В каждом её шаге, в каждом па мы читаем историю о том, что танец способен сохранить душу молодой, несмотря на убегающие годы. Она всегда была уверена в том, что мечты сбываются, если за ними следовать с любовью и упрямством. Прошло немало времени с тех лет, когда Ирина Маркина впервые ощутила магию танца, и эта страсть вдохновляет её до сих пор, помогая передавать своим ученикам юношеский восторг и полёт души, имя которому — балет.
Изящество, лёгкость, красота, победа над силой притяжения, грациозные шаги и плавные линии танца, способные передать радость, грусть, надежды и мечты — всё это о балете. Этот вид искусства всегда считался одним из самых утончённых и был символом надежд и стремлений для многих девчонок в СССР. Скромные условия жизни не мешали им искать источники вдохновения в образах любимых балерин — Галины Улановой, Анны Павловой, Майи Плисецкой.
Девочка Ирина из далёкой Якутии танцевала всё время, сколько себя помнит. Домашние помогали ей в изготовлении сценических костюмов из подручных материалов и выступали в качестве коллег по сцене и зрителей.
— Балет для меня был всем. До сих пор помню это ощущение восторга после просмотра в местном кинотеатре «Лебединого озера». Мне всегда хотелось подражать знаменитым балеринам, — рассказывает Ирина Сергеевна. — У нас было принято устраивать домашние концерты. Два моих брата всегда помогали ставить концертные номера, а особенно мне нравилось танцевать. Помнится, мы с братом Никитой исполняли польку. Это чрезмерное увлечение танцами порой вызывало негодование со стороны мамы, но она ничего не могла с этим поделать. Мои доводы о том, что я хочу заниматься танцами профессионально, она безжалостно отклоняла. После школы, по настоянию родителей, я поступила на физмат университета.
После второго курса для будущих математиков пришла пора окунуться в романтику стройотрядов. В советскую эпоху коллективный труд на благо Родины был в почёте, не исключалась и возможность подзаработать. Стройотрядовская же романтика — тема особая. Молодость, песни у костра, бессонные ночи, мечты о будущем. Сухие формулы не отбили у девушки желание исполнить свою мечту, и однажды, увидев падающую звезду, она загадала желание хоть немножечко потанцевать в театре.
— Мне до сих пор интересно, было ли в этом что-то мистическое или простое совпадение, но, когда я вернулась домой, моя подруга сообщила, что в нашем театре балета есть вакансия, — вспоминает Ирина. — Мама с папой в это время уехали в отпуск, и я самостоятельно приняла решение оставить учёбу в университете и уйти танцевать в театр. Как и надо было предполагать, родители выбор не одобрили, и я буквально оказалась под домашним арестом. Наверное, поняв, что эту страсть, заложенную в моё сердце с самого детства, не перебороть, родители всё-таки приняли моё решение. Чтобы хоть как-то успокоить маму, в университете я перевелась на «заочку». Однако моя тяга к техническим наукам всё ослабевала на фоне разгоравшегося интереса к балету. В одну из сессий строгий преподаватель не поставил мне зачёт по теоретической механике со словами: «Зачем вам это? Вы же всё равно не будете работать по профессии!» В тот момент я отчётливо поняла, что он прав, и с техническим образованием было окончательно покончено.
Ирина окончила хореографическое отделение Иркутского культпросветучилища, потом получила диплом Восточно-Сибирского института культуры в Улан-Удэ. Какое-то время она танцевала в Якутском театре оперы и балета, а потом волею судьбы оказалась в Чите, где жила её бабушка. К этому времени Ирина успела выйти замуж и родить сыновей Антона и Серёжу.
…В те годы в нашем городе балет, мягко говоря, не был популярен, поэтому устроиться тренером-преподавателем по этому направлению было практически нереально. Конечно, она без труда могла бы преподавать и бальные, и народные танцы, но девушка хотела заниматься именно балетом. Первым местом работы молодого специалиста стала спортшкола при Дворце пионеров, но терпения педагогу хватило лишь на год:
— Представляете себе, спортсмены, в обязательную программу занятий которых включена хореография. Перспектива стоять у станка и тянуть носок не вызывала у них восторга. Тогда я набралась смелости, пришла в ДК Железнодорожников и сказала Валентине Борисовне Максимовых, возглавлявшей тогда это учреждение культуры, что хочу организовать занятия по балету.
Идея тогда заинтересовала директора, но осуществить эту затею было непросто, поскольку на такую штатную единицу в Доме культуры даже намёка не было. Заинтригованная страстным желанием Ирины готовить звёздочек балета, директор устроила её на ставку киномеханика, и молодой хореограф наконец-то занялась любимым делом.
— Мы тогда с Татьяной Манзыревой там работали, — продолжает свой рассказ моя собеседница. — Нас связывали как тёплые дружеские отношения, так и рабочие — она преподавала в ДК народный танец. Вы бы видели, сколько было детей, желающих танцевать, — нам даже приходилось проводить отбор. Детки танцевали с таким азартом, с таким вдохновением, многие из них добивались впечатляющих результатов. Разумеется, такой возможности, как сейчас, по приобретению сценических костюмов не было, поэтому в ход шло всё — марля, тюль и обручи для балетных пачек и другие ухищрения, привычные рядовому советскому человеку. В самодельных костюмах наши девочки выглядели такими красавицами, что душа радовалась.
