Сказка… Волшебство… Фантастика… Исполнение любых желаний… И, разумеется, исполнители оных — различные волшебные палочки всех форм, видов и «производств», магические кольца и лампы из устных, литературных, кинематографических произведений, а также волшебники, феи, чародеи, джинны, маги всех мастей и «гражданств»… Однако героиня нашего сегодняшнего «Синескопа» стоит (верней сказать, плавает!) особняком. Она — не предмет и не человекообразный исполнитель желаний. Она зубастая, пожилая, мудрая представительница… ихтиологического пресноводного мира и мастерица волшебства. Судя по всему, она ещё и явная родственница морской, Той Самой, Золотой рыбки, прославленной гением А.С. Пушкина. И стоит только избранному человеку, независимо от его умственно-интеллектуальных способностей, но сделавшему ей, зубастой, доброе дело, припомнить доверенный этой подводной волшебницей «код—пароль доступа» к исполнению любых пожеланий и чаяний, да произнесть:
…и мы уже на пороге удивительного, волшебного мира одной из самых известных и любимых русских народных сказок, а также двух захватывающих киновоплощений оных. Отправляемся прямиком туда накануне премьеры одной из них (6+), что состоится уже 26 октября на всех экранах нашей страны, включая кинотеатры Читы, а также всех краевых киноплощадках Забайкальской государственной кинокомпании. А теперь, уважаемые друзья, молвим все вместе: «По щучьему велению, по нашему прошенью…». Далее произносим огласку: «Мы все хотим в сказку!».
Дзынь… Бум… Брынь…
…Мы на месте. Оглянемся для начала… Вокруг Россия-матушка… Правда, вместо Царя — Царица (что уже несколько настораживает)… Вместо царской дочки — сын (тоже что-то не совпадает)… Вместо воевод — какие-то другие военные чины. Вот деревень пруд-пруди… Емели тоже как будто прилагаются… И щук немеряно подо льдом ходит… Правда, волшебства что-то не чувствуется… Всё слишком… реально. Произнесу-ка: «По щучьему велению… где это мы?» …Так и есть — нас занесло во вполне настоящий XVIII век, причём в год 1787-й. Именно в эту дату в России, в книге-сборнике, составленной издателем Петром Тимофеевым, впервые в печати появилась «Сказка о Емеле-дурачке», сюжет которой известен каждому из нас, друзья. И как Емеля, деревенский лентяй и дурак (который оказывается вовсе не дураком, а, наоборот, ловким и хитроумным малым), вылавливает из проруби голыми руками щуку, а та за пощаду открывает парню волшебные слова: «По щучьему велению…».
Добавлю только, что вариаций этих историй про Емелю и щуку-волшебницу только в русских сказках существует аж двадцать две, в малоросских — одиннадцать, а белорусских — не менее шести. Любопытно также, что в ряде сюжетов царевна становится… беременной от слов Емели «По щучьему велению…». Царь-батюшка в гневе приказывает «неадекватную» парочку закатать в бочку и бросить в «окиян-море». Емеля с царевной, опять благодаря щуке, спасаются на острове, по просьбе подруги он становится писаным красавцем и строит дворец. Царь посещает бывшего дурака, с трудом его узнаёт, и всё кончается свадебным пиром. А теперь, друзья, ещё раз: «По щучьему велению, по нашему прошению…». Дзынь… Бум… Брынь…
И мы в сказке… Ровно 85 лет назад. Зимушка-зима… Снег… Бревенчатые избушки… Столбики дыма над печными трубами. Тишина и благодать. И вдруг шум-гам… Народ честной деревенский валом валит из домов на улицу, а там чудо — с дровами безлошадные сани едут сами! А в них мужик молодой в тулупе хохочет заливисто и песню распевает. …Да, мы точно в сказке! Только вдруг видно, что и народ-то собрался странный, одетый не по-сказочному, а впереди весёлый толстячок вдруг ка-а-ак гаркнет в рупор: «Камера-стоп! Снято!..». Сани остановились, молодой мужик бросил петь и крикнул ему в ответ: «Ну как, Саша, сойдёт дубль?». Толстячок поднимает палец вверх и бросает кому-то в сторону: «После перерыва щуку снимаем…». Всё понятно! Мы в марте 1938 года, на окраине деревни Чёлсма, что в 102 верстах от города Костромы, на съёмках одной из первых советских киносказок «По щучьему велению». Молодой толстячок — режиссёр, тогда ещё никому не известный, но в будущем — величайший мастер и гений-киносказочник, 32-летний Александр Артурович Роу («Конёк-Горбунок», 1941, «Кащей Бессмертный», 1944, «Морозко», 1964, «Варвара-краса, длинная коса», 1969 и др.). А это его первый самостоятельный фильм, снимаемый по одноимённой пьесе Елены Тараховской. В основу сюжета легли четыре русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь» и «Емеля-дурачок». На роль Емели в фильм был приглашён известный актёр Пётр Савин, царевной Несмеяной стала Софья Терентьева, а её папеньку, царя Гороха, исполнил также почти дебютант и будущая самая знаменитая Баба-Яга СССР — 35-летний Георгий Милляр.
