Село Нерчинский Завод знаменито как родина серебро-плавильного дела России и место, где возникли первая в Восточной Сибири школа, первые в Забайкалье лаборатория, музей и метеостанция. Примечательно оно и тем, что здесь зародился один из первых театров края.
«…особенно хорошо играл дамский персонал»
По данным исследовательницы истории забайкальского театра В.В. Баевой, самодеятельный драматический кружок в Нерчинском Заводе появился ещё в 60-е годы 19-го века. В 1871 г. в селении по инициативе местной интеллигенции открылось Общественное собрание. По уставу 1872 года, оно имело целью «сближение членов общества для полезного и приятного препровождения времени, заключающегося в обмене мыслей, в чтении газет, журналов и книг, в дозволенных играх в карты, шахматы, домино и на бильярде». Члены собрания организовывали танцевальные вечера, маскарады, обеды, участвовали в благотворительной деятельности. При нём возник любительский театр.
В 80-е годы 19-го века самодеятельные актёры давали благотворительные спектакли в пользу женского училища. Популярностью пользовались комедии, водевили, пьесы. Некоторые представления удостаивались отзывов в прессе. «Сибирская газета» в 1883 г. сообщила, что в конце ноября в Нерчинском Заводе был дан любительский спектакль, который «сошёл довольно удовлетворительно, особенно хорошо играл дамский персонал». Тогда на импровизированной сцене в здании собрания были поставлены «Невольницы» А.Н. Островского и водевиль «Аз и Ферт». Весной того же года с успехом шли комедия Г.Н. Потехина «Быль молодцу не укор» и водевиль «Квартира на бугорках». К Пасхе 1884 г. актёры подготовили литературно-музыкальный вечер и спектакли: «В забытой усадьбе» (драма И.В. Шпажинского) и водевиль «Капризы влюблённых» (водевиль П.С. Фёдорова).
Реквизит из Петербурга
В 1886 г. на вырученные от спектаклей деньги к зданию Общественного собрания пристроили отдельное театральное помещение со зрительным залом на 225 мест, сценой и уборными. Пристройка была отапливаемой, приспособленной для зимних представлений. Из Петербурга для театра выписали парики, краски и другие театральные принадлежности.
Старинный подсвечник в виде театральной маски
Это событие вдохновило любителей драматического искусства, что не замедлило отразиться на качестве постановок.
Вскоре после открытия помещения зрителям были представлены пьесы: «Лес», «Бедность не порок», «Денежные тузы», «Лакомый кусочек», «Бедовая бабушка», «Прекрасная незнакомка», «Ямщики», «Осторожнее с огнём» и «Он во всём виноват». В 1887 году один критик заметил: «Некоторые пьесы исполнены любителями весьма удачно. Любовь к театру в публике с каждым годом развивается всё сильнее, и при дружной поддержке любителей дело это может стать на твёрдую ногу».
Театр в с. Нерчинский Завод
К концу 19-го века местные актёры проявляли гораздо меньше рвения, хотя и давали большое количество спектаклей. Критики негодовали: «Что сказать об этих спектаклях? Любители, гоняясь за внешним успехом и лёгкостью постановки, выбирали всё более смехотворные фарсы, которые и ставились иногда с двух репетиций. Понятно, при таком отношении к делу спектакли никакого серьёзного значения не имеют… Чуть ли не с двух же репетиций была поставлена комедия Островского: «Не в свои сани не садись», и разумеется, лучше было бы, если бы вместо этой комедии было сыграно что-нибудь в роде «Тёщу выкуривают»! А между тем, мне думается, что наши любители могли бы поставить очень недурной спектакль. Среди них есть силы, при наличности которых вполне возможно было бы дать что-нибудь более осмысленное. Например, исполнители ролей Русакова и Дуни в той же комедии Островского давали иногда моменты обдуманной и прочувствованной игры. То же можно сказать и о некоторых любителях в других спектаклях. Нужно было бы побольше поработать».
Первые актёры
К сожалению, неизвестны имена большинства актёров Нерчинского Завода. В литературе есть упоминания о том, что здесь некоторое время играла знаменитая актриса Клеопатра Александровна Каратыгина. Она была дочерью скрипача петербургского театра и артистки оперы.
Окончив театральную школу в столице в 1869 г., Клеопатра поехала в Сибирь. Ей довелось играть в Иркутске, Хабаровске, Верхнеудинске, Владивостоке и Нерчинском Заводе. Позже она вошла в труппу Малого театра, стала близкой подругой А.П. Чехова. Когда писатель собирался в путешествие на Сахалин, она рекомендовала ему посетить Нерчинский Завод: «В Нерчинс. заводе посмотрите как плавят золото. Да если там и живо семейство доктора Уласевича познакомьтесь люди милые развитые. Была у них барышня Сашенька где она. Известно семейство Сибиряковых мужика золотопромышленника отец их продал свои прииска государству. Маменька их была тип Кабанихи. Вообще там можно встретить массу живых типов Островского. Я не хочу этим сказать чтобы Вы не нашли для себя новых свежих» (орфография и пунктуация сохранены).
