Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Газетная журналистика: почти Sina era est studio
Газетная журналистика: почти Sina era est studio


От лат. «Без гнева и пристрастия»

В последнее время в стране активно проходят форумы журналистов, на которых обсуждаются актуальные проблемы медиаиндустрии и вырабатываются стратегии поддержки печатных средств массовой информации. Однако парадокс заключается в том, что, пока градус дискуссий на форумах растёт, реальная ситуация в мире журналистики продолжает ухудшаться.

Забайкалье не остаётся в стороне ни от той, ни от другой тенденции. В минувший четверг кафедра журналистики Забайкальского госуниверситета, правительство региона и Забайкальское отделение Союза журналистов России провели в Чите Всероссийскую научно-практическую конференцию «Региональные СМИ: пути взаимодействия с аудиторией».

Одним из спикеров уже ставшего традиционным мероприятия выступил секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», председатель экспертного Совета ежегодного конкурса «Десять лучших газет России» Владимир Касютин.

Открывая мероприятие, председатель Забайкальского регионального отделения Союза журналистов России Александр Потяев отметил, что массовое закрытие газет становится тревожной тенденцией:

— Недавно объявила о своём закрытии газета «Читинское обозрение», существовавшая с девяностых годов прошлого столетия, на грани этого находится издание «Земля». Если говорить о «районках», то здесь и вовсе наблюдается удручающая ситуация — некоторые из этих газет передают в ведение библиотек или других структур, не имеющих ни малейшего отношения к журналистике и издательству. Финансовые трудности и отсутствие необходимой поддержки становятся причиной уменьшения тиражей, сокращения штата редакционных сотрудников, а то и вовсе закрытия газеты.

Оценки будут расставлены

Некогда печатные издания служили мощным инструментом пропаганды, лояльно транслируя идеологию нашего государства. Но, на фоне всего этого, талантливые журналисты находили возможность донести до читателя добрые и нужные вещи. Газеты всегда имели поддержку на государственном уровне с тем, чтобы сотрудники редакций могли заниматься исключительно своим делом.

Ситуация поменялась — газетные полосы российских изданий начала двухтысячных запестрили дешёвой рекламой, в них всё меньше становилось информации, по-настоящему полезной для читателя. И не стоит обвинять в этом главных редакторов — нужно было как-то выживать.

Столкнувшись с этой иной реальностью в период перехода к так называемой рыночной экономике, печатные СМИ продолжают испытывать эти тяготы выживания до сих пор. И повезло тем газетам, которые выходят в регионах, где руководство понимает необходимость подобной поддержки.

Присутствующий на мероприятии первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин уверен, что руководителю следует осознавать значимость средств массовой информации.

— Умный и грамотный управленец всегда должен помнить о том, что пресса была и остаётся так называемой четвёртой властью, — заявил Равиль Фаритович. — Данное утверждение было важно всегда, а сегодня, в условиях происходящих на мировой арене событий, это звучит как никогда актуально. Взгляните на ситуацию — в тот момент, когда мы противостоим настроенным против нас странам, все наши электронные СМИ, за исключением государственных, не спешат освещать разворачивающиеся в России события, связанные со специальной военной операцией. Мы совсем не наблюдаем той информационной настойчивости, напора, мощи, мобилизации, которые сегодня должны иметь место. Уверен, что после всех сегодняшних событий, после нашей Победы, будут подводиться итоги на самом высоком уровне. И по этому вопросу в том числе. Будут расставляться оценки, итогом которых, я уверен, станет вопрос о том, останутся ли хозяевами на медиарынке те СМИ, которые сегодня себя таковыми возомнили? Скажу больше — будут ли они существовать? Известно, что есть как минимум две вещи в этом мире, которые нельзя купить за деньги, — это здоровье и уважение. Люди, уважающие себя, воспитанные на определённых идеях и принципах, не должны быть лишены информации, поступающей к нам из государственных средств массовой информации, выполняющих важнейшую идеологическую функцию. Первым шагом к этому должно стать повышение оплаты труда журналистов, чтобы появилась возможность для привлечения наиболее профессионально подготовленных кадров, которым под силу вести работу по патриотическому и нравственному воспитанию наших граждан. А значит — по защите государства.

«Чем наше слово отзовётся?»

На самом деле, сегодняшние СМИ в попытке выживания вынуждены конкурировать за внимание читателя, слушателя или телезрителя. Многие из них начали искать способы увеличения доходов, чтобы выжить. В результате на страницах изданий стали появляться статьи, ориентированные на сенсации, скандалы, слухи и прочие неблаговидные сюжеты. Главное — шокировать читателя и вызвать как можно больше эмоций, осаждаемых впоследствии в комментариях, также повышающих рейтинг СМИ.

Засилием этой тенденции и была обусловлена панельная дискуссия «Рейтинг СМИ без нарушения этики и права». Безусловно, каждая редакция, каждое СМИ в своей работе так или иначе использует данные рейтинги с тем, чтобы понять направление своего движения. Возможно ли развитие средства массовой информации без хайповых и скандальных новостей на грани нарушения закона?

Директор ГТРК «Чита» Игорь Кунгуров также справедливо отметил, что проблемы, которые затрагиваются в ходе таких встреч, гораздо шире аудитории, состоящей из представителей журналистского цеха, и последние тенденции в сфере медиа не лучшим образом отражаются на нашей сегодняшней жизни.

