Первый искусственный спутник Земли. Первая фотография обратной стороны Луны. Первый полёт человека в космос. Первый выход человека в открытый космос. Первый полёт женщины в космос. Первая мягкая посадка на Луну. Первая мягкая посадка на Венеру. Первая долговременная пилотируемая орбитальная станция. Первый планетоход — «Луноход-1». Первая мягкая посадка на Марс… И полёты, полёты, полёты на орбиту и далее — людей и автоматических станций…
Космические достижения великой державы… А ещё было нечто, касающееся искусства и творчества! Первые художники во внеземелье. И… (Внимание!) Первые съёмки сцен для художественного фильма в космосе — на борту орбитальной станции… И это, кстати, вовсе не тот фильм, о котором сегодня пойдёт речь, и всероссийская премьера которого состоится уже завтра, 20 апреля — «Вызов» 12+. Впрочем, давайте-ка, уважаемые друзья, зрители-читатели, по порядку…
Итак, тему обозначили — киносъёмки, космос, первенство и Премьера… Полетели!
5 октября 2021 года, в 11 часов 55 мин. 02 сек. московского времени космический корабль «Союз МС-19» стартовал с космодрома Байконур и через три с лишним часа прибыл на МКС. Командир и бортинженер экипажа с позывными «Астрей» — опытный космонавт (четвёртый полёт) Антон Шкаплеров привёз на станцию пассажиров: «Астрея-2» — оператора, визажиста, художника-постановщика, продюсера, режиссёра Клима Алексеевича Шипенко («Салют-7» 2017, «Холоп» 2019) и «Астрея-3» — визажиста и актрису Юлию Сергеевну Пересильд. Привёз для съёмок на борту МКС в течение 11 дней сцен художественного фильма «Вызов» (главные продюсеры проекта — К. Эрнст и генеральный, на тот момент, директор корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин + ещё девять продюсеров).
Главными целями кинопроекта «Вызов» создатели обозначили и назвали:
1. Подтверждение мирового лидерства России в освоении космического пространства человеком. 2. Мировое первенство в съёмках художественного фильма в космосе. 3. Популяризацию космической деятельности России, возвращение престижа профессии космонавта, её героизация. 4. Формирование интереса к теме космоса, его романтике, в первую очередь у современной молодёжи, как это было в 1960-70-х годах в СССР.
Какой же сюжет придумали четверо (включая К. Шипенко) сценаристов «Вызова» (+ двое выдумщиков его идеи — К. Эрнст и Д. Рогозин), чтобы достичь всех вышеперечисленных задач —целей проекта, который, кстати, неоднократно перекраивался во время работы над фильмом? А вот он, вкратце…
Космонавт Олег Иванов во время нахождения в космосе теряет сознание, он нуждается в срочной медицинской помощи. Врачи на Земле приходят к выводу, что операцию на сердце необходимо провести прямо на МКС, иначе при возвращении на Землю Иванов практически наверняка умрёт во время перегрузок.
Торакальный хирург (от лат. thorax — грудная клетка), то есть специалист по хирургии органов грудной клетки, Женя Беляева за месяц должна подготовиться к космическому полёту и отправиться на МКС, чтобы спасти космонавта, проделав первую в мире операцию на открытом сердце в условиях невесомости и в неприспособленном для этого помещении. К тому же у Жени личные проблемы и отсутствие времени на воспитание дочери-подростка. Удастся ли ей справиться со всеми испытаниями? Получится ли у неё провести сложнейшую операцию на сердце в условиях невесомости, от которой зависят шансы космонавта вернуться на Землю живым?
…Комментировать оригинальность и реализм событий сюжета (фильм по жанру именуется как «драма», а вовсе не фантастика), имеет ли смысл? По крайней мере, до просмотра фильма. Отмечу только, что открытая операция на сердце в условиях невесомости и в помещениях МКС не то чтобы вообще невозможна, а просто для пациента-оперируемого в конечном итоге закончится неблагополучно…
На самую главную роль в «Вызове» — кардиохирурга Жени пробовалось около 3000 кандидаток! Помимо внешних и профессиональных актёрских данных от претенденток требовались совсем не кинематографические — способность переносить перегрузки, отсутствие клаустрофобии, умение действовать в нештатных ситуациях, которые могут возникнуть в полёте и, самое главное, по возможности, легко переносить невесомость. Создатели фильма остановились на 36-летней актрисе Юлии Пересильд. Она вместе со своим режиссёром и вторым дублирующим киноэкипажем: космонавтом-командиром и бортинженером Олегом Артемьевым, оператором Алексеем Дудиным и актрисой Алёной Мордовиновой прошли с мая 2021 года все «пытки» в Центре подготовки в Звёздном городке, которым подвергаются настоящие кандидаты в космонавты. Режиссёр, в процессе подготовки, тренировался так усердно, что ради полёта сбросил 15 килограммов веса. Все экзамены кинокосмонавты успешно сдали и уже 18 сентября отправились из Звёздного на Байконур.
Разумеется, «Вызов» не является камерным фильмом, где задействован минимум актёров, поскольку три четверти экранного времени происходит на Земле с «нормальным» количеством персонажей (в картине заняты актёры Владимир Машков, Милош Бикович, Александр Балуев и др.). В космосе, на борту МКС наряду с главной героиней картины — профессиональной актрисой были задействованы и актёры-непрофессионалы (они же ассистенты режиссёра Шипенко) — настоящие космонавты, по существу исполняющие роли почти самих себя — командир «Союза МС-19» Антон Шкаплеров и работавшие на станции с апреля 2021-го Олег Новицкий и Пётр Дубров.
