Одна из русских народно-январских мудростей гласит: «Старый Новый год – это не праздник, это контрольный выстрел в печень». «Синескоп» тоже решил подтвердить эту аксиому, а потому речь сегодня о двух знаменитых комических короткометражках длиной в 10 и 18 минут, которые мы смотрим уже более полувека: «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Как появилась эта гениальная хохма в двух частях? Внимание! Ба-бах! (это стартовый «контрольно-старо-новогодний» выстрел)… Побежали!
Старт с… провала
Началась вся эта легендарная кросс-хохма с собакой, динамитом, самогонкой и троицей неунывающих, весёлых алкашей с… провала. В 1958 году никому не известный начинающий режиссёр Леонид Гайдай снял комедию «Жених с того света». Сатира на советскую бюрократию оказалась настолько ядовитой и злой, что, несмотря на удачную постановку и смешной сюжет, фильм был «зарезан» министерством культуры и на долгое время отправлен «на полку». После такого «провала» Гайдаю не оставалось ничего другого, как снять в 1960-м угодный руководству фильм на историко-революционную тему о школьниках-следопытах «Трижды воскресший». Картина оказалась настолько чуждой режиссёру, что он возненавидел её, тем более она с треском провалилась в прокате. Что делать? Снимать идеологическую «заказуху»? Тяготеющий к комедии Гайдай этого делать не мог. Он впал в депрессию и решил уйти из кино. В начале осени 1960 года покинул столицу и вернулся в Иркутск, к родителям.
Два Николы, Гаврила и пёс с чердака
Как-то Леонид забрался на чердак своего дома в целях сортировки «хлама» в виде массы старой периодики и случайно увидел номер старенькой «Правды». На последней странице внимание привлёк смешной рисунок трёх хмельных мужиков и собаки. Рядом был написан фельетон в стихах «Пёс Барбос» поэта Степана Олейника. Фельетон был перепечаткой столичной газеты с украинского сатирического журнала «Перец», где назывался «Два Николы и Гаврила». Гайдай хохоча кубарем скатился с чердака и всего за час накидал примерный сценарий. Он поменял национально-украинских Никол и Гаврилу на «интернациональных» героев-масок: Труса, Балбеса и Бывалого. Закончив в считанные дни работу над сценарием, Гайдай выехал в Москву. Руководство «Мосфильма» приняло сценарий «Пёс Барбос и необычный кросс» «на ура» и рекомендовало к производству.
Троица
В декабре 1960 года начался отбор актёров. С первого раза, без проб, был утверждён только Вицин на роль Труса. Сергей Филиппов усиленно претендовал на Балбеса. Однако режиссёру кто-то предложил сходить в цирк и посмотреть на Юрия Никулина. Как только Гайдай увидел клоуна, тут же заявил: «Балбеса больше не ищем. Этому даже грим не нужен…».
Бывалым мог стать… Михаил Жаров. Не подошёл по причине отсутствия мощных габаритов. Пробовался комик Иван Любезнов, но отказался из-за физической формы – ему было тяжело бегать от собаки. Неизвестно, сколько бы ещё искали подходящего Бывалого, если бы руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев не представил съёмочной группе необъятного Евгения Моргунова. 26 декабря троице сделали фотопробу, а на следующий день она была утверждена.
Динамитный Брёх
Несмотря на «добро» худсовета «Мосфильма», съёмки короткометражки начались только в октябре 1961 года. Снимали в районе подмосковного посёлка Снегири. Начинали с девяти утра. Вместе с актёрами работал талантливый дворняга по кличке Брёх. Поскольку две трети фильма – это сплошные трюки и бег браконьеров-алкоголистов от Барбоса, то Вицин, Никулин и Моргунов бесконечно бегали. В испорченном десятке дублей был «виноват» Брёх: то ронял «динамит», то удирал в лес, то посреди съёмки оглядывался и смотрел на орущего дрессировщика.
На очередном дубле погони Брёх вдруг положил «динамит» с дымящимся шнуром на пенёк и поднял заднюю лапу. А вымотанная троица всё бегала, бегала, бегала…
Факт барбосо-ненормативный. Самый замученный из троицы, Моргунов, едва переводя дыхание, после очередного «кросса» бросил: «В конце картины я этого пса втихую придушу…» и прибавил крепкое словцо. Брёх ощетинился и заворчал явно так же «ненормативно». В следующем дубле хвостатый актёр бросил «динамит» и вцепился в ногу Моргунова. Актёр так же возненавидел пса. В общем, до конца съёмок они так и «собачились», «посылая» друг друга.