— То, что мы исполняем роль государственного СМИ, накладывает на нас колоссальную ответственность, — говорит Игорь Геннадьевич. — Мы отвечаем за каждое слово перед телезрителем и поэтому не имеем права на те или иные вещи, которые могут быть истолкованы двояко. Я сейчас говорю, в том числе, и о провокационных темах и сенсациях, способных поднять рейтинг любого СМИ. Вы знаете, есть хорошая фраза — «Чем наше слово отзовётся?» Так вот, для меня лично она всегда стоит на первом месте. Поэтому ответственность, с которой мы должны подходить к каждому нашему слову, должна быть прежде всего. Мы никогда не даём односторонних сюжетов. Это наша принципиальная позиция: нет мнения второй стороны — нет сюжета. Журналист не должен просто констатировать факт, он обязан предложить тот или иной выход из сложившейся ситуации. Мы не применяем приёмы по «зацепу» аудитории, распространённые в современных социальных сетях. Даже в погоне за рейтингом.

Разве это не парадокс?

Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда средства массовой информации подстраиваются под изменения, происходящие в обществе, экономике, сознании людей. И если раньше их обвиняли в том, что они были проводниками идеологии, то почему сейчас всех устраивает тот факт, что пресса (в любом её проявлении) становится ареной для коммерческих интересов? Или это проявление долгожданной свободы слова? Возникает закономерный вопрос — слова для кого, для какой аудитории? Как заявила редактор одного из существующих сегодня интернет-порталов, «…как бы мы ни хотели, чтобы заработать рейтинги, писать следует на волнующие людей темы». По её мнению, к таковым относятся «секс, еда, криминал и… котики».

Подумайте, разве это не парадокс, что такого рода «свобода печати» привела журналистов к необходимости писать лишь только о том, что может привлечь читателя, даже если это не всегда соответствует высоким стандартам журналистики? Да что там — просто уровню развития претендующего на интеллект хотя бы среднего уровня человека. Какая там специальная военная операция и другие важные темы? У нас еда, криминал и прочее.

Уходит классика

Особо актуально в этом плане прозвучало выступление журналиста, главного редактора газеты «Вечорка» Владимира Кантемира, за плечами которого шесть командировок в зону специальной военной операции. К слову, это единственный корреспондент, представитель забайкальских СМИ, делающий репортажи «из-за ленточки».

— Мы независимая газета, и, даже если это кому-то не нравится, я продолжаю говорить правду. Очень печально, но факт — вскоре на рынке востребованных печатных СМИ останется только «Вечорка». Сейчас я говорю о классике печатной прессы, о трёх её китах — газетах «Вечорка», «Читинское обозрение» и «Земля». Уходит востребованная в среде читателей газета «Читинское обозрение», по моей информации, под угрозой «Земля». Конечно же, я желаю этим ребятам, своим коллегам, выжить и устоять. Как человек, знакомый с особенностями рынка печатных СМИ, могу утверждать, что перечисленные мною газеты пользуются популярностью у читателей.

За бортом информационного потока

Если говорить о рейтингах по-простому, то, пожалуй, самым значимым показателем здесь становится любовь и внимание тех, для кого это СМИ существует. Новость о закрытии нашей газеты, которая едва ли дошла ещё и до половины наших читателей, вызвала и продолжает вызывать искреннее недоумение, особенно у представителей старшего поколения.

Да, сегодня они сталкиваются с изменениями, которые порой кажутся им несправедливыми и вызывают чувство обиды. Несмотря ни на что, многие из них до сих пор не готовы к переходу от печатных газет и журналов к полностью цифровым платформам. Как это ни покажется кому-то странным, традиционный газетный формат продолжает оставаться для них не просто источником информации, но и важной частью ежедневной рутины, которая приносила особое удовольствие и ощущение связи с миром. Для многих компьютер и интернет так и продолжают оставаться сложным и непонятным явлением, и даже для тех, кто владеет этими технологиями, быстрая скорость обновления и отсутствие аналитики, не дающая возможности глубокого осмысления информации, становятся настоящим барьером для её усвоения. Всё это усугубляет в сознании людей старшего поколения чувство изоляции и несправедливости, ощущение того, что они остались за бортом информационного потока.

Вопросы без ответа

Важным аспектом этого вопроса становится и факт ущемления свободного информационного пространства, так необходимого для развития демократического общества. Не секрет, что основной электорат выборов на сегодняшний день составляют люди старшего поколения. Эта группа избирателей, часто более опытная и осведомлённая, играет ключевую роль в определении политического курса. Многие представители данной возрастной категории по-прежнему отдают предпочтение традиционным источникам информации, таким, как газеты, которые становятся для них не только ресурсом для анализа и мнений, но и позволяют глубже понять политические события и предложения кандидатов. Люди старшего поколения ценят качество информации, что часто приводит их к выбору печатных медиа, где новости проходят редакционный контроль и имеют более высокий уровень достоверности. Пожилые люди более склонны полагаться на долгосрочные ценности и традиции, они, верные своим привычкам и ценностям, относятся к печатным медиа как к надёжному источнику информации.

Что ж, для кого-то закрывшаяся газета — это лишь повод написать злобный комментарий в интернете. Кто-то печалится вместе с нами.

Вот такие размышления вышли. Как говорится, почти sina era est studio, что в переводе с латыни означает «без гнева и пристрастия».

P.S.: Факты — вещь упрямая, и, в то время, как на многочисленных форумах поднимаются вопросы о важности газетной журналистики и рисуются планы по её поддержке, на практике мы наблюдаем, как многие издания по-прежнему вынуждены ставить крест на своём существовании. Нужны ли эти обсуждения, будут ли предприниматься меры, которые помогут ещё оставшимся газетам выжить? Вопросы, увы, остаются без ответа.

Все материалы рубрики «Трибуна «ЧО»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№52 (1848) // 25.12.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net