Есть люди, встречи с которыми даже после расставания сохраняют в душе добрый след. Супруги Мистюковы – Виктор Степанович и Зинаида Петровна – из их числа. Оба – заслуженные работники культуры России. Их вклад в развитие музыкальной культуры, музыкальной педагогики Забайкалья значим и высоко оценён.
Встречи с Читой
В июле этого года Виктору Степановичу исполнилось бы 80 лет. Его не стало в 1999 году. Прожил он до обидного мало, всего 62 года, но оставил самые тёплые воспоминания. Для музыкантов старшего и среднего поколений его имя – пароль самозабвенного служения любимому делу, высочайшего профессионализма, трепетного отношения к творчеству. Он стоял у истоков ставшего уже международным конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов им. Н. Будашкина. Его звали «Наш Степаныч». Таким он и остался навсегда…
В 2004 году Зинаида Петровна переехала в Москву к дочери. Почти каждый год она приезжает в Читу к сыну. А ещё её тянут сюда родные места, друзья, коллеги…
Мы встретились с Зинаидой Петровной в читинской квартире, где сейчас живёт сын, где было много прожито и пережито. Моя собеседница по-прежнему энергична, полна сил, по-девичьи стройна, в ней до сих пор чувствуется внутренний стержень, который помогает переносить любые жизненные ситуации. Старается не отставать от жизни, имеет свою страничку в Интернете, переписывается с друзьями из Забайкалья, учениками, которых судьба разбросала по разным уголкам мира.
Тем для разговора было немало. Начался он, конечно же, с памяти о муже.
Вопреки воле отца
Родился Виктор Степанович под Магнитогорском, родители трудились в колхозе. В семье, где смешалось несколько национальностей и от каждой досталась любовь к пению, нельзя было не любить музыку. Мальчишкой Витя научился играть на гармошке, и она на всю жизнь оставалась его любимым инструментом.
Родители, особенно отец, были категорически против того, чтобы сын стал музыкантом, несерьёзное, мол, занятие для мужика. Вопреки их воле Виктор поступил в Магнитогорское музучилище. После второго курса призвали в армию. Служить попал в Забайкалье, был командиром танка. Но музыку не оставлял, выступал на концертах и смотрах. Талант заметили, и после досрочного увольнения в запас Мистюков поступил в Читинское музыкальное училище. Сразу на третий курс.
Директором был замечательный музыкант, ученик А.В. Свешникова, выпускник Московской консерватории Ефрем Савельевич Ануфриев. Он не мог не заметить талантливого студента.
Семья и «Гнесинка»
К тому времени в жизни Виктора произошли приятные перемены. Многие девчонки были влюблены в красавца с шикарной шевелюрой, весёлыми глазами и баяном в руках. Но его сердце покорила «комсомолка, отличница и просто красавица» Зиночка, будущий дирижёр-хоровик. Их студенческая свадьба стала первой в истории училища.
Вместе с «красными» дипломами молодые специалисты получили рекомендации и для поступления в институт имени Гнесиных. В семье родился первенец, и забот у молодых родителей, особенно у Зины, хватало. Преодолеть вступительные экзамены смог только Виктор. Его приняли на дневное отделение, но он перевёлся на заочное, и семья вернулась в Читу.
Событием для студента-заочника из провинции стала работа с оркестром радио и телевидения под руководством Владимира Федосеева. На базе прославленного коллектива – за дирижёрским пультом! – Виктор сдавал госэкзамен перед музыкантами высочайшего уровня. «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, одно из его любимых произведений, звучал нежно, трепетно…
Владимир Федосеев высоко оценил дипломную работу и благословил молодого музыканта на долгую и успешную творческую жизнь. Кстати, Мистюков стал первым из выпускников Читинского музыкального училища, поступивших в Гнесинку.
Маэстро не ошибся. В жизни Виктора начался самый активный, насыщенный, интересный период. Много лет он работал в культурно-просветительном училище, руководил оркестрами народных инструментов и баянов, часто выезжал в районы, помогая сельским музыкантам советом и делом. Попасть в класс к Мистюкову для многих мальчишек и девчонок из сельской глубинки было счастьем.
«Наш Степаныч»
В 1971 году Виктор Степанович возглавил отделение народных инструментов Читинского музучилища. Мистюков всей душой болел за «народников», заботился о каждом, поддерживая, помогая, пестуя. Студенты его не просто любили – обожали. Но спрашивал по полной программе. Учил не просто слушать серьёзную музыку – Чайковского, Вивальди, Мусоргского, Сибелиуса, Дебюсси, но понимать, а значит, любить её.
