Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Вселенная 9 х 12. Часть II
Вселенная 9 х 12. Часть II


Часть I

Пролог: Вселенная 9х12 и…

Рождение материи, Вселенной, галактик, звёзд, планет… Рождение материков, растений, жизни…

Рождение цивилизации, её гибель, возрождение и превращение в немыслимую сверхцивилизцию…

И далее — в глубины Вселенной… Увидевши эти, казалось бы, невозможные для просмотра, чудеса мироздания на большом экране всего за десяток минут, пролетевших как одно мгновение, они ещё долго оставались в состоянии какого-то «космического шока». О компьютерных спецэффектах тогда и речи быть не могло, поскольку самого понятия, как и, впрочем, компьютеров для кино не существовало. И это была явно не мультипликация. «Космический шок» продолжился на следующий день, когда многочисленным специалистам на IX Конгрессе Международного союза технических киноассоциаций (УНИАТЕК) в Париже, жюри и журналистам показали, где снималась «Вселенная», — прозрачную стеклянную ванночку-кювету размером… 9 на 12 сантиметров. Представили режиссёра и оператора «Мосфильма» — скромного гения из СССР Бориса Травкина — автора и создателя вчерашней сенсационной картины «Космос, Земля, Космос». Вселенско-земные «актёры» на поклон публики, несмотря на овацию, выйти не смогли, поскольку они были… химическими веществами! На дворе стоял октябрь 1970 года. В мировом кинематографе, особенно фантастического жанра, задолго до эры компьютерных спецэффектов появился абсолютно новый метод съёмок чудес — ФОКАЖ (Форма, Образованная Контактом Активных Жидкостей). Сегодня мы продолжаем рассказ о нём…

Рождение Материи… Океан лавы

…В короткометражной работе «Космос, Земля, Космос», вызвавшей такой небывалый фурор на конгрессе УНИАТЕК, для создания самых различных кадров по своей методике ФОКАЖ Борис Травкин «приглашал» сниматься самые неожиданные, уникальные «ансамбли» химических и органических «актёров». Так, чтобы воссоздать в начале картины рождение материи и её сгущение в бесконечной глубине ещё пустой Вселенной, автор фильма «привлёк» к съёмкам: обычную воду, мыло дегтярное, шампунь, заграничного «актёра» — польское жидкое мыло FF. Вся эта «команда» вливалась в стеклянную прозрачную кювету. Чтобы «актёры» активно начали работу, в качестве динамического элемента были «привлечены», в виде смеси, бензин с чёрной масляной краской. Начиналась съёмка… К «актёрам» был осторожно влит «ускоритель» и… в кадре, в черноте бесконечной и пустой Вселенной, вдруг то тут, то там начали появляться слабые искорки… Секунда, три, десять… Слабые светящиеся искорки начали стремиться друг к другу… И вот уже они сливаются в один огненный шар… Материя родилась во Вселенной…

Для других впечатляющих кадров Травкин «пригласил»: глицерин, силикатный клей, чёрную гуашь, оранжевый и красный анилиновые красители, а также крохотные кусочки хозяйственного мыла, для набухания предварительно принявшие водяную «ванну». Результат работы «актёров» в кадре: сумасшедшие потоки раскалённой лавы — реки, переходящие в океан ещё жидкой литосферы, одной из бесчисленных миллиардов совсем молодых планет галактики, с дрейфующими огненными островами — будущими континентами.

Управляемо-неуправляемые

При всей своей невероятной «внеземной» зрелищности и кажущейся «простоте» метод ФОКАЖа имел один, довольно серьёзный, «минус» — «актёрами», то есть химическими процессами, происходящими в стеклянной кювете (или маленьком аквариуме ёмкостью один литр), было весьма затруднительно управлять, ведь это были не компьютерные спецэффекты, строго подчинённые «маэстро» — программистам-операторам, действующим в наши дни. Травкину в процессе съёмки, по мере надобности, приходилось вооружаться тоненькой кисточкой или заострённой щепочкой, затем самому, вручную, «руководить» той или иной фантастической сценой.

Голливуд. Травкин. Океан

После демонстрации в октябре 1970 года сенсации «Космос, Земля, Космос» на конгрессе УНИАТЕК, которая получила специальный диплом, Борис Травкин был официально приглашён в Голливуд для заключения долгосрочного контракта на работу в мировой «фабрике грёз» в качестве оператора-постановщика уникальных спецэффектов по методу ФОКАЖ. Но советский гений-оператор отказался и продолжил свою работу на родине, удивляя новыми чудесами.

Так, уже через пару лет после дебюта ФОКАЖа, в 1972-м, на экраны СССР, а затем и всего мира вышла знаменитая картина А. Тарковского «Солярис» — экранизация одноимённого романа С. Лема. Основное действие фильма проходило на станции, парившей над гигантским таинственным разумным плазматическим Океаном, почти полностью покрывавшим планету Солярис. Одни из самых потрясающих масштабных кадров — виды самого Океана (см. фото), грандиозные, чуждые земному разуму, пугающие, завораживающие и даже грозные. Все они были созданы в… тазике-мисочке для мытья посуды, диаметром менее… 40 сантиметров! Сняты — оператором комбинированных съёмок Василием Севостьяновым, совместно с Борисом Травкиным (в титрах фильма не указан), по методу ФОКАЖа. «Океан» Соляриса получился благодаря необычной, довольно ядовитой «движущейся» смеси из скипидара, нитролака, масляной краски с изрядной долей ацетона. Бурную химическую реакцию подсвечивали, вуалировали дымом — Океан вышел весьма убедительным и удался на славу.

