Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Фильм о великой военной Тайне
Фильм о великой военной Тайне
«Сказка про военную тайну, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»


Автор назвал её сказкой и наделил Тайной. Хотя для подавляющего большинства из нас её Тайна, как и сама «сказка», всегда была и остаётся самой реальностью, нашей сущностью, состоянием души, особой памятью, на генетическом уровне впитанной с молоком матери. Она всегда была в каждом из нас, от мала до велика: долг, мужество, защита Отечества, верность убеждениям – великая Тайна, непостижимая врагам нашим внутренним и внешним, хранящаяся в сердце каждого…

Писатель Аркадий Гайдар и его «Сказка про военную тайну, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» в 1933 году впервые появилась на страницах газеты «Пионерская правда», а затем, в 1935, в книге «Военная тайна». Героическую и драматическую историю юных защитников своей страны от проклятых врагов-буржуинов, в отличие от молодых россиян, знают все успевшие пожить в могучей державе СССР. Разумеется, это замечательное патриотическое произведение просто не могло не попасть в поле зрения кинематографистов. Сегодня, в юбилейный год рождения книги «Военная тайна» и в юбилейный год Великой Победы – об одном из лидеров проката 1964 года, военно-патриотическом приключенческом фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

«Шпионский» сценарист и режиссёр
В 1963 году, закончив съёмки своего первого после окончания ВГИКа фильма «Юнга со шхуны «Колумб», снятого в жанре «шпионско-авантюрных приключений», режиссёр Евгений Шерстобитов («Туманность Андромеды», «Акваланги на дне») решил продолжить работать на детскую и юношескую зрительскую аудиторию, справедливо считая её самой требовательной, а потому и интересной. Гайдаровский «Мальчиш-Кибальчиш» сразу привлёк внимание режиссёра своей мудрой лаконичностью и кипучим действием. Шерстобитов взялся за сценарий. Основной сюжет литературного первоисточника полностью сохранился, были добавлены лишь ряд сцен битв (в том числе, и комических) мальчишей с буржуинами и целый ряд технических «гаджетов» буржуазной электроники.

Алька и Вождь краснокожих
В марте 1964 года худсовет одной из крупнейших киностудий СССР, Киевской, им. Довженко, принял сценарий Шерстобитова и дал «добро» на запуск картины «Сказка о Мальчише-Кибальчише». В конце месяца начался подготовительный период и отбор актёров. Надо заметить, главных героев нашли задолго до начала съёмок. Серёжа Остапенко, утверждённый на роль Мальчиша-Кибальчиша, уже имел опыт в кино – снялся в одной из центральных ролей (октябрёнок Алька) в одноимённой экранизации повести Гайдара «Военная тайна» (1958).

Того, кто будет исполнять колоритную роль отрицательного персонажа – хитрого предателя Мальчиша-Плохиша, киношники знали заранее. Полтора года назад, в 1962 году, будучи ещё студентом, Шерстобитов во время практики на «Мосфильме» видел, как Леонид Гайдай работал над знаменитой третьей новеллой комедии «Деловые люди» – «Вождь краснокожих», где маленький актёр Серёжа Тихонов терроризировал взрослых дядек Алексея Смирнова и Георгия Вицина. Вполне естественно, в своё время Шерстобитов спросил своего ассистента: «Вождя краснокожих» видел?». Тот, засмеявшись, кивнул. «Так вот, Плохиша нам искать вовсе ни к чему… Этот самый «вождь» и есть готовенький Плохиш…». «А этот пацан нас самих-то не затерроризирует?», – ассистент сразу посерьёзнел…

Интересно, что на протяжении всех съёмок особой дружбы между двумя Серёжами не было. Кибальчишу-Остапенко было девять с половиной лет, а Плохишу-Тихонову, хоть и был он небольшого роста, исполнилось уже 12. У мальчишек были слишком разные интересы. Первый был отличником, «книжным» мальчиком, а второй – форменным сорвиголовой, краснопресненским московским хулиганом.

Как Дядина 518 с Плохишом «спелся»
И если с юными воинами-мальчишами режиссёр разобрался быстро, то с одним из главных отрицательных героев – буржуинским шпионом под экзотическим кодовым позывным «Дядина-518» пришлось изрядно понервничать. Шерстобитов пригласил на эту роль актёра, обладающего по праву «звёздным» статусом, Сергея Мартинсона («Золотой ключик», «Антон Иванович сердится»). Узнав, какого отвратительного типа ему предстоит играть, да ещё в команде буйных актёров-пацанят, Мартинсон поначалу категорически отказался. Тогда режиссёр предложил ему познакомиться с Серёжей Тихоновым-Плохишом. Разыграл с ним на пробу этюд: «А пряник медовый дашь? А два дашь? …А теперь халву гони, а то ничего не скажу…». Мартинсон так хохотал, что сразу после этюда согласился на съёмки. «Просто удивительно! Да у меня с этим бандитом любая сцена с первого дубля получается», – просиял актёр. – «Споёмся…».