На сказочный дебют Роу выделили крайне мало финансов, дали чёрно-белую плёнку (впрочем, тогда и цветных картин-то во всём мире были единицы), да и в талант новичка мало кто верил. Но режиссёр «выкрутился». Несмотря на совет коллег использовать мультипликацию в этих самых «чудесах» (самодвижущиеся вёдра с водой, сани без коня, пила, валящая деревья, самобеглая печь), Роу сразу от этого отказался, сделал ставку на оптические комбинированные и трюковые съёмки и… выиграл. Мультяшную кукольную щуку тоже отставил — настоящая рыбина «говорила» гораздо убедительней. И вообще, «По щучьему веленью» от 1938 года стал, вероятно, самым первым сказочным фильмом в мире, где чудеса происходили ПО-НАСТОЯЩЕМУ, без всяких кукол и мультипликации! И ещё одно Чудо! Съёмки немного затянулись, и вся замечательная снежная натура к концу марта стала катастрофически таять. Роу было расстроился — ждать следующего сезона было невозможно, но вдруг вспомнил, что он всё-таки сказочник, и гаркнул: «По щучьему велению, по моему прошению — обернись, зима лютая, летом красным!». За режиссёром гаркнул Емеля и… Чудо свершилось! Съёмки продолжились… Фильм вышел в срок, и миллионы зрителей были в восторге…
Теперь дайте-ка, друзья, я вновь шепну: «По щучьему велению…». Вновь — Дзынь… Бум… Брынь…
И мы вновь в сказке! На этот раз — цветной, волшебной, да ещё и такой, где кроме Емели, да царевны, да царя-батюшки и прочих, появились и новые персонажи, не менее сказочные. Но об этом пока «тс-ссс!» Ну, и ещё разик:
…Брынь-дзынь! И мы в реальности киношной, хотя и такой же… сказочной. Здесь действуют волшебники компьютерных спецэффектов, костюмеры, декораторы, операторы, актёры во главе с киносказителем – режиссёром Александром Войтинским («Чёрная молния», 2009, «Ёлки», 2010, «Дед Мороз: Битва магов», 2016). Сюжет картины основан на русской народной сказке (и, отчасти , классической ленты А. Роу от 1938 года) о Емеле (актёр Никита Кологривый — «Подольские курсанты», «Девятаев»), который предпочитал валяться на печи, а потом случайно и вполне ловко выловил волшебную Щуку. В новой киноверсии рыбина обернётся прелестной девушкой Василисой (Мила Ершова — «Чекаго», 2022), но с немного дерзкими замашками, с очень профессиональными магическими знаниями и практикой. Она предложит рыбаку исполнить любые три желания. Два из них герой лихо пустит на ветер, а третье прибережёт, чтобы добиться руки царской (Царь-батюшка — Роман Мадянов) дочери Анфисы (Алина Алексеева — «Поехавшая», 2023, «Нефутбол», 2021 — гл. роль). А та, чтобы отбояриться от настойчивого деревенского ухажёра, будет давать Емеле задания одно другого труднее: то скатерть-самобранку добыть, то с «террористом-песенником» — котом Баюном разобраться. А то и отправиться к самому Кощею (Фёдор Лавров — «Легенда о Коловрате», 2017, «Аманат», 2021) в жуткое царство мёртвых. Тут только на свои силы и можно рассчитывать, да на помощь Щуки — Василисы, а всё для того, чтобы понять, что настоящее чудо — это быть с тем, кого любишь.
Несмотря на то, что в новой версии отечественной киносказки присутствуют чудеса компьютерной графики, включая кащеево царство, привидения и даже пару полноценных персонажей — саму Щуку и кота Баюна, авторы фильма подчёркивают, что большую часть картины составляют натурные и «обычные» классические трюковые съёмки. Например, фирменное транспортное средство Емели — самоходная Печь. Она создана безо всяких компьютерных «штучек» группой инженеров и декораторов, имеет крутой самобытный «кузов» из пластика с лежачим местом повышенной комфортности, обладает не самым маленьким двигателем и может развивать реальную скорость в 50 километров в час.
Теперь о таком особо колоритном персонаже, как Баюн. Нынче, как известно, коты и, соответственно, котская тема, в особом почёте — как в жизни реально-светской, так и виртуально-интернетской. Тут уж сам Бог велел «пригласить» в фильм такой сказочный персонаж, как этот разбойник-певун повышенной пушистости, причём из «клана»… манулов (это чтобы быть совсем уж в тренде).
Любопытно, что Баюна компьютерщики рисовали с… режиссёра Александра Войтинского, переводили в «цифру» его мимику и движения. А заговорил-загорланил-запел лихой котофей-баянист голосом известного актёра Сергея Бурунова.
Съёмки новой зрелищной отечественной киносказки проходили в почти такой же сказочной, но всё-таки реальности — на фоне невероятно красивой сибирской природы, что произрастает в Тобольском районе Тюменской области, а также на великолепной натуре туристического комплекса «Абалак», расположенном возле одноимённого села, что в двадцати семи вёрстах от Тобольска. Здесь киносказочники нашли готовые, словно созданные для съёмок, строения комплекса: аутентичную крепость, деревянный терем, деревянные скульптуры, колодец и т.д. Это место стало одной из основных съёмочных площадок сказочной картины…
В финале нашей встречи, на пороге премьеры, что состоится 26 октября, нам, будущим зрителям, осталось шепнуть: «По щучьему велению… по нашему прошению, дай, магия кино, нам встряску и унеси нас в Сказку!». Дзынь… Бум… Брынь…
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№43 (1787) // 25.10.2023 г.
0 комментариев