Клеопатра Каратыгина допустила неточность, исказив имя доктора И.Ф. Оллисевича. В остальном же её рекомендации очень интересны. Действительно, в Нерчинском Заводе можно было увидеть не только «типы Островского», но и посмотреть постановки его пьес. Творчество Александра Николаевича Островского здесь отлично знали и любили. Однако, как известно, Антон Павлович советом подруги не воспользовался.
В начале 20-го века наряду с местными артистами на нерчинско-заводской сцене периодически выступали заезжие фокусники, акробаты, певцы. С них взималась небольшая плата: 15% со сбора, причём 5% шли в доход кружка любителей музыки, литературы и драматического искусства, а 10% доставались Общественному собранию. При благотворительных спектаклях, подготовленных кружком, 20% со сбора полагалось организаторам и 3 рубля за спектакль взималось в пользу собрания.
Вам билет по 3 рубля или по 30 копеек?
В начале 20-го века Нерчинско-Заводский любительский театр перешёл в ведение созданного в 1901 г. кружка любителей музыки, литературы и драматического искусства, хотя и продолжал базироваться в пристройке Общественного собрания. Тогда в театре имелось четыре ряда стульев, пять рядов скамеек и четыре ряда галереи, всего 182 места. Чтобы занять стулья в первом ряду, зрители должны были заплатить 3 рубля. Второй ряд стоил на 50 копеек дешевле. Самые дешёвые места были на четвёртом ряду галереи – 30 копеек. Всего же полный сбор составлял 242 рубля.
В сезон 1900-1901 годов члены кружка дали пять представлений, в том числе концерт, в который была включена программа под названием «Граммофон», и водевиль «Букет». В 1902 г. любители подготовили музыкально-литературный вечер памяти Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского. На нём прозвучали отрывки из их произведений, в сопровождении любительского оркестра были исполнены баллады Жуковского.
Союз культурной молодёжи
Революция 1917 г. и Гражданская война разрушили прежний уклад жизни. Жителям Нерчинского Завода было не до театра. Только после изгнания белогвардейцев в 1920 г. Нерчинский Завод, получивший статус города, начал возвращаться к мирной жизни. Учреждались новые органы власти, восстанавливалось хозяйство. Молодёжь города, искренне верившая в светлое коммунистическое будущее, с энтузиазмом взялась за создание новой культуры.
Тогда же в Нерчинском Заводе появились первые молодёжные организации. Одна из них называлась «Союз культурной молодёжи». В неё входили дети купцов, бывших золотопромышленников и других «непролетарских элементов». В ноябре 1920-го в противовес «культурникам» была сформирована первая комсомольская ячейка, членами которой стали дети бедных учителей, рабочих, крестьян: Тимофей Горбунов, Абрам Соколов, Самуил Соломин, Михаил Епифанцев, Николай Портнягин и др. Вскоре после этого «Союз культурной молодёжи» был распущен и перешёл к подпольной деятельности.
1924 год. Комсомольцы Нерчинского Завода
В 1921 г. состоялась первая районная комсомольская конференция. По её итогам был избран уком РКСМ, секретарь организации Игнатий Сухарев и инструктор Семён Смолянский. Местные комсомольцы почти все состояли в ЧОН (части особого назначения), восстанавливали разрушенные здания, занимались политическим просвещением населения, пропагандой идей коммунизма. Для пропагандистских, просветительских и воспитательных целей они решили возродить некогда знаменитый в городе театр. Отремонтировали театральное здание, в котором японские интервенты в годы Гражданской войны устроили пожар. В уцелевшем фойе оборудовали сцену и зал на 150 мест. Здесь ставились спектакли, давались концерты. Исполнителями, актёрами, музыкантами были в основном комсомольцы.
При свете «керосинок»
«У нас не хватало грима, приходилось использовать сажу, карандаши, париков совсем не было, сцена бедна бутафорией, но самое главное, учителя и другие интеллигентные люди на Советскую власть смотрели враждебно, а нас бойкотировали, отказывались принимать участие в художественной самодеятельности, в клуб не ходили», – вспоминал комсомолец С.М. Соломин, ставший впоследствии чекистом. Электричества тогда в Нерчинском Заводе не было. Репетиции и творческие вечера проводили при свете керосиновых ламп. Дефицитный керосин раздавался прежде всего тем ячейкам, в которых проходили вечера самодеятельности.
Несмотря на трудности, комсомольцы ставили спектакли почти каждую неделю. В подготовке представлений им помогали пограничники Фадеев и Перлин. Они, по отзыву А. Соколова, были настоящими мастерами сцены. Режиссёром некоторых представлений был служащий таможни Якимов. Он же играл на виолончели. В 1922 г. энтузиасты дали концерт, на котором звучала музыка Бетховена, Моцарта, Чайковского.
Усилиями комсомольцев был создан хор. Некоторые комсомольцы выступали с сольными номерами. Абрам Соколов играл на двухрядке, Михаил Мощанов – на пианино, Владимир Мокеев и Надежда Патрина исполняли частушки под балалайку. Представления комсомольцев были столь популярны, что на них приезжали посмотреть даже рабочие из соседнего Китая.
Традиции самодеятельного театра сохраняются в Нерчинском Заводе до сих пор. К праздникам здесь готовят спектакли, инсценировки исторических событий. В них участвуют школьники, учителя, сотрудники музея.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Алексей Мясников
«Читинское обозрение»
№28 (1408) // 13.07.2016 г.
0 комментариев