Всегда с улыбкой, лёгкая на подъём, большой телевизионный профессионал, её знают и любят многие забайкальцы. А она влюблена в Забайкальский край, его историю, дело всей своей жизни — телевидение.
Надежда Николаевна, Вы – режиссёр высшей категории. Но режиссёр телевидения – всё-таки редкая профессия. Как Вы пришли в неё?
– В судьбе каждого человека большую роль играют его корни: откуда он родом, кто его родители, чем они занимались. Мои предки – переселенцы из центра России. Дед, Шилкин Фёдор Лукич, – организатор золотодобычи в Забайкалье и на Колыме. Я выросла в замечательной семье. Мы, дети, а нас три сестры: Вера, Любовь и Надежда, всегда ощущали любовь, заботу о себе. Моё детство ассоциируется с тропинкой, на которой играют солнечные зайчики, и от этого тепло на душе. Мама – медсестра, отец – опытный энергетик, мастер на все руки. Это, конечно, сыграло большую роль в формировании моего характера, мировоззрения. После 7-ми классов поступила в Балейское педучилище, после преподавала русский язык и литературу в средней школе на руднике Солонечный.
И там же Вы вышли замуж за геолога Юрия Васильевича Павленко…
– Да, в Солонечном же родились дети – Лена и Дима. Пока там жили, окончила историко-филологический факультет Читинского пединститута.
В 1971 году мужа перевели в Читу, а в ноябре того же года в результате конкурсного отбора я была принята в комитет по телевидению и радиовещанию Читинского облисполкома, председателем которого был легендарный Ефим Борисович Маликов. Через некоторое время перешла в редакцию «Проблемы» ассистентом режиссёра.
И Вы проработали на телевидении более 40 лет…
– Да, правда, на четыре года прерывалась моя телевизионная деятельность в связи с выездом в Германию, куда командировали мужа в качестве консультанта по флюориту. В ГДР подтвердила диплом в университете Мартина Лютера, освоила немецкий язык и три года проработала в немецкой школе преподавателем русского языка. Ко мне относились очень хорошо, а немецкие дети ещё долго писали письма в Россию.
По возвращении из ГДР продолжила работать на любимом телевидении. Интересных программ за эти годы сделано много: «Преображённая степь», «Мы живём на Аргуни», «Соль земли» – о первом дояре России Владимире Ермолаеве. Было много командировок на БАМ. Получила высшую категорию. Дважды посчастливилось побывать на курсах повышения квалификации в Москве, где преподавали известные режиссёры: Сергей Соловьёв, Артур Пелешян, Игорь Романовский.
В начале 90-х на телеэкране появилась программа «Московский тракт». Как она возникла, чья это идея?
– Любой фильм делается группой единомышленников, сплочённых общей целью. Как только возникала какая-то идея, все подключались к ней, предлагали, развивали дальше. Я очень благодарна тем, кто окружал меня, кто был рядом. Мне всегда везло на хороших людей!
Однажды Александр Иванович Лыцусь привёл к нам в редакцию Валерия Фёдоровича Немерова, кандидата исторических наук. С 1993 г. мы с Валерием Фёдоровичем начали работать вместе, делать исторические и экологические передачи. Заняли свою нишу. Очень быстро у нас появился зритель. Мы находили деньги на командировки, снимали фильмы не только об истории края, но и других сибирских городах: «Сибирский Санкт-Петербург» – об Иркутске, «Сибирские Афины» – о Томске, «Белая камея» – история и архитектура Новгорода…
Для съёмок Вы выезжали и на ближние расстояния, и на дальние. А время 90-х тяжёлое, лихое… Как выкручивались? Искали меценатов?
– Как-то снимали фильм о старательской артели «Урюм». Посетовали на слабое финансирование программ. Артельщики предложили помощь, стали первыми спонсорами. Потом нам помогали «Нефтемаркет», банк «Забайкальский»…
Первую 20-дневную экспедицию для цикла «Московский тракт» решили совершить на голец Сохондо. Группу возглавили директор Сохондинского заповедника Виктор Иванович Яшнов и писатель Николай Дмитриевич Кузаков, автор повести «Чаша богов». Будущей ленте дали одноимённое название. А потом мы выигрывали несколько грантов. Сделали много программ в защиту Байкала, так как наши реки Хилок и Чикой входят в байкальский бассейн и от них зависит чистота и водное наполнение озера. Побывали в Находке, Владивостоке, Хабаровске, Риге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге… 17 лет жила программа «Московский тракт» на Читинском телевидении.
Ваш «наградной» список огромен: дипломант, лауреат, победитель, финалист, кавалер знака отличия… Это говорит об участии в региональных, российских и международных мероприятиях с выездами за рубеж. Что запомнилось более всего?
– Программа «Московский тракт» завоёвывала всё большее пространство в телевизионном мире России. Нас приглашали на различные конкурсы, смотры, форумы и фестивали. В 1997 г. Виктор Иванович Яшнов, ставший большим поклонником и другом нашей программы, предложил участвовать в Международном фестивале документальных фильмов в итальянском городе Сондрио. К тому времени накопилось много материалов о Сохондинском заповеднике. Мы решили сделать фильм и назвали его «Тропою Палласа». Озвучить предстояло на русском и на английском языках. С русским проблем не было, а вот с английским… Обратились в пединститут к Ольге Исаковне Флешлер. Она сделала перевод. На счастье, в те дни в институте преподавал по обмену опытом гость из Америки Томас Диккенсон. Он и озвучил английский вариант.
