К сожалению, он уже не прочтёт это интервью, хотя с момента нашей встречи прошло чуть более пары недель. Он ушёл из жизни в праздник Крещения, 19 января. О чём же думал писатель Георгий Баль, когда наверняка не предполагал, что грань между этой суетной жизнью и вечностью для него так близка…
— Георгий Павлович, во многих ваших произведениях чувствуется ностальгия по той стране, которую мы безвозвратно потеряли. Я имею в виду СССР. Наверное, это не может не отражать ваших взглядов на этот мир?
— Дело в том, что я родился в Советском Союзе и, пусть это кому-то и не по душе, но до сих пор остаюсь приверженцем советского уклада жизни, того мировоззрения и идеологии. В общем, меня нисколько не оскорбит, пусть и ироничный, даже отчасти пренебрежительный, термин «совок». По мне, капитализм представляет из себя тупиковую ветвь развития человечества. Конечно же, я не являюсь сторонником теории идиотского коммунизма, а вот социализм с его лозунгом «От каждого по способностям, каждому — по труду», на мой взгляд, как раз и есть верный путь мироустройства. И он совсем не утопичен, как принято считать. К примеру, я всегда был сторонником прогрессивного налога — если человеку многое дано, то с него и требоваться должно больше. Нельзя людей уравнивать — все мы разные, и по уровню трудолюбия, и по своим способностям. В то же время, считаю вполне справедливым советский закон о тунеядстве, поскольку не бывает такого, чтобы человек не работал и жил в достатке. Значит, он живёт и за мой счёт, в том числе. Либо нарушает закон, либо занимается обманом.
— Во многих ваших рассказах можно прочесть потрясающие описания забайкальской природы. По всему чувствуется, что этот край за последние тридцать лет стал вам близким сердцу. Это правда?
— Да. Несмотря на то, что я родился в Белоруссии, за эти годы Забайкалье стало мне по-настоящему родным, и выражения из области того, что это каторжный край, вызывают у меня искреннее негодование. Почему бы не вспомнить другую страницу нашей истории, связанную, к примеру, с декабристами? Здесь шикарная природа, замечательные люди, не самый плохой для здоровья климат. Свой же Жирекен я не променяю ни на Читу, ни на любой другой город. Во-первых, это один из самых чистых посёлков Забайкалья, а людям, которые когда-то его построили, не мешало бы памятник поставить. Он расположен на южном склоне, в распадочке — как на Божьей ладошке.
— Что для вас литературный труд и можно ли это назвать трудом?
— На самом деле, к своему писательству я отношусь, если можно так выразиться, не совсем серьёзно, скорее, — с любовью. Этот процесс доставляет мне радость, и я с удовольствием погружаюсь в него, как только выдаётся свободная минутка. Приятные эмоции вызывает и осознание того, что кому-то ещё, кроме меня, нравится читать то, что выходит из-под моего пера. Ведь ты же не будешь добровольно делать работу, которая тебе в тягость или, к примеру, никому не нужна? Я никогда не ставлю себе лимитов «писательской выработки» — сколько страниц в день я должен написать. Порой случаются и творческие всплески, когда удаётся сделать многое. Чаще всего это происходит в период «Болдинской», или, как я её называю, «Обалденной» осени, когда жена уезжает на «зимнюю» квартиру, а я со своим зверьём — собакой и котами — остаюсь в дачном домике. Днём суетишься по хозяйству, а осенними длинными вечерами пишешь под треск дров в печурке. Вот это я и могу назвать самым плодотворным творческим периодом.
— Каким, на ваш взгляд, должен быть писатель?
