Главная / Авторы / Ольга Чеузова / Главные в доме — собственники!
Главные в доме — собственники!
Как отказаться от услуг управляющей компании, если она вас не устраивает


После публикаций в «ЧО» по жалобам на работу управляющей компании «РУЭК-ГРЭС» жителей Черновских и ГРЭСа в редакции раздался шквал звонков. Все они касались данной управляющей компании. Ответить на вопросы читинцев мы попросили заместителя начальника инспекции, государственного инспектора Баясхалана Дашибалова.

Баясхалан Александрович, жители Черновских массово жалуются на ржавую воду из кранов. Ситуация много лет не решается. Чьи это полномочия?

– Проблема с водой на КСК, ГРЭСе действительно существует. Некачественное предоставление услуг в части водоснабжения питьевой водой, не отвечающей требованиям СанПиНа – полномочия Роспотребнадзора. Полномочия нашей инспекции – слабый напор воды или его отсутствие. Ещё нужно помнить о балансовой принадлежности труб, по которым подаётся вода. Если вода в трубе ржавая на вводе в дом (до стены), то за это отвечает ресурсоснабжающая компания, то есть «Водоканал-Чита». В случае, если вода не отвечает требованиям внутри дома, то за неё в ответе управляющая компания. В любом случае тут необходимо обращаться в Роспотребнадзор.

Какие работы должна выполнять УК в подвалах? Мы были в подвале одного из домов на ГРЭСе. Обнаружили там грязь, сырость, неприятный запах. Трубы с сильной течью, которые УК просто заматывает тряпками.

– Требования по содержанию общего имущества прописаны в Правилах, которые установлены правительством. В них говорится, что управляющие компании обязаны содержать общее имущество. Никаких тряпок быть не должно. В текущий ремонт входят в том числе сварочные работы мест протечек, замена трубопроводов, чистка подвалов, их освещение. В подвале должно быть сухо.

А что написано в Правилах о ремонтах подъездов?

– Текущий ремонт подъездов должен проводиться с периодичностью 3-5 лет.

Бывает такое, что подъезд может требовать ремонта раньше этого срока…

Собственникам следует помнить, что в доме главные – они, а не управляющие компании. Решение жильцов – закон для управляющих компаний. Для начала нужно провести общее собрание собственников, где вынести решение провести текущий ремонт подъезда ранее установленных сроков.

Жители ГРЭС жаловались на отсутствие освещения в подъездах. Им приходится самим покупать лампочки и вкручивать их.

– Замена лампочек – обязанность управляющей компании.

Жильцы домов на улице Майской сами моют подъезды. Уборщиц из управляющей компании видят очень редко.

– Управляющая компания обязана, согласно правилам, проводить уборку не реже чем раз в пять дней.

В одном из материалов мы говорили о придомовой территории. Как её определить жильцам?

– Жилищным кодексом определён состав общего имущества многоквартирных домов. Придомовая территория входит в этот список, но она должна быть утверждена Росреестром. В ходе наших проверок мы пользуемся публичной кадастровой картой, проверяем по ней придомовые территории. Сделать это может любой человек и требовать с управляющей компании уборку территории, если она входит в состав общего имущества. Есть такие дома, которые не имеют своей территории.

Когда мы были в посёлке Восточный, там нам показывали сухое старое дерево, которое может упасть в любую минуту. Обязана ли управляющая компания спилить его?

– Согласно Жилищному кодексу, придомовая территория входит в состав общего имущества вместе с элементами благоустройства, в том числе и озеленение. Управляющие компании обязаны содержать и их. Однако существуют правила благоустройства города, в соответствии с которыми администрация города согласовывает выполнение обрезки, спиливания сухих деревьев. Самовольно управляющая компания ничего не должна делать, только по согласованию с комитетом ЖКХ.

Возле домов по улице Майской проходит ливневый коллектор с обеих сторон. Он забит под завязку землёй, мусором. В дождливое лето прошлого года вся вода стекала не по коллектору, а в подъезды и подвалы домов. Кто должен прочистить коллектор и следить за ним?

– Это относится к вопросам местного значения, то есть нужно обращаться в администрацию города.

Баясхалан Александрович, самый болезненный для жителей вопрос. В феврале этого года компания «РУЭК-ГРЭС», возглавляемая Александром Прокопенюком, повысила плату за содержание общего имущества. Люди вынуждены платить на 20-40% больше. Как такое может быть?

– Ранее домами, где повысилась плата, управляла компания «РУЭК-ВОСТОК». В 2018 году мы получили от компании заявление об исключении из реестра лицензий этих домов. То есть компания отказалась от управления этими домами. Мы уведомили об этом комитет ЖКХ, на этом основании был проведён конкурс, для которого управление цен и тарифов установило размер платы, увеличив её. Если бы тариф не был повышен, то дома просто никто не взял бы на управление. Тариф там не повышали в течение пяти лет. Конкурс выиграла управляющая компания «РУЭК-ГРЭС» (директор Прокопенюк А.В. – прим. авт.).

Могут ли собственники провести капитальный ремонт в домах ранее установленных сроков? Как это сделать?

– Можно провести капитальный ремонт раньше сроков, но для этого нужно, чтобы на спецсчёте накопилась необходимая сумма. Если денег достаточно, то на общем собрании собственников принимается решение о проведении каких-либо работ (чаще всего жильцы решают сделать ремонт водоподогревателей или заменить их). Затем дают задание управляющей компании.