Главный Буржуинище
На роль Главного буржуина утвердили Леонида Галлиса («Два капитана», «Гранатовый браслет»), внешне напоминающего Евгения Моргунова, также обладающего впечатляющими габаритами, но выше ростом. Весельчак Галлис, иронизируя над собой, для буржуинского пафоса предложил соорудить у себя на лице большущую, «смачную» бородавку, чем была подчёркнута значимость большого капиталистического босса.

Эти опасные мальчиши
Съёмки картины начались 25 мая 1964 года. Баррикады, где разворачивались бои между мальчишами и полчищами буржуинов, были выстроены под Севастополем. Съёмочная группа поселилась по соседству – в палатках на территории пионерского лагеря. Каждый из вас, уважаемые друзья, кто видел фильм, наверняка обращал внимание на то, с какой ловкостью и правдоподобно юные защитники отечества дерутся врукопашную с взрослыми захватчиками, стреляют из винтовок, ведут огонь из пулемётов противопехотных пушек. Дело в том, что к схваткам мальчишек с буржуинами готовили самые настоящие мастера спорта по самбо и дзюдо. Пацаны от 7 до 12 лет с азартом осваивали приёмы борьбы. Спортсмены учили, порой довольно жёстко, перебрасывать через плечо, делать подножки, поддерживая при этом партнёра. Естественно, пацаны в пылу схватки о поддержке иногда забывали. Так, однажды взрослый артист, играющий одного из буржуинских солдат, пришёл к режиссёру со странно перекошенной головой и жалобой: «Слушай, Женя, твой архаровец мне чуть шею не свернул… Можно, чтобы меня другой мальчик перебрасывал через плечо?». А его партнёром был самый маленький, но зато самый ловкий из всех – восьмилетний Саша Харитонов. На строгую просьбу-пожелание режиссёра «быть с дядей поосторожней», он, не выходя из образа, завопил: «А чего они на нашу страну напали?..».

Стрельбе из разного вида оружия пацанят учили инструкторы-профессионалы из ДОСААФа. Бесспорный факт: великолепно обученные мальчиши смогли бы отбить атаку не киношного, а вполне реального противника.

Бочка варенья да корзина печенья
Самую «сладкую» жизнь на съёмках вёл, разумеется, Мальчиш-Плохиш. Ему по сюжету были положены «целая бочка варенья да целая корзина печенья». Серёжа Тихонов был страшный сладкоежка и, пока снимали дубль за дублем сцену, где Плохиш поедал кондитерскую мзду, полученную за предательство от буржуинов, он умудрялся слопать добрую половину сладостей. Режиссёр с оператором кричали Плохишу: «Ты особо не рвись, нам ещё снимать полдня…». Когда на пятом дубле Серёже надо было есть печенье, он на кондитерские изделия уже смотреть не мог, а всё просил: «Ну, водички хоть налейте…». После этого дня и до конца всех съёмок Серёжа даже видеть не мог сладкого.

Плохиш-террорист
Надо заметить, Тихонов был главным заводилой во всей съёмочной группе. Не раз уводил всех коллег-мальчишей ночью купаться. Однажды выкинул шутку, которая едва не стоила ему исключением из группы – хулиганистый Плохиш-Серёжка умудрился умыкнуть во время обеда старенький, но вполне «боевой» пулемёт Максим с лентой холостых патронов. С трудом докатил его до района «дикого» пляжа с редкими отдыхающими и устроил там с пригорка пулемётный «салют». Лишь только благодаря быстрым действиям пиротехника группы и его извинениям перед перепуганным десятком отдыхающих спасли Плохиша от разборок с милицией. К тому же «дикари» быстро узнали в стрелке «вождя краснокожих» и проводили хулигана улыбками. Пиротехник по-отечески отвесил юной кинозвезде, держа её за шиворот, несколько подзатыльников и о происшествии обещал Серёжке молчать. Слово сдержал. Режиссёр узнал о «теракте» лишь в последний съёмочный день. За «сроком давности» Плохиш остался безнаказанным.

Быль «сказки»
Съёмки «Мальчиша-Кибальчиша» были закончены 11 августа 1964 года, в рекордно короткие, порой даже для западного кино, сроки – всего за два с половиной месяца. Во время октябрьских праздников 1964 года «Сказка о Мальчише-Кибальчише» вышла на экраны страны. Сказка зримо становилась захватывающей былью. Школьники сбегали целыми классами с уроков, чтобы вновь и вновь увидеть любимый фильм, который сейчас бы назвали не иначе как «героическим блокбастером».

P.S. Один из зрителей «Мальчиша», которому «далеко за 50», написал в своём интернет-блоге: «Недавно я показал этот фильм в классе. Успех был такой же, как и 53 года назад. Школьники смотрели, не отрываясь (у некоторых были открыты даже рты), а после фильма бурно обсуждали его. Всё было точно так, как и более полувека назад…».

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№9 (1597) // 26.02.2020 г. 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net