Что во времена СССР можно было купить на полкопейки? Даже человека, заставшего те времена, этот курьёзный вопрос поставит в тупик. Ответ прост — ничего. А вот мы с вами, учитывая покупательную способность советского и нынешнего рубля, можем за эту условную стоимость приобрести кое-что. И этим «кое-чем» может стать… газета.
Эта занятная тема для размышления была подкинута секретарём Союза журналистов России во время Всероссийской научно-практической конференции «Региональные СМИ: пути взаимодействия с аудиторией», состоявшейся на базе кафедры журналистики и связей с общественностью Забайкальского государственного университета.
Об административном ресурсе
Цена на местную прессу в нашем крае варьируется от половины до полутора копеек, опять же по советскому курсу рубля. В западных регионах России за газету местного масштаба придётся заплатить в несколько раз больше. Несмотря на бурное развитие интернета книжный рынок в нашей стране, к счастью, ещё функционирует, да и периодические издания по-прежнему находят своего читателя. Хотя, как справедливо отметил секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин, сегодня большой тираж печатных изданий означает либо выдуманную цифру, либо наличие серьёзной финансовой поддержки, в том числе и со стороны государства.
— Есть регионы, в которых областные газеты издаются тиражами в десятки тысяч экземпляров, и понятно, что здесь не обходится без помощи из областного бюджета, — говорит он. — Очевидно, что только за счёт редакции газету содержать невозможно. В некоторых регионах для поддержки печатной прессы применяют административный ресурс, позволяющий удержать подписку на должном уровне. Двадцать лет назад, когда я был редактором, я говорил о том, что позорно, когда тебя заставляют подписываться на твою газету. Тогда это было стыдно, сегодня это действует по-другому, потому что наш долг — сохранить хотя бы минимальный режим выпуска печатной прессы, сохранить редакции. И я всегда спрашиваю, какой глава лучше — который занимается этим или не занимается? Ответ для меня очевиден — конечно, который занимается, потому что без вмешательства власти сделать это очень сложно. Люди должны чувствовать разницу между бесплатным шлаком в интернете и качественно сделанным контентом, и не думаю, что сто рублей за газету — это очень уж дорого. Особенно в регионах с более-менее стабильной экономической ситуацией.
О площадке для местного контента
Несомненно, добротная газета имеет ряд преимуществ перед интернет-контентом, особенно для людей старшего поколения, имеющим способность получать информацию не только в максимально упрощённой форме в виде постов в соцсетях и новостных колонках, но и могущим воспринять объёмную полноценную статью. Кроме того, не стоит упускать из внимания и склонность определённой части населения к спокойному и размеренному чтению в духе старой доброй классики, не отвлекаясь на вечно мелькающую перед глазами рекламу. В определённой степени добротная газета формирует культуру чтения.
Многие эксперты в этой сфере, стоящие на стороне защиты печатной прессы, заявляют и о том, что в наше неспокойное время — сначала это была пандемия, теперь специальная военная операция, востребованность газет возрастает. Так, некоторые центральные издания даже выпускали специальные дополнительные тиражи, посвящённые этим темам, а «Комсомольская правда» бесплатно распространяла спецвыпуски на территориях ДНР и ЛНР.
— Понятно, что спецоперация не могла пройти мимо печатных СМИ, — говорит Владимир Касютин. — И если несколько месяцев после начала СВО журналисты в местных изданиях об этом почти ничего не писали, то частичная мобилизация очень многое изменила, так сказать, приблизила спецоперацию к регионам, в том числе и отдалённым. На страницах газет зазвучали эти темы, стали появляться материалы, трогающие до слёз. С одной стороны, это страшная и драматичная история, с другой — дело пошло к тому, что стало больше настоящей, профессиональной, журналистики.
Безусловным словом в защиту региональной прессы становится возможность информированности жителей о происходящих в их регионе событиях. Это позволяет людям быть в курсе последних новостей, важных событий и решений, принимаемых на местном уровне. Региональная пресса рассказывает о проблемах и достижениях региона, а также позволяет гражданам принимать участие в решении местных вопросов. Региональные СМИ формируют и местную идентичность, и содействуют развитию региональной культуры, предоставляя площадку для публикаций на эту тему.
О тех, кто остаётся с газетой
Конечно же, речь не идёт о битве «цифры» с бумагой, и разнообразие медиасреды, наличие альтернативных и множественных голосов СМИ обществу только на пользу, поскольку это даёт людям возможность получать различные точки зрения на те или иные события и обеспечивает информационную свободу.
На одной из площадок прошлогоднего Петербургского международного экономического форума, на которой обсуждались вопросы будущего печатных СМИ, наш земляк, издатель и медиамагнат Виктор Шкулёв говорил о том, что нужно смириться с тем, что молодёжь сегодня практически не читает бумажную прессу:
— Для нас нет вопроса — быть печатному бизнесу или не быть. Те, кто приобретает печатные издания — это аудитория, тратящая раз в месяц, неделю или день свои кровные. И это очень сильно мотивирует. Но в то же время мы видим, что зрелый период жизни человека сильно удлинился, и ядро нашего общества — те, кто зарабатывает и тратит деньги, — это зрелые люди от сорока и старше. Даже семидесятилетний россиянин сегодня — это активный гражданин. И это та аудитория, которая потребляет прессу, остаётся с ней. Надо ответственно относиться к запросам этих людей.
Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Кому-то достаточно торопливо пролистать ленту новостей, а кто-то предпочитает за утренним кофе старую добрую газету.
Все материалы рубрики «Читаем»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№52 (1796) // 27.12.2023 г.
0 комментариев