Так уж распорядились судьба и история, что именно 23-й воздушной армии пришлось принять на себя всю горечь завершения могущества боевой авиации Забайкалья.
Она была преобразована из Военно-воздушных сил Забайкальского военного округа в 1967 г. на основании приказа министра обороны СССР от 22 июля и директивы Главнокомандующего ВВС, подписанной 29 июля 1967 г. и стала достойным преемником многих, предшествовавших ей авиационных формирований и надёжным продолжателем славных традиций забайкальских авиаторов.
Всё началось с воздушного флота Дальневосточной республики, созданного в 1920 г. Правда, несмотря на громкое название, в его составе было всего восемь боеготовых самолётов. Но ведь это было только начало. В 1929 г. в составе ВВС Восточно-Сибирского военного округа, штаб которого был переведён из Иркутска в Читу, числилось уже несколько авиаотрядов и эскадрилий. Некоторым из них пришлось держать сложный экзамен в ходе конфликта на КВЖД. А потом у боевой авиации Забайкалья были Китайско-японская война в 1938 г., события на Халхин-Голе в 1939-м и, конечно же, Великая Отечественная война.
Вся тяжесть выполнения задач военного времени легла на 12-ю воздушную армию, сформированную в августе 1942 г. За годы войны на аэродромах объединения было переобучено, доукомплектовано и отправлено на фронт 24 авиационных полка, три батальона аэродромного обслуживания, три подвижных авиационных мастерских и одна кислорододобывающая станция. В учебных и резервных полках воздушной армии было подготовлено для фронта 1713 лётчиков.
В январе 1949 г. в 12-й воздушной армии начался очередной процесс реформирования. Она поменяла своё наименование и стала 45-й ВА, просуществовав всего восемь лет. В июле 1957 г. 45-я воздушная армия была преобразована в ВВС Забайкальского военного округа, а через 10 лет в крылатой истории Забайкалья появилась 23-я воздушная армия.
Её первые шаги начались с укрупнения сил и средств. Наращивалась авиационная группировка в Монголии. Укрупнялась авиационная группировка и на территории Забайкалья. На забайкальские военные аэродромы из Закавказья и Прибалтики перебазировалось шесть авиационных полков. Можно представить недоумение, разочарование и панический ужас тех, кто из тёплых, уютных и обустроенных гарнизонов оказывался в суровом Забайкалье… Немало судеб было сломано и немало семей распалось.
В середине 70-х передислокация, формирование, перевооружение частей и освоение новой авиационной техники в объединении было завершено. На это потребовалось почти десять лет, но зато сейчас 23-я воздушная армия представляла собой одно из мощнейших авиационных объединений страны, управление и штаб которого располагались в Чите.
В начале 1980 г. 23-я ВА по непонятным причинам утратила статус самостоятельности и вновь стала ВВС Забайкальского военного округа. Для забайкальских авиаторов наступили сложные и непонятные времена. Общевойсковые командиры одним махом поставили на одну ступень авиацию и пехоту, не пытаясь даже осознать глубочайшую разницу в методике подготовки двух родов войск. Для авиаторов аэродром частенько заменялся строевым плацем, лётно-методический класс – стрелковым тиром, а ради проведения строевого смотра могли быть отменены даже полёты… Особо ретивые командиры приказывали пришивать на лётные куртки погоны, не понимая, что случайно сорванная привязными ремнями или парашютными лямками с погон звёздочка может стать причиной тяжёлого лётного происшествия.
Клоунады под режиссурой пехотных командиров было вполне достаточно, но авиаторы продолжали делать своё дело, тем более, что уже в конце тех же 80-х объединению было возвращено прежнее наименование 23-й воздушной армии.
Особой строкой в истории объединения проходит присутствие личного состава в различных горячих точках планеты. По официальным данным, таковых точек насчитывается 20. Плюс Чернобыль.
В 1987 г. правительством СССР было принято решение о поэтапном выводе группировки советских войск с территории Монголии. В составе этой группировки находились пять боевых полков с частями обеспечения. Для них слово «вывод» практически означало прекращение существования. Специалистов уникальных авиационных профессий, образно говоря, выбрасывали на улицу.
В начале 1991 г. основные этапы вывода войск из Монголии закончились. А в 1992-м, и особенно в 1993-м годах в штаб воздушной армии потоком пошли руководящие документы, основным содержанием которых были указания о сокращении численного состава объединения. Командование объединения всеми силами старалось сохранить личный состав, но в то время ещё никто не знал, что все эти благородные намерения обречены на провал, что пройдёт несколько лет, и с забайкальских аэродромов постепенно начнут один за другим исчезать части и соединения, подчиняясь реализации уже хорошо освоенной методики расформирования боевых полков.
К концу 90-х годов численность боевых частей 23-й воздушной армии была доведена до того, что, даже при приёме в свой состав нескольких формирований войск ПВО она уже не отвечала требованиям и статусу оперативного авиационного объединения и в 1998 г. была переформирована в авиационный корпус.
А вскоре управление корпуса было переведено в другой город и вошло в состав другого объединения. История 23-й воздушной армии завершилась.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Борис Родиков,
ветеран ВВС
«Читинское обозрение»
№35 (1467) // 30.08.2017 г.
0 комментариев