русской деревни (режиссёр здесь действительно явно перестарался) и разгромной критики «сверху». Эйзенштейн был уволен с «Мосфильма», отстранён от преподавания во ВГИКе. В театры принимать опального режиссёра с его опасными творческими экспериментами тоже никто не рисковал. Даже в Детский…
Помог драматург Всеволод Вишневский, бывший тогда на творческой высоте, автор революционных пьес и фильма «Мы из Кронштадта» (1936). Он, как мог, поддерживал друга, ходил по инстанциям и, в конце концов, добился своего. Эйзенштейну, наконец, дали возможность «реабилитироваться» и предложили снять новую картину. Разумеется, не о современности, в которой, по мнению бюрократов-идеологов, Эйзенштейн не разбирался, а что-нибудь на отвлечённую тему. Сказочно-былинную или даже историческую, например, о Дмитрии Донском или Александре Невском. Эйзенштейн немедленно загорелся именно Невским.
Предложение снять фильм о великих русских полководцах, конечно, было не «подачкой» опальному кинематографисту. Шёл 1937 год. На западе всё выше поднималась чёрная паучья свастика. Руководству страны срочно понадобился новый герой, без явной коммунистической идеологии, народный — оно понимало, что война с фашистской Германией и её «тевтонскими» ордами образца XX века не за горами. Древнерусский князь тут оказался как нельзя кстати.
Несмотря на полученное «добро», работать самостоятельно «провинившемуся» Эйзенштейну не позволили — «прикрепили» для контроля двух маститых творцов. Соавтором сценария стал писатель Пётр Павленко, создавший сценарии впоследствии самых главных идеологических сталинских шедевров «Падение Берлина» и «Клятва».
В сорежиссёры назначили Дмитрия Васильева. Но на первых порах, понимая двусмысленность своего положения, к своей творческой чести, Васильев никакого участия в работе над картиной не принимал. Тем не менее и по сей день в титрах «Александра Невского» стоят две фамилии: Сергей Эйзенштейн и Дмитрий Васильев.
К счастью, и в писателе, и в сорежиссёре Эйзенштейн нашёл не только умелых мастеров, но и скромных, преданных друзей. Работа закипела. Изучали летописи, жития святых, синодики, исторические фолианты, фольклор, иконы, храмы, музеи, археологические раскопки.
Кинематографисты, привлекая учёных-историков, тщательно собирали информацию непосредственно о самом великом сражении между русичами, собранными под знамёнами князя Александра Невского, и немецкими псами-рыцарями Тевтонского ордена (в его состав входил и Ливонский орден), происшедшем на льду Чудского озера 15 апреля 1242 года…
Задумывались ли вы, уважаемые друзья-читатели-зрители, почему вражеских элитных воинов Тевтонского ордена называли «псы-рыцари»? Грабежи, насилия, убийства поляков, литовцев, русских давали явный повод такому оскорбительному (или пугающе-почтительному) прозвищу врагам. Однако это крылатое обозначение немецких рыцарей появилось… около 85-ти лет назад! Один из советских переводчиков, корпевший над трудами Карла Маркса, взял да и перевёл встречающееся в трудах мыслителя немецкое «reitershund» (рыцари-монахи) как псы-рыцари.
В 1938 году выражение «псы-рыцари», растиражированное в нашей печати (отчасти и зарубежной), стало крылатым. А Эйзенштейн, воссоздававший в своём фильме демонические образы средневековых рыцарей, обрушившихся с огнём и мечом на светлую Русь, творчески развил на киноэкране эту «собачью» тему. Но вернёмся к истокам рождения картины, к литературному первоисточнику — сценарию…
В декабре 1937 года литературная версия сценария была готова и опубликована в журнале «Знамя» под названием «Русь». (Существовали ещё два рабочих названия фильма: «Господин Великий Новгород» и «Ледовое побоище»). Интересно, что сюжет существенно отличался от знакомого ныне по фильму. Князь Александр, одержав победу над рыцарями, отправлялся в Золотую Орду на поклон к хану с целью добиться различных налоговых льгот для народа. Затем, возвращаясь на Русь, Невский погибал в пути, испив воды из отравленного источника. Народ нёс на руках усопшего полководца, и это шествие олицетворяло его легендарную посмертную славу. Потом, в качестве своего рода апофеоза, появлялось московское войско под знамёнами Дмитрия Донского, внука Александра Невского, который в победоносном сражении с Мамаем завершал историческую миссию освобождения Руси от татарского ига.
Известный историк, академик Михаил Тихомиров выступил с ответной, разгромной статьёй. Авторам досталось за новую концепцию древних времён, в которой центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород, что противоречило реальным историческим фактам. Досталось и за введение былинных персонажей, таких как: Василий Буслаев и его мать Амелфа Тимофеевна, и за изображение «убогой, лапотной Руси», которую «только чудо спасает от немецкого порабощения».
Несмотря на своё известное творческое упрямство и обидчивость, Эйзенштейн всё же решил учесть все яростные замечания маститого учёного, хотя режиссёр изначально заявлял, что картина не ставит целью создание полной, документальной реконструкции апрельских событий 1242 года.
Затем в процесс работы вмешался самый главный кинолюбитель СССР, товарищ Сталин.
Внимательно прочтя сценарий будущего шедевра, генсек сделал в тексте отметку — провёл карандашом жирную красную черту после сцены разгрома немецких полчищ. «Сценарий прекрасный и кончается здесь… Такой хороший князь не может умереть», — передали потом Эйзенштейну слова Сталина.
Таким образом, картина завершается полным торжеством Александра Невского. Князь произносит легендарную фразу: «А если кто с мечом к нам войдёт — от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская!».
Ныне мало кому известно, что эти крылатые слова, сказанные с экрана великим полководцем, придумал соавтор сценария, писатель Пётр Павленко.
Кому княжить в фильме? И глас у него был «аки труба в народе»… О соратниках-богатырях — воинах славных, «тевтонцах» зловещих, да инструменте одном дивно-«набожно»-музыкальном. Этот невиданный зимний …июль. Уникальные съёмки и степень «доктора» без диссертации. О пытках-невзгодах киносъёмочно-актёрских да мытарствах …солёных. «Мой меч — твоя голова с плеч» или Ужас …вахтёрский. О триумфе «Невского» небывалом, критике странной и покорении кинодержавы заморской. Лучшая картина за всю историю кинематографа, «Терминатор» и новый «Невский»… Об этом и не только в продолжение истории появления легендарного шедевра мирового кинематографа, картины С. Эйзенштейна «Александр Невский» — в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№48 (1740) // 30.11.2022 г.
0 комментариев