Региональным оператором по обращению с отходами на ближайшие десять лет в Забайкалье выбрана компания «Олерон+» (Москва). Вообще-то, в конкурсе, объявленном краевым министерством природных ресурсов, победило ОАО «Забайкалспецтранс», но оно не собрало нужные документы, и договор был заключён с москвичами. Что это за оператор, чем он будет заниматься, как повлияет на жизнь региона? И главное – вырастут ли тарифы на вывоз и утилизацию мусора?
История вопроса
Уже несколько лет российское правительство пытается внедрить новую систему обращения с отходами. Отправной точкой реформы стало внесение изменений в федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления». Твёрдые отходы из бытовых переименованы в коммунальные. Прописаны нормы, которые способны сделать механизм обращения, хранения, обезвреживания и утилизации мусора более прозрачным.
Старт реализации инновационного механизма предполагался на 2016 год, но регионам не хватило времени. Не все успели конкретизировать положения федерального закона на региональном уровне. В результате принято решение об отсрочке запуска реформы до начала 2019 года. Регионам поставили задачу в кратчайшие сроки разработать территориальные схемы, выбрать региональных операторов и рассчитать тариф для населения.
Кто за что отвечает
Закон разграничил понятия «уборка территории» и «обращение с отходами». Теперь вся деятельность, связанная с отходами, находится в ведении органов исполнительной власти регионов. В Забайкалье за реализацию реформы «мусорной» сферы отвечает министерство природных ресурсов края. За ним закреплено среди прочего регулирование деятельности регионального оператора и разработка региональной схемы обращения с отходами.
Непосредственно уборка и поддержание надлежащего санитарно-экологического состояния территории города, села или любого иного муниципального образования относится к обязанностям законного пользователя – местной власти либо собственника.
ТБО и ТКО: в чём разница
Аббревиатура ТБО – твёрдые бытовые отходы – законодательно заменена на ТКО – твёрдые коммунальные отходы. По сути это всё тот же мусор, который надо утилизировать. Но ТКО – более широкое понятие, поскольку включает в себя не только тот мусор, который ежедневно выносят из дома граждане, но и схожие по компонентному составу отходы организаций, юрлиц и индивидуальных предпринимателей, например, офисный мусор. Закон не установил различий между отходами для жилых и нежилых помещений, как это было раньше.
Главным признаком, по которому отходы могут быть отнесены к коммунальным, является их формирование в ходе повседневной жизни человека или в результате деятельности организаций либо предприятий, чья работа не связана напрямую с производством товаров, выполнением работ и услуг (например, магазинов).
Если до реформы оплата за вывоз бытового мусора зависела от статуса помещения (нежилое или жилое), а также его площади, то сейчас тариф будет устанавливаться для разных групп потребителей дифференцированно (физлицо или юридическое лицо/индивидуальный предприниматель) и нормативам накопления ТКО.
Эти нормы различаются для отдельных видов потребителей (жителей многоквартирных, индивидуальных жилых домов и владельцев офисов, предприятий). Обычные семьи накапливают меньше мусора, чем офис или магазин с множеством сотрудников и посетителей. Соответственно, оплата для них должна быть меньше. Единый тариф для всех жителей региона за обращение с ТКО будет устанавливать субъект РФ самостоятельно.
Планируется перевести работы по обращению с ТКО из списка содержания имущества в многоквартирных домах в список коммунальных услуг.
Зачем край разделили на семь округов
На первом этапе регионам пришлось пересмотреть свои «мусорные программы» и привести их в соответствие с федеральным законом.
Разработаны территориальные схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами минимум на десять лет. Они необходимы для того, чтобы прогнозировать объёмы образующихся отходов и планировать деятельность по их утилизации. Например, сколько нужно новых полигонов или мусороперерабатывающих заводов, спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки территорий населённых пунктов.
Территориальная схема Забайкальского края разработана и одобрена ещё в 2016 году. Она делит территорию края на семь административно-производственных округов – АПО. Округа представляют собой территорию, на которой образуются твёрдые коммунальные отходы, перемещение которых целесообразно и экономически обосновано осуществлять на один конечный объект размещения.
Почему москвичи
На втором этапе реформы в каждом регионе – до 1 мая 2018 года – нужно выбрать регионального оператора. Это организация, отвечающая за всю технологическую цепочку обращения с отходами от контейнерной площадки до полигона: сбор, транспортировка, переработка, обезвреживание, утилизация и захоронение ТКО.
