Баба Яга, серый волк, бабай, кикимора, чёрт… Но всему этому сонму, включая современных голливудских вампиров, «дракул» и прочей зомби-нечисти далеко до Него. Он был самым страшным существом для целых поколений – литературным, разговорным, киношным. Им и остаётся. Новое обращение к нему – тому свидетельство. 5 апреля он явится к нам снова на экранах кинотеатров. Имя ему – Вий!
Кто Он?
«…В восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом», – свидетельствует Большой энциклопедический словарь.
«Вий – …таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли…» – писал «отец» монстра Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей повести.
Сказки с похожим сюжетом хорошо известны в мифологии славянских народов. Странно, однако, то, что ни в одном предании или легенде Вий не встречается. Тем не менее, он появился не на пустом месте – у него имеются фольклорные прототипы, некоторые характерные черты которых, видимо, и были использованы великим мистиком русской и мировой литературы.
Женщина или… чай?
Отличительная черта Вия – смертоносный взгляд, скрытый под огромными веками или ресницами, которые Вий может поднять только с помощью нечистой силы. В народных представлениях длинные веки всегда являлись признаком демонического существа.
В преданиях белорусского Полесья Смерть описывается не иначе как чудовищная женщина с огромными веками. Украинская легенда о происхождении чая повествует, что, соблазняя пустынника, дьявол начал ему «вии (веки) напускать», пока стало невозможно старцу глянуть на свет. Пустынник веки оторвал и закопал в землю. Вырос из них… чай.
Зловещий Касьян
Одним из фольклорных источников литературного образа Вия может считаться образ святителя Касьяна, связанного с нечистой силой. Несмотря на канонизацию христианской церковью в V веке Иоанна Кассиана Римлянина, в народном сознании существовал иной его образ, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое демоническое существо. Согласно одним поверьям, Касьян – падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за своё отступничество был закован в цепи и заключён под землю. Приставленный к нему ангел три года подряд бьёт предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвёртый выпускает на волю, и тогда гибнет всё, на что бы он ни глянул.
В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в четыре года, он поднимает их и оглядывает мир – на что упадёт его взгляд, то погибает. Практически во всех легендах о Касьяне подчёркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием.
От Велеса до Иуды
Черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с языческим Велесом – древним покровителем охотников, который олицетворял ещё и духов убитых зверей и ассоциировался с миром мёртвых. Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал всё же Иуда Искариот. В не вошедших в канон апокрифических сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что веки величайшего из предателей стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело.
Демон на плёнке
Впрочем, из литературы эта потусторонняя ужасная сущность вместе с паночкой-ведьмой и сонмом упырей да вурдалаков начала ломиться в реальность, пусть и кинематографическую, уже в первое десятилетие 20-го века.
Своё первое киновоплощение подземный демон обрёл ещё в 1909 году в одноимённой экранизации режиссёра Василия Гончарова. Эта лента по праву считается первым российским фантастическим фильмом и первым же фильмом ужасов. К сожалению, уникальная картина не сохранилась. Замечу, что и два последующих пришествия Вия на экраны не «дожили» до наших дней – обе ленты: одна от 1912 года, другая (45 минут) – от 1916-го, снятая знаменитым режиссёром Владиславом Старевичем (отцом мировой объёмной мультипликации), утеряны.
Вий всех виев
Однако спустя 51 год великий монстр и его свита, порождения мрака и фантазии Гоголя, а также чудовищных грёз художника-постановщика Николая Маркина наконец вломились в наш мир через картину режиссёров Константина Ершова и Георгия Кропачева, при участии великого киномага Александра Птушко. Именно этот образ чудовища, а также лик мёртвой панночки в исполнении Натальи Варлей с воплем: «Ко мне упыри! Ко мне вурдалаки!» и леденящим смехом ассоциируется у нас с Вием. Картина «Вий» стала одним из лидеров отечественного проката 1967 года и была закуплена десятками стран, включая США. В тот год только в нашей стране её посмотрело свыше 35 миллионов зрителей.
Чудовище в 21-м веке
Пытался Вий вырваться ещё раз в реальность в 2006 году, но без особого успеха: во-первых, в версии режиссёра Олега Фесенко действие фильма перенесли в наше время, да ещё куда-то, судя по всему, аж в США. А во-вторых, великое чудовище вообще «отстранили» от съёмок и главной героиней стала ведьма, отчего и кино назвали соответствующе – «Ведьма».
Кроме отечественных экранизаций повести Гоголя существуют ещё и итальянская «Маска сатаны» (1960 – правда, здесь больше внимание уделяется вампирам), югославская «Святое место» (1990) и украинская в виде мультфильма «Вий» (1996).
В 2014 году вышла очередная, на этот раз уже российская киноверсия произведения Гоголя «Вий 3D», снятая командой режиссёра Олега Степченко, нашпигованная под завязку массой спецэффектов. Правда, это оказалась не совсем экранизация литературного первоисточника, а абсолютно самостоятельная версия авторского видения «вийской» истории с детективно-мистическо-триллерным сюжетом, как и её продолжение-сиквел «Вий 2. Тайна Печати дракона», которое выйдет на экраны 16 августа 2018 года.
«Не выходи из круга!»
Являясь горячими поклонниками мистических произведений Гоголя, режиссёр Егор Баранов («Иеремей-сан. Исповедь самурая», 2015) и команда сценаристов, состоящая аж из шести человек, в августе 2017 года выпустили на экраны картину «Гоголь. Начало». Она снята в форме мистического детектива-драмы и фильма ужасов по мотивам произведений Николая Васильевича, взятых из сборника-цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В сюжете помимо классических и мистических персонажей (ведьма, русалки, утопленницы, представителя сатаны), главными являются сам Гоголь (Александр Петров), молодой, мучимый мистическими видениями судебный писарь царской канцелярии по уголовным делам, а также опытный следователь Яков Гуро (О. Меньшиков). Они выезжают в Диканьку и расследуют цепь страшных убийств девушек, совершаемых представителем нечистой силы – Тёмным всадником…
Зрители одобрили новое видение произведений Гоголя режиссёром Барановым и активно «проголосовали рублём». Продолжение не заставило себя ждать – 5 апреля выходит на экраны читинских кинотеатров захватывающий сиквел «Гоголь. Вий». Действие картины начнётся спустя пять дней после событий первой. Жуткие убийства в селе Диканька продолжаются. Жертвами загадочного Тёмного всадника стали уже 11 девушек. Гоголя всё чаще начинают преследовать обмороки, сопровождающиеся видениями, но он верит, что это сила, приближающая его к поимке душегуба. Однако Гоголь узнаёт, что следующей жертвой Всадника должна стать его возлюбленная, молодая жена странного и загадочного местного помещика Данишевского – Лиза (Таисия Вилкова)… На помощь герою приходит охотник на ведьм, мастер восточных единоборств и философ Хома Брут (Алексей Вертков). Вдвоём они проведут три страшных ночи в стенах старинной часовни, отпевая ведьму Ульяну и призывая самое жуткое порождение нечистой силы – Вия…
P.S. Осенью 2018 выйдет заключительная часть трилогии «Гоголь. Страшная месть».
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№13 (1497) // 28.03.2018 г.
0 комментариев