Рождение материи, Вселенной, галактик, звёзд, планет… Рождение материков, растений, жизни…
Рождение цивилизации, её гибель, возрождение и превращение в немыслимую сверхцивилизцию…
И далее — в глубины Вселенной… Увидевши эти, казалось бы, невозможные для просмотра, чудеса мироздания на большом экране всего за десяток минут, пролетевших как одно мгновение, они ещё долго оставались в состоянии какого-то «космического шока». О компьютерных спецэффектах тогда и речи быть не могло, поскольку самого понятия, как и, впрочем, компьютеров для кино не существовало. И это была явно не мультипликация. «Космический шок» продолжился на следующий день, когда многочисленным специалистам на IX Конгрессе Международного союза технических киноассоциаций (УНИАТЕК) в Париже, жюри и журналистам показали, где снималась «Вселенная», — прозрачную стеклянную ванночку-кювету размером… 9 на 12 сантиметров. Представили режиссёра и оператора «Мосфильма» — скромного гения из СССР Бориса Травкина — автора и создателя вчерашней сенсационной картины «Космос, Земля, Космос». Вселенско-земные «актёры» на поклон публики, несмотря на овацию, выйти не смогли, поскольку они были… химическими веществами! На дворе стоял октябрь 1970 года. В мировом кинематографе, особенно фантастического жанра, задолго до эры компьютерных спецэффектов появился абсолютно новый метод съёмок чудес — ФОКАЖ (Форма, Образованная Контактом Активных Жидкостей). Сегодня мы продолжаем рассказ о нём…
…В короткометражной работе «Космос, Земля, Космос», вызвавшей такой небывалый фурор на конгрессе УНИАТЕК, для создания самых различных кадров по своей методике ФОКАЖ Борис Травкин «приглашал» сниматься самые неожиданные, уникальные «ансамбли» химических и органических «актёров». Так, чтобы воссоздать в начале картины рождение материи и её сгущение в бесконечной глубине ещё пустой Вселенной, автор фильма «привлёк» к съёмкам: обычную воду, мыло дегтярное, шампунь, заграничного «актёра» — польское жидкое мыло FF. Вся эта «команда» вливалась в стеклянную прозрачную кювету. Чтобы «актёры» активно начали работу, в качестве динамического элемента были «привлечены», в виде смеси, бензин с чёрной масляной краской. Начиналась съёмка… К «актёрам» был осторожно влит «ускоритель» и… в кадре, в черноте бесконечной и пустой Вселенной, вдруг то тут, то там начали появляться слабые искорки… Секунда, три, десять… Слабые светящиеся искорки начали стремиться друг к другу… И вот уже они сливаются в один огненный шар… Материя родилась во Вселенной…
Для других впечатляющих кадров Травкин «пригласил»: глицерин, силикатный клей, чёрную гуашь, оранжевый и красный анилиновые красители, а также крохотные кусочки хозяйственного мыла, для набухания предварительно принявшие водяную «ванну». Результат работы «актёров» в кадре: сумасшедшие потоки раскалённой лавы — реки, переходящие в океан ещё жидкой литосферы, одной из бесчисленных миллиардов совсем молодых планет галактики, с дрейфующими огненными островами — будущими континентами.
При всей своей невероятной «внеземной» зрелищности и кажущейся «простоте» метод ФОКАЖа имел один, довольно серьёзный, «минус» — «актёрами», то есть химическими процессами, происходящими в стеклянной кювете (или маленьком аквариуме ёмкостью один литр), было весьма затруднительно управлять, ведь это были не компьютерные спецэффекты, строго подчинённые «маэстро» — программистам-операторам, действующим в наши дни. Травкину в процессе съёмки, по мере надобности, приходилось вооружаться тоненькой кисточкой или заострённой щепочкой, затем самому, вручную, «руководить» той или иной фантастической сценой.
После демонстрации в октябре 1970 года сенсации «Космос, Земля, Космос» на конгрессе УНИАТЕК, которая получила специальный диплом, Борис Травкин был официально приглашён в Голливуд для заключения долгосрочного контракта на работу в мировой «фабрике грёз» в качестве оператора-постановщика уникальных спецэффектов по методу ФОКАЖ. Но советский гений-оператор отказался и продолжил свою работу на родине, удивляя новыми чудесами.
Так, уже через пару лет после дебюта ФОКАЖа, в 1972-м, на экраны СССР, а затем и всего мира вышла знаменитая картина А. Тарковского «Солярис» — экранизация одноимённого романа С. Лема. Основное действие фильма проходило на станции, парившей над гигантским таинственным разумным плазматическим Океаном, почти полностью покрывавшим планету Солярис. Одни из самых потрясающих масштабных кадров — виды самого Океана (см. фото), грандиозные, чуждые земному разуму, пугающие, завораживающие и даже грозные. Все они были созданы в… тазике-мисочке для мытья посуды, диаметром менее… 40 сантиметров! Сняты — оператором комбинированных съёмок Василием Севостьяновым, совместно с Борисом Травкиным (в титрах фильма не указан), по методу ФОКАЖа. «Океан» Соляриса получился благодаря необычной, довольно ядовитой «движущейся» смеси из скипидара, нитролака, масляной краски с изрядной долей ацетона. Бурную химическую реакцию подсвечивали, вуалировали дымом — Океан вышел весьма убедительным и удался на славу.
