В этом году исполняется тридцать лет с того момента, как в аэропорту города Читы была построена новая взлётно-посадочная полоса. 27 июня 1994-го первый заместитель главы администрации Читинской области, председатель комитета экономики Валерий Ломако положил первую лопату бетона в тело взлётно-посадочной полосы, а 1 октября того же года аэропорт уже был готов к приёму самолётов.
«Читинское обозрение» начинает цикл публикаций, посвящённых этому знаменательному событию в жизни гражданской авиации нашего региона, а также коллективу ОАО «Читаавиа» — предприятия, работу которого министр транспорта Российской Федерации Николай Цах когда-то назвал «светлым пятном на общем фоне современного состояния отрасли».
9 февраля текущего года исполнится 101 год со дня, когда Совет труда и обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».
Российская авиация родилась благодаря поддержке народа, который, несмотря на трудности того времени, объединился ради общей цели — создания необходимой стране отрасли. За счёт взносов граждан было создано первое добровольное воздушное общество — «Добролёт». Для читинских авиаторов 2022 год оказался богатым на юбилейные даты: 90 лет (20 сентября 1932 г.) со дня создания аэропорта, 85 лет (26 октября 1937 г.) со дня создания Читинского объединённого авиапредприятия, 70 лет назад (1952 г.) был построен первый аэровокзал из кирпича на сто пассажиров в час, 30 лет назад (ноябрь 1992 г.), с целью привлечения инвестиций, Читинский объединённый авиаотряд был преобразован в акционерное общество открытого типа ОАО «Читаавиа». Кроме этого, 1 октября 2024 года исполнится 30 лет с той даты, когда всего за три месяца была построена новая взлётно-посадочная полоса в аэропорту города Читы. Разберёмся, какое же значение в решении этого вопроса имело преобразование авиапредприятия в акционерное общество.
История становления авиации в Забайкалье неразрывно связана с ходом развития гражданской авиации в России и страны в целом. Началом создания авиации в Забайкалье считается 1904 год, когда в Чите была создана четвёртая воздухоплавательная рота, которая состояла из привязных аэростатов и воздушных шаров, предназначенных для корректирования огня артиллерии и наблюдения за действиями противника. В 2010 году два таких шара совершили свободный полёт от Читы на юг Забайкалья, один из них долетел через семь часов до казачьей станицы Чиндантская, а другой совершил посадку на берегу реки Онон, недалеко от села Кубухай. Главным же событием этого года в истории Забайкалья был первый полёт на аэроплане, который совершил 30 августа Иван Николаевич Виноградов. Поэтому неслучайно в годы Первой мировой войны он стал лётчиком-истребителем и за участие в воздушных боях получил Георгиевский крест четвёртой степени.
Развитию воздушного транспорта в советское время способствовала политика государства. В послевоенные годы государственный бюджет СССР, вплоть до 1985-го, исполнялся с профицитом. На развитие воздушного транспорта выделялись большие субсидии, поэтому лучшими годами развития Читинского ОАО, как и всей гражданской авиации СССР, был период с 1965 по 1985 год. Командиром авиапредприятия в этот период был Заслуженный пилот СССР, кавалер орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знак Почёта» Виктор Михайлович Артеменко, который руководил авиапредприятием восемнадцать лет (1965–1983). За этот период под его руководством был создан высокопрофессиональный трудовой коллектив, способный, обеспечивая высокий уровень безопасности полётов, выполнять плановые задания производственно-хозяйственной деятельности предприятия. За счёт капитальных вложений со стороны государства, наряду с решением производственных вопросов в авиапредприятии, также успешно решались вопросы социального развития. Так, в период с 1970 по 1982 год в авиагородке было построено пять пятиэтажных домов общей площадью 3879 квадратных метров.
В феврале 1983 года командиром Читинского ОАО был назначен Николай Павлович Колесников (1983–1991). Николай Павлович, совместно с командно-руководящим составом, продолжил решение вопросов по обновлению производственных фондов и строительству социальных объектов.
В начале восьмидесятых годов в народном хозяйстве СССР стали нарастать негативные тенденции, заметно замедлились темпы экономического роста в стране, которые ещё более усугубились в конце десятилетия. Начиная с 1985 года и до развала СССР государственный бюджет ежегодно исполнялся с дефицитом по причине снижения мировых цен на нефть, в результате существенно снижались доходы государственного бюджета СССР. Это привело к цепной реакции разрыва хозяйственных связей и, как результат, большому падению объёмов производства. Все эти явления не могли не сказаться отрицательно на работе гражданской авиации. Перевод отрасли на полный хозрасчёт, резкое снижение финансирования капитальных вложений и дотаций из федерального бюджета негативно отразились на её развитии. Нарастал износ самолётно-вертолётного парка и производственных фондов авиапредприятий.
Выписка из Акта от 06 мая 1991 года «О передаче Читинского ОАО ВСУ ГА от командира Читинского ОАО тов. Колесникова Н. П. и. о. командира Читинского ОАО тов. Семёнову Н. И.»:
«Читинский ОАО, с целью удовлетворения потребности народного хозяйства Читинской области, осуществлял транспортные перевозки пассажиров, грузов, почты и выполнял работы по ПАНХ. На 01 января 1991 года в состав Читинского ОАО с общей численностью работающих 2152 входили: 1-й лётный отряд, АТБ — 2-го класса, база ЭРТОС — 2-го класса, службы: управления воздушным движением, ГСМ, ПДСП, ОМТС, ВОХР, СОП, аэродромная служба, автобаза, аэропорт класса «В» и 29 классифицированных аэропортов местных воздушных линий».
Благодаря дотации из государственного бюджета СССР цена авиабилетов, которая формировались с учётом уровня жизни в каждом районе области, была значительно ниже реальной цены по себестоимости, в результате широкие слои населения нашей области имели возможность пользоваться авиационным транспортом. Областной центр был связан авиационным сообщением со всеми районными центрами и населёнными пунктами, где были аэропорты.
Читинский ОАО имел собственный парк воздушных судов: Ан-24 — десять; Ан-26 — четыре; Ан-28 — восемь; Ан-2 — тридцать девять; вертолётов Ми-2 — одиннадцать. Собственных самолётов Ту-154 и вертолётов Ми-8МТ у предприятия не было. Износ производственных фондов предприятия составлял более 59,4 %, износ самолётно-вертолётного парка — 61,1 %, а износ взлётно-посадочной полосы — 100 %. В связи с этим аэродром класса «В» по ряду пунктов не соответствовал требованиям НГА СССР-86 (сильное разрушение центрального шва, сколы кромок плит ИВПП). В результате не было продлено Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, что ставило под угрозу обеспечение безопасности полётов самолётов первого класса (Ту-154, Ил-76 и других). Производственные здания аэропорта и жилищный фонд авиагородка находились без тепла, так как котельная аэропорта остановилась 29 декабря 1990 года и больше не работала до конца отопительного сезона в нормальном режиме.
Наша справка
Семёнов Николай Иннокентьевич
Заслуженный работник транспорта Российской Федерации.
Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса.
Почётный работник транспорта РФ.
Почётный работник ЖКХ РФ.
Почётный член Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП).
Почётный гражданин города Усть-Илимска.
Отличник аэрофлота СССР.
Отличник воздушного транспорта РФ.
Ветеран труда.
Все материалы рубрики «Страницы истории»
Николай Семёнов,
командир Читинского ОАО,
генеральный директор
«Читаавиа» с 1991 по 2001 год
«Читинское обозрение»
№6 (1802) // 07.02.2024 г.
0 комментариев