Забайкальский край с этой задачей справился досрочно. В результате конкурсного отбора победителем стало ОАО «Забайкалспецтранс». Однако из-за неподготовленных компанией документов договор заключён со вторым участником конкурса – ООО «Олерон+» из Москвы.
Оператор должен начать свою деятельность с 1 января 2019 года. Первоочередная задача – заключить договоры с собственниками (источниками) отходов: УК, ТСЖ, ЖСК, различными предприятиями, собственниками частных жилых домов. Также необходимо заключить соглашения с операторами, которые уже работают на территории Забайкалья.
Кто всему голова
В новую схему обращения будут вовлекаться только свежие отходы. Те, что уже захоронены на легальных полигонах, не будут сортироваться и перерабатываться. Работать оператор будет, что называется, с колёс. Но при этом он должен организовать обращение с твёрдыми коммунальными отходами, ранее размещёнными на земельных участках, не предназначенных для этих целей. И – принимать необходимые меры по ликвидации в случае обнаружения вновь возникших мест несанкционированных свалок ТКО.
Региональный оператор – ключевая фигура в «мусорной реформе». Вся система обращения с отходами будет регулироваться одним главным оператором, но под контролем министерства природных ресурсов края. Оператор выступает в качестве нанимателя для других юридических лиц и предприятий, которые изъявят желание работать в сфере обращения с отходами. В районах края, где уже налажена работа, он возьмёт её под свой контроль. Там, где нет операторов, он полностью должен организовать работу с нуля.
За чей счёт реформа
На весь период полномочий регионального оператора для него разработан план действий, в том числе строительство инфраструктуры. Разработчики территориальной схемы края предусмотрели строительство семи полигонов для захоронения ТКО, организацию восьми предприятий по сортировке и 29 площадок временного накопления отходов, 25 мусороперегрузочных станций.
Планируется поэтапный запрет на поступление ТКО на полигоны без предварительной обработки, сортировки и утилизации.
– Сейчас сортировка в крае практически не производится, есть один сортировочный завод, но он рассчитан только на город Читу, – говорит министр природных ресурсов Забайкалья Александр Волков. – Необходимо строительство дополнительных мусоросортировочных комплексов. Это потребует серьёзной организационной работы, значительных финансовых затрат и повышение экологической культуры населения. Рост тарифов неизбежен, но резкого увеличения мы не допустим.
Финансирование программы со стороны региона не предусматривается.
– Оператор должен вкладывать собственные, инвестиционные средства и средства, которые он будет получать за счёт тарифа, – продолжает Волков. – Государством предусмотрена определённая финансовая помощь, но в ограниченном количестве, для тех, кто первым включится в работу. Скорее всего, будем вести речь о поддержке инвестиционных проектов на создание крупных объектов – мусоросортировочных, перерабатывающих заводов, полигонов, которые окупаются длительное время.
Для чего всё это
– Основная задача заключается в поэтапном вовлечении максимального количества отходов в рециклинг – повторное использование или возвращение в оборот мусора, переработка таких материалов, как стекло, бумага, алюминий, асфальт, железо, пластик, – рассказывает Ирина Ваврищук, начальник отдела охраны окружающей среды министерства природных ресурсов края. – Планируется через десять лет, к концу деятельности регионального оператора, снизить долю захораниваемого мусора до 20-21%.
Иными словами, захоранивать планируется только то, что физически невозможно переработать. И то, что практически невозможно сортировать – например, пищевые отходы. Остальное должно уходить на переработку.
С чего начнём
Региональному оператору поручено внедрение системы раздельного сбора и накопления отходов. Сбор, утилизация, вторичная переработка отходов затруднительна, если не организован раздельный сбор мусора населением.
– Все привыкли, что на контейнерных площадках во дворах стоят одинаковые контейнеры, в которые можно сваливать весь мусор без разбора. В перспективе контейнеры будут разноцветные и каждый из них предназначен для отдельного вида мусора: бумаги, стекла, – говорит Александр Волков.
По его словам, первичная сортировка отходов населением облегчит задачу дальнейшей утилизации. Отсортированные первоначально отходы уже будут более тщательно делиться на сортировочных заводах на мелкие фракции. Затем – отправка либо на переработку, либо на захоронение.
– Но быстро наладить этот процесс достаточно сложно. Поэтому на первом этапе планируется вводить раздельный сбор на две, три категории, например органические и неорганические. Возможна установка контейнеров разного типа: для жидких и твёрдых бытовых отходов, – говорит министр.
Все материалы рубрики "Темы"
Денис Приходько
«Читинское обозрение»
№15 (1499) // 11.04.2018 г.
0 комментариев