События, произошедшие в полосе Забайкальской железной дороги на исходе 1932 года, намеренно или случайно оставались в тени на протяжении многих лет. Вместе с тем, этот инцидент в большой степени повлиял на дальнейшее развитие отношений СССР и Китая, в частности — на восстановление дипломатических контактов после трёхлетнего разрыва, вызванного конфликтом на КВЖД 1929 года. Что же произошло в неспокойном приграничье, где уже год как хозяйничали японцы, заняв провинции Северо-Восточного Китая и создав там квази-государство Маньчжоу-го?
Восстание на КВЖД
27 сентября 1932 года китайские охранные гарнизоны, расквартированные вдоль линии Китайско-восточной железной дороги в городах Хайлар, Бухэду, Чжаланьтун и Маньчжурия одновременно подняли мятеж против японских властей. Возглавил это восстание маньчжурский генерал Су Бинвень, объявивший о борьбе с японцами до полного освобождения Северо-Восточного Китая и даже обратившийся за помощью в Лигу Наций. На некоторое время мятежному генералу удалось установить контроль над территорией западной Маньчжурии, включая и одноимённую пограничную станцию. Активные действия китайских войск, происходившие в полосе железной дороги, нарушили сообщение по КВЖД. Восставшие захватывали паровозы, вагоны, были даже попытки взять под полный контроль движение по стальной магистрали. В городах западной Маньчжурии мятежными военными были арестованы японцы, что вынудило оккупационные власти вступить в переговоры с советскими дипломатами об эвакуации своих граждан на территорию Советского Союза. По договорённости с китайскими военными несколько сотен японских граждан было доставлено на советскую территорию, на станцию Мациевская. Вскоре туда же прибыла японская военная миссия под начальством генерала Мититара Камацубара. Его задачей было проведение переговоров и обсуждение условий возвращения своих сограждан на подконтрольную территорию. Малоизвестный в то время японский генерал через семь лет станет главным оппонентом комкора Георгия Константиновича Жукова в кровопролитных боях на реке Халхин-Гол летом 1939 года.
Мититаро Комацубара
Не достигнув желаемого результата на переговорах с китайской стороной, японская армия повела наступление на восставших. В течение ноября китайские части были разгромлены и прижаты к границе. Японские войска подошли к городу Маньчжурия, но генерал Су Бинвень отказался вступать в переговоры с противником и обратился к советскому правительству с просьбой об интернировании на сопредельную территорию. Это обращение было объявлено им в советском консульстве на станции Маньчжурия, при этом было добавлено, что китайские войска пересекут границу даже не получив разрешения правительства СССР. На государственном рубеже вновь возникла угроза конфликта.
Исход
4 декабря 1932 года, не дожидаясь разрешения советского правительства, генерал Су Бинвень на поезде из 26 вагонов пересек границу и въехал на станцию Отпор (с 1958 года — Забайкальск). На требование покинуть территорию СССР ответил отказом и начал разоружаться. Вместе с восставшими войсками через границу перешли китайские рабочие КВЖД и шахтёры с угольных копей Чжалайнора. Газета «Правда» сообщала: «Чита. 4 декабря со станции Маньчжурия прорвались на 86-й разъезд и дальше на советскую территорию отдельные части и группы из армии генерала Су Бинвеня. Часть бежавших на территорию СССР проникла пешим ходом, другая часть, захватив силой вагоны и паровозы, двинулась эшелонами. Все китайские солдаты разоружаются и интернируются».
Для приёма китайских войск на станцию Отпор были направлена маневренная группа пограничников Даурского погранотряда. Старшим начальником в районе интернирования был назначен командир отдельной Даурской кавалерийской дивизии Константин Константинович Рокоссовский. Будущий маршал Советского Союза уже имел опыт боевого контакта с китайскими войсками в степных сражениях трёхлетней давности, участвуя в штурме станций Чжалайнор и Маньчжурия, в декабре 1929 года.
Константин Рокоссовский
Местное ОГПУ также докладывало в Москву, что «…вечером 4 декабря 1932 года китайское командование обратилось к администрации Забайкальской железной дороги с просьбой пропустить с КВЖД эшелоны (станция Маньчжурия являлась стыковочной ЗабЖД и КВЖД). Получив категорический отказ, китайцы сломали замки стрелок и под угрозой применения оружия стали отправлять эшелоны через границу на станцию Отпор. Вслед за войсками из Маньчжурии потянулись китайские чиновники, служащие КВЖД и простые граждане. Всего было задержано 3 147 человек, из них офицеров — 443, солдат — 1801, гражданских — 903».
6 декабря японские войска полностью заняли станцию Маньчжурия, и японские граждане стали возвращаться с территории Советского Союза обратно, в соответствии с договорённостью с генералом Камацубара.
Китайские же военнослужащие, интернированные в СССР, были направлены для размещения вглубь страны — город Томск. Советский Союз категорически отверг требование Маньчжоу-го об их выдаче. Утром 11 декабря первый поезд с китайскими солдатами покинул станцию Даурия. Весной следующего, 1933 года военнослужащие были возвращены на родину, на подконтрольную Нанкинскому правительству территорию. Генерал Су Бинвень через Германию также вернулся в Китай, где позже продолжил борьбу с японцами в рядах армии Гоминьдан.
Яркие противоречивые события 90-летней давности в полосе Забайкальской железной дороги в дальнейшем сыграли большую роль в установлении добрососедских отношений и борьбе СССР и Китая с общим врагом.
В заключение стоит добавить, что этот эпизод из истории наших стран был великолепно обыгран в замечательном фильме «Офицеры» — в сцене встречи главных героев в советско-китайском приграничье.
Все материалы рубрики «Страницы истории»
Владислав Реутов
Музей истории Забайкальской
железной дороги
«Читинское обозрение»
№27 (1719) // 06.07.2022 г.
0 комментариев