— Во-первых, глубоко убеждён в том, что писатель не имеет права врать. Да, он может выдумать или сочинить. Но ни в коем случае не вводить читателя в заблуждение. Нельзя в своём повествовании отступать от законов физики, нельзя нарушать уголовно-процессуальный кодекс, нельзя писать о том, чего ты не знаешь, чего ты не видел. Не смог до конца осилить один детектив, отбросил в сторону книжку, дочитав до того места, когда главный герой, приехав в Якутск, садится там на вокзале на троллейбус. Автор даже не удосужился проверить такие, на его взгляд, незначительные факты, как отсутствие этого вида транспорта в Якутске. Это то же самое, что космодром в Чите. Один такой факт, второй, третий — и перестаёшь верить этому писателю. То же самое можно сказать и о многих современных фильмах, в результате просмотра которых у людей складывается абсолютно искажённое понятие о той или иной сфере. К примеру, моя жена, медик по образованию, никогда не смотрит современные сериалы на медицинскую тематику.
Во-вторых, книга не должна быть скучной. По моему мнению, право писать скучно есть только у классиков, поскольку у этой литературы немного другое предназначение. А вообще, книги можно смело назвать инженерами человеческих душ. То же самое можно сказать и о кинематографе. Вспомните, в советское время создавались фильмы, которые были не только интересными в плане сюжета, они несли полезную нагрузку и без преувеличения воспитывали людей. А большинство современных фильмов? Какую мораль они пропагандируют? Чему учат? Так и подмывает сказать в адрес некоторых режиссёров: «Мы в вашем творчестве не нуждаемся!» Раньше люди обсуждали фильмы, а сейчас этот процесс и построить-то не на чем — сплошная пустота. По мне, чем больше начинают рекламировать фильм, тем большее отторжение он у меня заранее вызывает. Даже оценка вышедшей на экраны киноленты идёт большей частью на коммерческой основе. Потом проходит небольшой отрезок времени, фильм забывают, и вряд ли кто будет пересматривать его ещё раз. Ремейки на старые фильмы я вообще стараюсь не смотреть — у меня на них токсикоз.
— Серьёзно ли вы относитесь к отзывам на свои книги?
— Для меня они не имеют особого значения, особенно отзывы в интернете. Если честно, я им особо и не верю. Совсем другое дело — слова человека, который приходит к тебе и просит подарить ещё одну книгу, потому что предыдущую у него взяли почитать и не вернули. Вот это отзыв… Прекрасно понимаю, что я далеко не гений, пишу просто. Скорее, для души. Безусловно, любому человеку нравится, когда его хвалят, но нельзя на основе этих похвал возводить себя в какой-то ранг, идти по головам в погоне за той или иной наградой, делать кому-то подлость. Нужно видеть чёткую грань между, казалось бы, идентичными понятиями — «самолюбие» и «себялюбие». Без первого, близкого, скорее, к понятию «благородство», в жизни трудно чего-либо добиться. Второе представляет из себя корыстный вариант любви к себе, зачастую в ущерб другим.
Ведь и мы иногда одиноки среди людей, и наверняка, даже самому общительному человеку иногда хочется побыть одному. Мы все творцы своей судьбы, но я скучаю по себе среди толпы…
Когда последняя книга Георгия Павловича «Предзимье» (12+) благодаря фонду «Одарина» (председатель фонда и редактор книги Владимир Кибирев) готовилась к печати, он обнаружил, что в одном из его стихотворений случайно затерялось последнее четверостишие. Скромный и непритязательный, на протяжении всего периода подготовки книги к печати не высказавший ни одного пожелания, а тем более, претензии, Георгий Баль попросил автора этих строк вернуть затерявшиеся строчки. Теперь случившееся так и хочется назвать знаком судьбы. Вот эти строки:
Дай Бог, рассвет последний встретив,
Успеть закат свой унести в тайгу —
Не обгоняя, догоняя вольный ветер,
В последний раз упасть. Но, на бегу!
Георгий Павлович ушёл, ушёл на бегу, наверняка унеся свой закат в тайгу — место, которое он так любил при жизни…
Все материалы рубрики «Золотой фонд» земли Даурской»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№5 (1801) // 31.01.2024 г.
0 комментариев