На следующий, 1973, год миллионы зрителей смогли вновь увидеть нечто невероятное — как из глубин Вселенной, с планеты Орайна, стартовал исследовательский звездолёт-плазмоид с экипажем из четверых гуманоидов и одного представителя негуманоидной сверхразумной расы планеты и отправился в сторону Солнечной системы — к Земле. На экраны СССР вышла научно-фантастическая драма Б. Метальникова «Молчание доктора Ивенса». Оператор Борис Травкин и его метод ФОКАЖа вновь показали, на что они способны: чужая планета, звездолёт, его энерго-плазменные «интерьеры», бортовой экспедиционный плазмо-«катер» в виде пульсирующий всеми цветами спектра «летающей тарелки» и, наконец, жутковатый облик невиданного до селе ни в одном из фантастических фильмов (включая зарубежные) пришельца — ора — негуманоида, представшего в облике веретенообразного клубящегося облака с тремя «глазами» (см. фото).
После шумного успеха «Молчание доктора Ивенса» Травкин продолжал искать, создавать, «приглашать» всё новых и новых «актёров» для ФОКАЖа. Борис Тихонович нередко щедро делился своими «космическо-химическими» рецептами со своими коллегами по цеху, а также на страницах специализированных журналов — с простыми кинолюбителями. Вот некоторые из них, которые при желании, терпении и сноровке может применить даже сегодня, каждый, кто увлекается киносъёмками.
— Если в ёмкость налить немного воды, затем взять в нужной пропорции обычный конторский клей и добавить белый нитролак, то в кадре получится таинственная движущаяся паутина.
— Берём воду, глицерин и сахарный сироп — получаем нечто вроде северного сияния.
— Требуются загадочные космические вихри (или некое фантасмагорическое чудовище)? Тогда в какую-нибудь стеклянную коробочку (можно и 9 на 12, можно и больше) наливаем немного жидкого мыла и глицерина. Затем из пипетки на эту смесь роняем каплю чёрной туши (любого, в принципе, цвета), а рядом — каплю бензина. Капли… оживут, начнут вытягиваться, превращаться в чёрные всплески, расти, причудливо изгибаться, переплетаться в каком-то фантастическом танце.
— Если понадобится необыкновенный мерцающий круг, допустим, в небе? Для этого потребуется простой «ансамбль» «химактёров»: лазурь, скипидар и льняное масло…
Громко, причём в какой-то степени — в прямом смысле, заявил ФОКАЖ о своих не только «космических», но и «земных» уникальных возможностях в 1974 году. В военно-исторической картине режиссёра С. Таланкина «Выбор цели» (рассказывающем о создании атомного оружия, жизни и работе физика Курчатова) в одном из эпизодов миллионы зрителей СССР, а затем — и разных стран впервые увидели в художественном фильме, на большом экране, в цвете и с подробностями ядерный взрыв. Вспышка, кошмарный раздувающийся раскалённый шар, взрывная волна, затем клубящийся смертью встающий гигантский «гриб»…
Оператор (это был Борис Травкин), снимая этот ад, не пострадал, поскольку взрыв в «оригинале» был высотой не более…
12 сантиметров. В этом кадре работали «химактёры» ФОКАЖа. Образование огненной сферы было достигнуто при съёмке… капельки подкрашенного в оранжевый цвет одеколона в тонком слое водного раствора анилиновой краски. Капля, почти моментально растворившись в воде, образовала «огненную сферу» (см. фото). Остальные фазы «ядерного взрыва» были сняты в том же режиме ускоренной съёмки и по тому же принципу. А на большом экране под громовые удары грозно вздымался смертоносный ядерный гриб высотой свыше 6000 метров…
Метод, изобретённый Б. Травкиным в производстве, в первую очередь, фантастических фильмов, оставаясь несколько экзотическим, всё же отлично поработал в отечественном кино, включая, естественно, и «космические» фильмы («Звёздный инспектор», «Лунная радуга»). Отметился ФОКАЖ успешно и в сотнях комбинированных и трюковых сцен других отечественных картин. Что же касается на тот момент (1970-е и далее) «зарубежья», то те же голливудские мастера, творящие в жанре фантастики и ужасов, среди которых: С. Спилберг, Дж. Камерон, Р. Земекис, Д. Карпентер и другие, вовсю этот метод использовали, хотя и без особых новаторских «сюрпризов», присущих Борису Травкину, но с неизменным эффектом в своих картинах.
P.S. Интересно, что метод ФОКАЖ используется и в XXI веке, нередко, естественно, в «сотрудничестве» с компьютерными спецэффектами, хотя и сведёнными к минимуму, к примеру, как в фильме Д. Аронофски «Фонтан» (2006). «Компьютерные технологии спецэффектов устаревают, а я хочу, чтобы мой фильм в этом отношении выдержал испытание временем», — сказал режиссёр. И он оказался прав — химические «актёры» ФОКАЖа подтверждают это и спустя 16 лет после выхода картины.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№39 (1731) // 28.09.2022 г.
0 комментариев