Стриптиз шалашовый
Одним из смешных кадров в фильме стала сценка, где троица пробегает через лесной шалаш. Бывалый и Балбес мчатся дальше, а Трус в ужасе выбегает из шалаша без штанов. Следом должен был появиться здоровенный медведь с брюками Труса в лапах. Директор картины сказал, что денег на медведей в смете нет. Тогда Никулин выпросил у себя в цирке чучело косолапого. В шкуру залез Гайдай и принялся изображать хищника. Когда просмотрел отснятое – ужаснулся: настолько «медведь» оказался халтурным. Пришлось вырезать и смонтировать, как есть. Кто раздел Труса? Непонятно. Но сценка стала ещё смешнее.
Неизвестный факт о невошедшей барбосо-сцене. В сценарии присутствовало ещё несколько эпизодов, которые были отсняты, но не вошли в фильм. Так, троица, спасаясь от пса, врезалась на бегу в пасущееся стадо. Вицин попадал верхом на козу, Никулин на корову, а Моргунов вдруг видел, что вместо псины за ним мчался громадный бык с динамитом в зубах. Это как будто Бывалому почудилось, что Барбос передал эстафету с динамитом быку. Моргунов протирал глаза, и бык мгновенно исчезал, превращаясь в пса. Группа снимала дубли и, не переставая, хохотала. Материал получился очень смешным, но при монтаже его удалил Гайдай, поскольку фильм не должен был превышать десятиминутный хронометраж.
Как оперный певец «тронулся»
В последний съёмочный день снимали самые заключительные эпизоды, когда пережившие взрыв динамита Трус и Бывалый транспортируют на тележке психически невменяемого радостного Балбеса. В ожидании солнца Гайдай объявил перерыв. Никулин и Моргунов расположились на лесной полянке покурить. Некурящий интеллигентный Вицин прогуливался в сторонке и напевал «Куда, куда вы удалились…». Мимо актёров проходили местные колхозники. Увидев оборванного, чёрного от сажи и копоти человека, распевающего арию Ленского, они удивлённо остановились: «Что случилось, товарищи?». Моргунов тут же ляпнул без тени улыбки: «Не видите, что ли? Это ж оперный певец Иван Семёнович Козловский. У него сегодня дача сгорела, вот он и того… немножко тронулся. Сейчас из Москвы «скорая» приедет, заберёт…». Дача Козловского действительно была в Снегирях, где происходили съёмки. «Как же так? Такая дача и сгорела!» – расстроились колхозники. «Ничего, – успокоил Моргунов, – у него деньжищ полно – новую отгрохает, – и крикнул Вицину: – Иван Семёнович, вы попойте там ещё, походите». Вицин, ничего не понимая, ответил: «Хорошо, мужики, попою». Колхозники тут же ретировались смотреть, что осталось от огромной богатой дачи Козловского…
«Мучения» композиторские
Поскольку в картине не было сказано ни одного слова, её, как сейчас говорят, саундтрек строился только на шумах и музыке. Композитор Никита Богословский, вопреки правилу, написал музыку не до, а после её монтажа. Он лично дирижировал оркестром при записи музыкальной дорожки во время прокручивания на экране ленты. Каждый дубль композитор страшно мучился, мобилизуя все свои силы, чтобы не разразиться хохотом от видеоряда.
Кросс-триумф по миру
Первая эксцентрическая комедия Гайдая вошла в альманах «Совершенно серьёзно» и вышла на экраны в первой половине 1961 года. Бешеный успех «Пса Барбоса» трудно переоценить: фильм закупило более 100 стран мира, включая США! Народ хохотал до упаду, до колик в животе, глядя на приключения троицы. Язык блистательной гайдаевской короткометражки не нуждался в переводе. Это была идеально чистая комедия на уровне мировых гениев Чаплина, Лойда, Китона. Фильм номинировался даже на престижную Золотую пальмовую ветвь в Каннах!
…А съёмочная команда Леонида Гайдая уже готовила стаканы, стеклотару, закуску, дрожжи и сахар. Впереди были «Самогонщики», но о них в следующем нашем синескоп-«забеге».
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№2 (1382) // 13.01.2016 г.
0 комментариев