Страстью его было дирижирование, он любил сам инструментовать как классическую музыку, так и произведения современных композиторов. К сожалению, реализовать себя в этой области полностью не удалось, но он весь расцветал, когда становился за дирижёрский пульт. Палочка в его руках то летала лёгкой, почти невесомой бабочкой, то пронзала пространство рапирой. Мимика, глаза, движения передавали столько эмоций, не подчиниться которым было невозможно. И музыканты шли за ним безоглядно…
Когда Виктора Степановича не стало, многие говорили, что музыкальная культура Забайкалья осиротела. Но его дело продолжается в учениках, которые достойно представляют школу Мистюкова в разных уголках страны.
Страна Музыка
Вряд ли творческая судьба Виктора Степановича сложилась бы так, не будь рядом супруги – любящей, понимающей, одарённой. Мистюковы питали друг друга, помогали, друг у дружки учились. Их знали всюду и любили как неизменных консультантов самодеятельных коллективов.
О себе Зинаида Петровна рассказывает не так охотно, за неё говорят дела. Школа, пройденная под руководством Е.С. Ануфриева, позволила девчонке из глухого северного села, что в Иркутской области, стать признанным мастером в работе с хоровыми коллективами.
Сейчас трудно поверить, но она не знала нотной грамоты, рояль впервые увидела в 17 лет. Просто очень любила петь, даже мечтала о сцене. В музучилище поступала за компанию. И поступила. Училась увлечённо, старательно, с интересом. А уж когда встретила свою судьбу, музыка приобрела для неё особый смысл.
Много лет проработала в культпросветучилище, руководила замечательными хоровыми коллективами, без которых не проходил ни один общегородской или областной концерт или смотр. Её хоры не раз принимали участие в самых престижных конкурсах и всегда получали награды. Успела при этом получить высшее образование.
Особая страница в творческой жизни Зинаиды Петровны – годы работы в Центральной музыкальной школе им. Б.Г. Павликовской.
– Знаете, чем я взяла ребят? Трудным репертуаром. После смерти мужа многое стало восприниматься по-другому, в трудные минуты я стала просить помощи Господней, стала понимать, что жить без веры нельзя. Я начала работать с духовной музыкой. Для Читы это было в новинку, не все меня понимали, но поддержка настоящих, грамотных музыкантов очень помогла. Впервые в нашем городе прозвучала Месса ми-минор Шуберта, сложное, красивейшее, могучее произведение. Исполняли его дети, пели на латыни. Это было потрясающе!
Зинаида Петровна рассказывала ученикам об истории хорового искусства, о творчестве композиторов, создававших уникальную духовную музыку, разучивала песни современных авторов. Она превращала уроки в занимательное путешествие по стране Музыке. А ещё она очень любит поэзию, много читает, не утратила свойства видеть мир удивительным. И всё это передавала на уроках своим подопечным.
Трудное счастье
Моя собеседница считает, что ей выпало трудное счастье прожить почти 40 лет с таким непростым, но очень интересным, богато одарённым от природы человеком, вырастить замечательных детей, видеть, какими наполненными духовно, думающими, неординарными становятся внуки.
Её творческой жизни – более 50 лет! – можно позавидовать. Зинаида Петровна до сих пор успешно руководит младшим и старшим хорами в детской школе искусств №17 г. Москвы. Дочь Елена, выпускница Московской консерватории им. П.И. Чайковского, работает в этой же школе.
Во внуках воплощаются самые смелые надежды. Дочь Елены Варя окончила Московскую консерваторию по классу флейты, работает в оркестре Государственной академической симфонической капеллы под руководством В. Полянского, преподаёт в детской школе искусств им. И. Стравинского. Сын Святослав учился по классу виолончели в музыкальном колледже при Московской консерватории, сейчас – студент факультета звукорежиссуры и музыкального искусства Института радио и телевидения, занимается саунд-дизайном, аранжировкой. Младший Юлий учится в Российской академии музыки им. Гнесиных (её когда-то окончил дед!) по классу аккордеона у народного артиста России профессора Ф. Липса, стал лауреатом нескольких международных конкурсов, выступает с сольными программами.
У Зинаиды Петровны есть мечта – чтобы Юлий выступил с концертом в Чите, но всё упирается в материальную сторону. Может, найдутся организация или спонсор, способные взять на себя расходы по оплате гастролей молодого музыканта в знак благодарности к людям, так много сделавшим для развития музыкальной культуры нашего края?
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Ирина Дёмина
Фото из архива семьи
«Читинское обозрение»
№49 (1481) // 06.12.2017 г.
0 комментариев