Пришельцы с Орайны

На следующий, 1973, год миллионы зрителей смогли вновь увидеть нечто невероятное — как из глубин Вселенной, с планеты Орайна, стартовал исследовательский звездолёт-плазмоид с экипажем из четверых гуманоидов и одного представителя негуманоидной сверхразумной расы планеты и отправился в сторону Солнечной системы — к Земле. На экраны СССР вышла научно-фантастическая драма Б. Метальникова «Молчание доктора Ивенса». Оператор Борис Травкин и его метод ФОКАЖа вновь показали, на что они способны: чужая планета, звездолёт, его энерго-плазменные «интерьеры», бортовой экспедиционный плазмо-«катер» в виде пульсирующий всеми цветами спектра «летающей тарелки» и, наконец, жутковатый облик невиданного до селе ни в одном из фантастических фильмов (включая зарубежные) пришельца — ора — негуманоида, представшего в облике веретенообразного клубящегося облака с тремя «глазами» (см. фото).

«Хитрые» рецепты

После шумного успеха «Молчание доктора Ивенса» Травкин продолжал искать, создавать, «приглашать» всё новых и новых «актёров» для ФОКАЖа. Борис Тихонович нередко щедро делился своими «космическо-химическими» рецептами со своими коллегами по цеху, а также на страницах специализированных журналов — с простыми кинолюбителями. Вот некоторые из них, которые при желании, терпении и сноровке может применить даже сегодня, каждый, кто увлекается киносъёмками.

— Если в ёмкость налить немного воды, затем взять в нужной пропорции обычный конторский клей и добавить белый нитролак, то в кадре получится таинственная движущаяся паутина.

— Берём воду, глицерин и сахарный сироп — получаем нечто вроде северного сияния.

— Требуются загадочные космические вихри (или некое фантасмагорическое чудовище)? Тогда в какую-нибудь стеклянную коробочку (можно и 9 на 12, можно и больше) наливаем немного жидкого мыла и глицерина. Затем из пипетки на эту смесь роняем каплю чёрной туши (любого, в принципе, цвета), а рядом — каплю бензина. Капли… оживут, начнут вытягиваться, превращаться в чёрные всплески, расти, причудливо изгибаться, переплетаться в каком-то фантастическом танце.

— Если понадобится необыкновенный мерцающий круг, допустим, в небе? Для этого потребуется простой «ансамбль» «химактёров»: лазурь, скипидар и льняное масло…

Ядерный, смертоносный и…

Громко, причём в какой-то степени — в прямом смысле, заявил ФОКАЖ о своих не только «космических», но и «земных» уникальных возможностях в 1974 году. В военно-исторической картине режиссёра С. Таланкина «Выбор цели» (рассказывающем о создании атомного оружия, жизни и работе физика Курчатова) в одном из эпизодов миллионы зрителей СССР, а затем — и разных стран впервые увидели в художественном фильме, на большом экране, в цвете и с подробностями ядерный взрыв. Вспышка, кошмарный раздувающийся раскалённый шар, взрывная волна, затем клубящийся смертью встающий гигантский «гриб»…

Оператор (это был Борис Травкин), снимая этот ад, не пострадал, поскольку взрыв в «оригинале» был высотой не более…

12 сантиметров. В этом кадре работали «химактёры» ФОКАЖа. Образование огненной сферы было достигнуто при съёмке… капельки подкрашенного в оранжевый цвет одеколона в тонком слое водного раствора анилиновой краски. Капля, почти моментально растворившись в воде, образовала «огненную сферу» (см. фото). Остальные фазы «ядерного взрыва» были сняты в том же режиме ускоренной съёмки и по тому же принципу. А на большом экране под громовые удары грозно вздымался смертоносный ядерный гриб высотой свыше 6000 метров…

ФОКАЖ работает…

Метод, изобретённый Б. Травкиным в производстве, в первую очередь, фантастических фильмов, оставаясь несколько экзотическим, всё же отлично поработал в отечественном кино, включая, естественно, и «космические» фильмы («Звёздный инспектор», «Лунная радуга»). Отметился ФОКАЖ успешно и в сотнях комбинированных и трюковых сцен других отечественных картин. Что же касается на тот момент (1970-е и далее) «зарубежья», то те же голливудские мастера, творящие в жанре фантастики и ужасов, среди которых: С. Спилберг, Дж. Камерон, Р. Земекис, Д. Карпентер и другие, вовсю этот метод использовали, хотя и без особых новаторских «сюрпризов», присущих Борису Травкину, но с неизменным эффектом в своих картинах.

P.S. Интересно, что метод ФОКАЖ используется и в  XXI веке, нередко, естественно, в «сотрудничестве» с компьютерными спецэффектами, хотя и сведёнными к минимуму, к примеру, как в фильме Д. Аронофски «Фонтан» (2006). «Компьютерные технологии спецэффектов устаревают, а я хочу, чтобы мой фильм в этом отношении выдержал испытание временем», — сказал режиссёр. И он оказался прав — химические «актёры» ФОКАЖа подтверждают это и спустя 16 лет после выхода картины.

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№39 (1731) // 28.09.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net