Все космические съёмки в фильме заняли, по словам создателей, примерно треть экранного времени — около 35 минут и проводились в российском модуле станции — «Наука». Общий хронометраж отснятого в космосе материала, по данным на 13 апреля 2022 года составил 78 часов.
Как проходили съёмки на борту МКС, по существу неизвестно, поскольку ни одного полноценного кино- и фотоматериала рабочих моментов этих съёмок, по крайней мере, на крупных «официальных» киносайтах по типу Kinopoisk.ru не имеется. О них известно только по интервью с режиссёром фильма и актрисой (отчасти и самих космонавтов). При всех возможностях современного кинематографа, а также «классических» методик создания реалистической киноневесомости, разработанных ещё в 1957 году мастером комбинированных съёмок и режиссёром Павлом Клушанцевым в фильме «Дорога к звёздам», где актёры «запросто» «парят» в воздухе, можно снимать такие сцены и в обычных условиях земной гравитации. И фильмы с такими сценами смотрятся очень эффектно, причём зритель даже не сомневается в происходящем.
В помощь кинематографистам в таких случаях могут прийти и самолёты (и приходят), делающие такую фигуру пилотажа как «горка», которая позволяет добиться состояния невесомости до 30-35 секунд. Декорация интерьера космического корабля устанавливается в салоне такого самолёта и… Примером могут послужить сцены с невесомостью в известном фильме Р. Ховарда «Аполлон-13» (1995). Так что «Вызов» ничего бы не потерял (от слова совсем), снимайся он в комфортных и менее затратных земных условиях. Кстати о финансовом «топливе» проекта!
Бюджет космического и драматического «Вызова» составил к настоящему времени 1, 155 миллиарда рублей! Но в реальности затраты на фильм получились ещё более впечатляющими, если учесть стоимость отправки режиссёра и артистки на МКС и проживание там оных. Один «билет» для пассажира — «космического туриста» на вторую половину 2021 года равнялся 45 млн $. На двоих, в переводе на родные рубли это 7 356 600 000. Итого, расходы на «Вызов» с командировкой составили «космические» 8 миллиардов 511 миллионов 600 000 рублей!!! И это ещё без учёта затрат на подготовку обязательного дублирующего экипажа. Впечатляет?! И что бы ни заявляли продюсеры проекта — конечный источник финансирования — деньги налогоплательщиков.
Создатели «Вызова» не раз заявляли, что они стали первыми снимающими фильм в космосе. Здесь его авторы несколько «погорячились». Первым в мире художественным фильмом с реально космическими кадрами стала драматическая картина режиссёра Александра Сурина от 1983 года с участием Виталия Соломина, Юозаса Будрайтиса, Александра Пороховщикова и др. «Возвращение с орбиты». Актёров в космос на борт станции «Салют-7» не поднимали (смысла просто не было, хотя возможность в принципе и была), а вот целый ряд сцен для картины отсняли на профессиональной аппаратуре подготовленные для этого операторы-постановщики — космонавты Владимир Ляхов и Александр Александров. Фильм получился на редкость достоверным. Даже слишком…
Создатели фильма и продюсеры ещё до полёта «Астреев» на МКС, как уже упоминалось выше, обозначили цели проекта «Вызова» — включая подъём интереса к космической тематике, её романтике, особенно у молодёжи. Тогдашний гендиректор «Роскосмоса» Д. Рогозин в одном из своих интервью также заявил, что фильм будет иметь «мощный пропагандистский смысл». Заявление смелое, при условии, что молодёжь, в отличие от сверстников из СССР — «звёздных» поколений мечтателей 1960-70 гг., интересует ныне совсем другая «романтика», и одной картиной здесь явно не отделаешься. И по поводу «пропаганды» — по сюжету фильма в космос вынужден лететь «обычный» хирург из больницы. В таком случае начинаешь задумываться о наличии, готовности и профессионализме специалистов штатной группы медиков «Роскосмоса» и т.д. Ну, да ладно, кино — есть кино… А между тем…
«Вызов» 12+ стартует со всех космодромов-кинотеатров нашей страны, заправленный не единожды миллиардным финансовым «горючим». Какова будет высота его орбиты? Доберётся ли он до неё? Сможет ли «облететь» по сборам недавнего «Чебурашку» (бюджет 850 млн. руб. — сборы 7,5 млрд. руб.)? А «Вызову», с учётом затрат, надо собрать не менее 20 млрд. рублей. Увидим… Стартовый отсчёт уже идёт…
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№16 (1760) // 19.04.2023 г.
Посмотрела фильм Вызов. Операция проводилась не на сердце, а на лёгких. Полёт Шипенко и Пересильд действительно состоялся, это подтверждено…
Читать ещё ↓
Посмотрела фильм Вызов.
Операция проводилась не на сердце, а на лёгких. Полёт Шипенко и Пересильд действительно состоялся, это подтверждено специалистами. Кинокартина интересна в первую очередь любопытным до космоса людям и истинным патриотам. В том то и душа русского человека, что никакие приказы не заставят его свернуть с намеченной цели (в данном случае-жизнь человека). А для женщины семья и любовь на первом месте. Браво актёрам и Юле и Милошу, и сценаристам!!!