7 сентября (26 августа по ст. ст.) 1856 года коронованный в этот день на императорский престол Александр II подписал Манифест об амнистии декабристам.
После того как отцу Александра II императору Николаю I удалось подавить 14 декабря 1825 года восстание группы офицеров-заговорщиков, получивших название «декабристов», было проведено следствие и суд. В результате пять человек были казнены, остальные 105 декабристов, разделённые на 11 разрядов, приговорены к ссылке в каторжные работы сроком от 2 до 20 лет, с последующим поселением в Сибири, или к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты и матросы, а иные к отправке на работы в крепостях, что хуже каторги.
С июля 1826 года группу за группой осуждённых декабристов направляли в Забайкалье. Сначала конечным пунктом стал рудник Благодатский в Нерчинском горном округе. Но после того как началось роптание в высшем свете (у многих декабристов были влиятельные родственники), большинство узников были переведены в Читу. Первые четыре декабриста прибыли в будущую столицу Забайкалья, а тогда небольшую деревушку, в январе 1827 года. Постепенно их собралось в Чите несколько десятков, всего же в Восточном Забайкалье их к концу 1827 года насчитывалось 84 человека.
Историки отмечают, что «каторжные работы в Читинском остроге были легче, чем на Благодатском руднике: они копали траншеи под фундамент для нового острога, благоустраивали дорогу, мололи зерно на ручных жерновах». В конце 1828 года было объявлено о снятии кандалов. А летом 1830 года двумя партиями перевели в Петровский Завод. Там с 1831 года семейным разрешили жить в домах, выстроенных недалеко от острога.
С 1832 года декабристы-каторжане направлялись на поселения в различные сибирские города и покидали Петровский Завод. Жить в этом городе остался лишь один участник восстания Черниговского полка, член Общества соединённых славян Иван Горбачевский. Он так никуда больше и не уехал, скончавшись здесь в 1869 году.
К амнистии на поселении в Сибири оставалось 34 декабриста. Им было разрешено вернуться в Европейскую Россию и жить везде, кроме Петербурга и Москвы. В 1839 году из Петровского Завода на поселение в Читу был переведён декабрист Дмитрий Завалишин. И он был единственным из участников заговора, кто встретил известие об амнистии 1856 года в Чите.
«Известие о том, – писал он позже, – было получено в Чите поздно уже вечером, часу в десятом. Несмотря на то, губернский почтмейстер, губернатор и атаман тотчас же прибежали ко мне с поздравлением, и по мере того, как распространилось известие, являлись и другие до самой поздней ночи. На другой день рано поутру стояла у дома моего огромная уже толпа крестьян, казаков и бурят, ожидая, пока в доме встанут, чтобы принести и им поздравления мне; в это утро перебывал у меня весь город, все служащие и купечество, мужчины и дамы, и особенно усердными заявителями своей радости являлись именно те, которые перестали было посещать меня после моего разрыва с Муравьёвым (генерал-губернатором Николаем Муравьёвым-Амурским – прим. авт.). В полдень соборный протоиерей со всем городским духовенством явился без зова отслужить у меня молебен».
Все были убеждены, что Завалишин навсегда покинет Забайкалье. А он остался. Роль и статус для себя он определил ещё раньше: «…я всё-таки оставался за Байкалом неподкупным и грозным для Муравьёва наблюдателем всего происходящего». Поэтому он стал едва ли не единственным человеком, которого в 1863 году за критику местных властей выслали из Читы в… Европейскую Россию. Умер он в 1892 году в Москве, пережив более чем на десятилетие убитого в 1881 году террористами, даровавшего ему и его друзьям амнистию Александра II.
Император вошёл в историю России как проводник широкомасштабных реформ. Неслучайно от современников в двух странах – России и Болгарии – он получил «титул» Освободитель. Болгар он освободил от турецкого ига, а в России отменил в 1861 году крепостное право.
Убийцы же императора были последователями радикальной части декабристов, которые ещё в 1825 году намеревались убить и императора, и членов его семьи. В статье «Памяти Герцена» Ленин писал: «…мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Её подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли»…». Фёдор Достоевский подобных «героев» называл «бесами».
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№36 (1416) // 07.09.2016 г.
0 комментариев