Маленькие чудеса Владимира Анискина
Выставка новосибирского микроминиатюриста Владимира Анискина проходит в Чите в краеведческом музее. Вот блоха Фрося с малюсенькими подковами, а здесь мерно вышагивающие верблюды в угольном ушке. Работы заставляют охать и ахать, и посетители выставки задаются вопросом: «Как можно такое создать?». Действительно, как?! Все вопросы — к мастеру.
Откуда такое увлечение – подковать вёрткую блоху, разместить в тоненьком волоске розу?
– На последнем курсе университета я решил заняться ювелирным делом. Пошёл в библиотеку и стал искать литературу по пайке металлов. Среди просмотренных карточек мне попалась и такая: «Тайна невидимых шедевров», Г.И. Мишкевич». Книга впечатлила. Занозой засело в голове желание сделать что-нибудь подобное. Три месяца я учился полировать рисовые зёрнышки и царапать на них буквочки. И в канун Нового, 1999-го, года я написал новогоднее поздравление и подарил его своей матушке. Эти две строчки привели её в восторг.
А есть единомышленники, творящие под микроскопом такие же удивительные работы?
– В России и ближнем зарубежье их едва ли насчитается более десятка человек.
На микроминиатюры дышать страшно, вдруг разлетятся, а уж дотронуться – и мечтать не стоит. Как такое может создать человек?
– Все работы выполнены вручную, без использования каких бы то ни было микроманипуляторов. Естественно, что работаю под микроскопом. МБС-9, бинокулярный (для двух глаз), с линейным увеличением до 100 раз. Есть также два самодельных станочка: один токарный, другой заточной. Каждый умещается на ладошке.
Тоже своеобразные микроминиатюры!
– Да, инструмент придумываю и изготавливаю сам. Во время работы держу пальцами.
Руки не дрожат, ведь дело-то миниатюрное?
– Нет, не дрожат. Но смотрите, какое дело. Когда ты берёшь инструмент и помещаешь его под микроскоп, то видно, что он начинает трепыхаться в такт биения сердца. Между импульсами есть примерно полсекунды, когда ты можешь сделать движение: что-то подрезать, подцепить. Особо тонкая работа выполняется между ударами сердца.
А есть любимчик среди ваших «крошек»?
– Это все те, что дались с большим трудом. Интересно и радостно их делать. Например, герои мультфильмов – они трёхмерные и сложны в выполнении. Фигурки не были сделаны из чего-либо, а затем покрашены. Нет, они выполнены целиком из красящего пигмента, обработанного так, что он становится способным «держать» мелкую пластику.
Есть у меня сложнейшая, на мой взгляд, работа – кубок УЕФА. Когда наши футболисты кубок выиграли, я, погорячившись, сказал, что непременно его изготовлю. При этом не представляя как! Времени на него ушло полгода. 41-ая попытка стала успешной.
Вообще, на каждую работу уходит от недели до полугода.
Зёрнышки, волоски, и даже пыль. Откуда «черпаете» материал?
– Собрал волоски белой лошади – расход у меня небольшой, надолго хватит. Человеческий волос для работы не подходит, он немного приплюснутый, овальный, а конский – круглый, это прекрасная площадка. Маковые и рисовые зёрнышки тоже идеально подходят. Весь материал приходится отбирать – не каждый хорошо взаимодействует с парами клея. Приходится изучать, отбирать тщательно. Бывает, отполируешь зерно риса, а оно трескается. Сейчас отобрал горсть одного-двух сортов – думаю, лет на 15-20 хватит. Так и с яблочными, виноградными косточками.
Владимир Михайлович Анискин родился в 1973 году в Новосибирске. Окончил Новосибирский государственный технический университет. С 1999 года работает в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Доктор физико–математических наук. Научная деятельность ориентирована на разработку, создание и применение микродатчиков для аэродинамических исследований и других областей науки. Его работы выставлены в Санкт–Петербурге в музее микроминиатюр «Русский Левша» Международной гильдии мастеров, а также путешествуют по России, Чехии, Литве в составе передвижных выставок.
Ну, с зёрнами всё понятно, а вот где берёте пыль?
– У меня есть специальная не протираемая полка. Она и есть источник пыли. Пыль только на первый взгляд серая, на самом деле она цветная, имеет разные формы и размеры. Среди пылинок разыскиваю нужные мне под микроскопом.
Работа почище, чем у Левши лесковского…
– Судите сами. Диаметр конского волоса – 0,12 мм, чуть больше толщины лезвия. Волос просверлен вдоль своей оси, диаметр отверстия – 0,08 мм. Как? Нужно сделать сверло, заточить его и просверлить волосок. При сверлении самое главное, чтобы ось вращающегося сверла и ось волоса совпали. Например, в микроминиатюре «Розы в волосе», которую я сделал для супруги на 10-летие свадьбы и венчания, ширина бутончика розы – 0,065 мм. Стебельки и листочки выполнены из частичек зелёной пыли.
Что ускользает от глаз зрителей?
– Не все обращают внимание на то, что у крокодила Гены есть зубы. Некоторые не замечают лягушки, сидящей рядом с Буратино, кувшинку на заднем плане. А если зритель приглядится к черепахе, то увидит, что она выглядывает прямо из воды. Но вода у меня не получилась прозрачной, поэтому продолжение черепахи там сразу не видно. У «Корабельной пушки» ручка у ведра, ремешок у рога с порохом и прибойник сделаны из обыкновенных пылинок. Подковка у блохи «прибита» гвоздиками. К сожалению, цвета платины (подковки) и стали (гвоздики) очень слабо различаются, и гвоздиков просто не видно. Ширина подковок равна ширине лапки. Для верблюдов в игольном ушке я выбрал самую маленькую иголку. Стремясь подчеркнуть размер иголки, я расположил рядом другие иголки с различными размерами ушек. У снеговика, если приглядеться, видны все пальчики, а его шарфик заканчивается кисточками…
Как душе художника уместиться в таких вот микроминиатюрах?!
– Дух творит форму… Любовь, с которой я работаю над микроминиатюрами, немыслимым образом в них помещается, а затем непостижимым образом воздействует на зрителя, не оставляя его равнодушным. Читинцы могут это проверить на себе. Пользуясь случаем, желаю им всегда сохранять желание удивляться и радоваться!
Беседовала Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№10 (1338) // 11.03.2015 г.
0 комментариев