Если деньги за капремонт жильцы платят в общий «котёл», то тут все дома распределены на долгосрочную программу. Сроки ремонтов чего-либо можно уменьшить, но существует определённый порядок. Необходимо, чтобы на счёте дома собираемость была 90%. Если собираемость низкая, то дом не может быть включён в краткосрочный план. Нужно также заключение нашей инспекции, в котором будет зафиксировано, что, например, кровля требует ремонта.

Жители Черновских и ГРЭС (те, которые ежемесячно оплачивают счета) жалуются на управляющую компанию «РУЭК-ГРЭС» – должных услуг они не получают. Как им можно проконтролировать, за что они платят компании?

– Управляющая компания обязана раз в год проводить общее собрание собственников, на котором отчитываться за проведённые за год работы, на что тратились деньги. Этот же отчёт должен размещаться на сайте «ГИС ЖКХ».

Как могут читинцы обратиться в инспекцию?

– Если у собственников помещений имеются вопросы по содержанию общего имущества, то для начала нужно попытаться обратиться в УК. Если ответ не удовлетворил, обращаться к нам. Все жалобы принимаются лично, либо через сайт Госуслуг.

Как отказаться от услуг управляющей компании, которая ничего не делает за ваши же деньги:

Шаг 1. Выбираем новую УК, смотрим рейтинг на сайте госинспекции края. Пообщайтесь с жителями домов, которые обслуживают УК-кандидаты. Поговорите с соседями, съездите в выбранную УК, задайте все свои вопросы руководству.

Шаг 2. Выбираем способ смены УК. Жилищный кодекс не даёт нам право просто так взять и сменить УК. Существует ряд ограничений.

Основные способы смены УК:
1) Выбор новой УК по окончанию срока действия договора управления со старой УК.
2) Существенные нарушения договора управления старой УК, дающие собственникам квартир право расторгнуть договор управления в одностороннем порядке. Однако в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ говорится, что собственники могут сменить УК, если они приняли об этом решение на собрании, даже если УК не допускала существенных нарушений договора управления.
3) Лишение управляющей компании лицензии на право управления вашим домом.
4) Расторжение договора по соглашению сторон, если старая УК согласна расторгнуть договор.
5) Смена способа управления многоквартирным жилым домом. Например, на общем собрании собственников вы принимаете решение о создании ТСЖ или ТСН, но впоследствии товарищество не осуществляет управление МКД самостоятельно, а нанимает для этого УК. У такого способа есть один немаловажный плюс – если новая УК не оправдает ожиданий, то сменить её можно будет, проведя всего одно собрание правления ТСЖ, если это предусмотрено уставом товарищества.

Шаг 3. Проводим собрание собственников по смене управляющей компании в очно-заочной форме. Прежде чем проводить собрание, внимательно изучаем договор управления со старой УК. Это позволит избежать множества ошибок.

1) Подготавливаем повестку собрания:
а) проведение собрания в форме очно-заочного голосования;
б) расторжение договора управления, заключённого со старой УК;
в) выбор способа управления и утверждение новой УК;
г) утверждение условий договора управления между собственниками и новой УК, а также утверждение размера платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества;
д) сроки передачи технической документации (в течение 5 дней со дня прекращения действия договора управления со старой УК) и накопленных средств от старой УК к новой (после расторжения договора управления). Если старая УК утратила техническую документацию или её часть, она обязана в течение трёх месяцев за свой счёт её восстановить;
е) вопросы о порядке уведомления собственников о результатах собрания и месте хранения оригинала протокола собрания.

2) Не менее чем за 10 дней уведомляем всех собственников помещений в доме о проведении собрания заказным письмом или лично под роспись, развешать объявление на подъездах. Ведите реестр уведомлений.
Обязательным приложением к протоколу собрания является полный реестр собственников помещений в МКД

3) Проводим очную часть собрания в очно-заочной форме. Обязательно учитываем требования Минстроя к оформлению протоколов общих собраний.

4) Обходим собственников, не присутствовавших на очном собрании.

5) Составляем протокол собрания.

6) Уведомляем собственников о результатах собрания.
Уведомление о результатах общего собрания собственников размещается не позднее чем через 10 дней после завершения собрания в месте, которое определили на общем собрании, в данном доме и доступном для каждого собственника. Не забываем о том, что отныне мы обязаны направлять копию протокола собрания в действующую на момент проведения собрания УК в течение десяти дней.

Шаг 4. Уведомляем старую УК о том, что вы её сменили.

В случае принятия собранием решения о смене способа управления МКД уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет в адрес старой УК, а также в органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. В нём пропишите наименование организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом, её адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме – сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления МКД.

Шаг 5. Заключаем договор управления с новой УК. Более 50% собственников помещений в многоквартирном жилом доме должны расписаться в договоре управления с новой УК. Если собственники этого не сделают, то договор управления не считается заключённым, несмотря на решение общего собрания собственников. Подписывать этот договор надо одновременно с проведением собрания в доме, т.к. собрать отдельно всех собственников проблематично. После того, как собрание будет проведено, составлен протокол собрания, подписан договор управления, новая УК должна будет обратиться с заявлением в орган государственного жилищного надзора, чтобы внести изменения в лицензию этой УК. Если все документы будут в порядке, то изменения в лицензию вносятся в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявления.

Шаг 6. С какого момента платить в новую УК?
Начинаете платить только с того момента, когда органы Государственного жилищного надзора включат ваш дом в лицензию новой УК. Эти сведения легко проверить, так как органы ГЖН обязаны размещать их на сайте ГИС ЖКХ в сети Интернет.

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
Читайте также: "Хоть "изжалуйся" и "Бездействие за наш счёт"

 

Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№23 (1559) // 05.06.2019 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net