Созданная в начале восьмидесятых годов студия классического танца «Очарование» гремела на всю область. Постановки следовали одна за другой, но самой сложной и любимой Ирина Сергеевна до сих пор считает «Жизель», премьера которой состоялась весной 1997-го на сцене драматического театра. Прекрасная история любви, рассказанная волшебным языком танца и вдохновением молодых талантливых студийцев.
«Сама идея перенести «Жизель» на провинциальную сцену возникла в студии «Очарование» довольно давно, но сразу же наткнулась на массу препятствий — ведь нужны красивые костюмы, качественная балетная обувь, высокий уровень подготовки танцовщиков. С годами всё это приобреталось, накапливалось, пока руководитель коллектива — Ирина Сергеевна Маркина — не вспомнила забытую мечту… И на суровой забайкальской почве родился восхитительный балет, наполненный чистыми молодыми чувствами, согретый горячими сердцами влюблённых в Танец», — читаем в газетной вырезке тех времён. Автором статьи, опубликованной в газете «Чадо», стала Инга Есипова, тоже, кстати, ученица Ирины Маркиной.
Эту постановку назвали тогда доказательством того, что провинциальная культура уступает столичной разве что материальной обеспеченностью. Автор также выражает благодарность администрации ДК Железнодорожников за то, что идея создания спектакля не осталась лишь радужной мечтой, а нашла значительную моральную и материальную поддержку: «… были созданы замечательные декорации, закуплены пальцевые туфли-пуанты, дорогой материал для полупрозрачных воздушных костюмов — осталось только упорно работать, чтобы оправдать расходы!»
— От желающих танцевать в те времена не было отбоя, — рассказывает Ирина Сергеевна. — Нам пришлось открыть ещё одну группу — эстрадного танца. Помнится, на День Победы мы поставили красивую и трогательную композицию из трёх номеров, в которых были задействованы балерины и эстрадники, — «Журавли», «Бухенвальдский набат» и «Маки» Юрия Антонова.
За четверть века работы в ДК Железнодорожников Ирина Маркина поставила пятнадцать балетов, приобщила к танцу множество своих учеников.
Сегодня многие из них уже стали взрослыми, разъехались по разным городам России и даже странам, но до сих пор знакомые мелодии, под которые они когда-то танцевали, заставляют их сердца биться быстрее, а мечты — взлетать ввысь. Педагог же с теплотой вспоминает своих любимых учеников, с гордостью рассказывает об их достижениях. Может быть, потому, что в ней самой по-прежнему живёт тот ребёнок, который когда-то вглядывался в зеркала, мечтая о выступлениях на сцене. В сердце Ирины Маркиной сохранился молодой восторг, который продолжает вдохновлять её учеников. Сегодня Ирина Маркина работает хореографом-балетмейстером в Доме детского творчества № 2, а также тренирует группу танцоров в одном из залов Дома офицеров.
…В небольшом зале Дома офицеров, где тренируются маленькие девочки в балетных пачках, царит атмосфера сосредоточенности. Забавно наблюдать, как они с серьёзным видом и блестящими глазами идут к своей мечте, открывая для себя новый мир красоты и грации. И пусть не для всех из них танцы станут делом всей жизни, эти занятия, несомненно, заложат основы упорства и уверенности в себе.
К малышкам подходит симпатичная и стройная девушка, с терпением и заботой подсказывает и показывает им простые элементы танца. Крохи стараются делать именно так, как им велят. Студентка ЗабГУ Эльмира Гусейнова пришла к Ирине Маркиной в четырёхлетнем возрасте и посвятила занятиям балетом двенадцать лет. Сейчас девушка совмещает работу и учёбу, но, несмотря на занятость, выкраивает любую возможность прийти к любимому педагогу.
— Ты просто идёшь к человеку, который тебе дорог с детства, — говорит она. — Я на самом деле очень благодарна Ирине Сергеевне, она для меня как мама. Мой тренер — лучший человек, которого я знаю. У неё очень хорошая техника танца, постановка рук и ног. Эти занятия дали мне очень многое и в плане физической формы, и отношении обретения внутренней свободы. Здесь я по-настоящему отдыхаю и расслабляюсь, не думая о том, что происходит за окном. Это место словно возвращает меня в детство, когда я во время занятий смотрела в окно на огромный баннер, расположенный через дорогу. Теперь всякий раз, когда я прохожу мимо и вижу эту вывеску, на меня накатывает тёплая волна воспоминаний о детстве. Я благодарна судьбе за то, что у меня была возможность открыть для себя мир красоты, гармонии и самовыражения.
Любовь к балету Ирина Маркина смогла передать и своей внучке Нике, которая сейчас с родителями живёт в Москве. Бабушка и на расстоянии даёт наставления внучке, поддерживая и помогая девочке. Ирина Сергеевна не понаслышке знает о том, что танцы — это искусство, требующее колоссальных физических и эмоциональных усилий. Но, несмотря на изнурительные нагрузки, балет обладает магической способностью оставлять душу живой и молодой. Сохранять внутреннюю гармонию и непосредственность. Смотреть в небо и, видя падающие звёзды, загадывать желания.
Все материалы рубрики «Люди родного города»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№49 (1845) // 04.12.2024 г.
0 комментариев