Мы отправили фильм в адрес комитета фестиваля. Вскоре пришло приглашение на участие, но за счёт своих средств, которых у нас, конечно, не было. Помог случай – на студию пришёл Александр Фёдорович Седин, тогдашний мэр города, мы сообщили ему о наших проблемах, и он помог. Туристическая фирма «Русь-тур» бесплатно оформила нам загранпаспорта, визы, заявки на гостиницу и т.д.
Встретили нас хорошо. Фильм показали на большом экране, зрительный зал заполнен, мы – в центре внимания. Хотя и не заняли призовых мест, но стали дипломантами. Фестиваль длился четыре дня, а мы задержались ещё на два: съездили в Милан, побывали в кафедральном соборе Дуома, в театре Ла Скала… Море впечатлений, которые до сих пор греют душу.
Большую роль в моей судьбе сыграл Донской монастырь. В 1991 г. я училась в Московском институте повышения квалификации работников радио и телевидения. Многие приехали на учёбу с готовыми фильмами. А пятеро, среди которых и я, не знали об этом. Пришлось делать фильм на месте. Рядом с институтом на Шаболовке – древний Донской монастырь. На его территории много могил известных людей, барельефы, а самое главное – гробница Патриарха Тихона. Мы решили снять фильм о Донском монастыре. Священник отец Даниил помог получить разрешение на съёмку. Так появился фильм «За стеной Донского». Отзывы были хорошие, фильм показали на ОРТ.
В 2000 г. к нам приехал представитель Байкальского заповедника с предложением снять фильм об их заповеднике. Мы удивились: и в Иркутске, и в Улан-Удэ есть свои телестудии. Но поскольку наши программы были уже популярны, выбор пал на нас. Мы без раздумий откликнулись. Выиграли грант, и фильм «Живой щит Байкала» стал номинантом шестого международного фестиваля экологических фильмов в Санкт-Петербурге «Зелёный взгляд». Кстати, он озвучивался на нескольких языках.
В конце 90-х фильм «Долина каменных исполинов», снятый на Кодаре, шёл по государственному телевидению в Америке. В 2000 г. ещё один фильм «Сказ о земле Чикойской» взял гран-при на Всероссийском фестивале видеофильмов по народному творчеству, традиционной культуре и этнографии. Номинировались наши фильмы и в Ханты-Мансийске на международном фестивале «Спасти и сохранить». Это только несколько примеров. А вообще, передачи «Московского тракта» показывали во всех регионах по каналу ТВЦ в рубрике «Регионы – прямая речь».
Походы на Кодар, Сохондо, в Даурский заповедник, переправы через горные речки, байкальские тоннели, озёра Букукун, Угдыри. Резиновые сапоги, вещмешок за спиной, комары, ночёвки в палатках… Как такой хрупкой женщине всё это удавалось?
– Когда интересно и группа дружная – ни усталости, ни страха не чувствуется. Хочется снимать что-то необычное, редко встречающееся: гольцы, хребты, растения, животные, непроходимые места, курумники. Именно поэтому многие фильмы имели успех на фестивалях и конкурсах. Я очень благодарна всем членам нашей команды.
Сейчас много говорят об Олеге Лундстреме, знаменитом уроженце Читы, в связи со 100-летием с его рождения. Впервые Вы с ним встретились в канун его 80-летия…
– Мы с Валерием Немеровым решили снять фильм об Олеге Леонидовиче. Краевед и наш друг Вадим Васильевич Перминов помог найти газету со статьёй о нём. Вышли на автора статьи, который дал телефон Лундстрема. Позвонили, и Олег Леонидович пригласил нас в Москву. Встретились в его двухкомнатной скромной квартире. Белый рояль, много фотографий. Он очень хорошо говорил о Чите и людях Забайкалья, о своём творчестве и планах. Вернувшись домой, к 80-летию нашего героя мы выпустили фильм «Король из книги Гиннесса». Лундстрему фильм понравился.
Окрылённая успехом, наша творческая группа с друзьями-краеведами ходатайствовала перед руководством города о присвоении Олегу Леонидовичу звания Почётного гражданина Читы. Тогда нам отказали. Но через два года Олег Лундстрем получил это звание.
Вы так часто отлучались от дома. Семья не роптала?
– Коллеги говорили: «У тебя работа на первом месте, семья – на втором». На что я отвечала: «И работа, и семья у меня только на первых местах». Я очень люблю свою семью, горжусь детьми, внучкой, мужем. Обожаю кормить их пирогами и ватрушками. Хлеб выпекаю сама, по фирменному рецепту.
Сейчас на отдыхе, но живу не только воспоминаниями. Мне часто звонят, предлагают сделать какую-нибудь программу.. Я с удовольствием соглашаюсь – это же моё призвание. Часто молодёжь обращается с просьбой помочь в поиске архивов. Я рада этому – значит, нужны наши материалы. А ещё включаю ноутбук, любуюсь внучкой. Она балерина, заканчивает училище Московской государственной академии хореографии при Большом театре. Просматриваю новости искусства, ведь сын Дмитрий и его жена Наталья – актёры театра и кино, служат в театре имени Марии Ермоловой.
Занимаюсь дачей, хожу на выставки, спектакли, концерты, участвую в общественных организационных мероприятиях.
В общем, скучать и сейчас некогда!
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Беседовала Людмила Арзамасцева
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№21 (1401) // 25.05.2016 г.
0 комментариев