Главная / Авторы / Сергей Балахнин / История кинофестивалей
История кинофестивалей
Часть I


28 декабря 1895 года в Париже стартовала самая длинная гонка в истории человечества. Её «виновники» – французы, братья Люмьер – представили миру своё детище – кинематограф. Сценаристы, операторы, режиссёры, актёры рванули наперегонки: чей фильм интересней, красивей, необычней? Спор грозил затянуться, если бы не кинофестивали. В преддверии 6-го Забайкальского международного кинофестиваля самое время поговорить о самых крупных из них.

Вначале был… дуче
Самый первый в мире международный кинофестиваль состоялся в Венеции, на острове Лидо, в 1932 году. Ещё в начале 1930-х большой любитель кино, фашистский лидер Муссолини был крайне озабочен отъездом из страны творческой интеллигенции и возрастающей «киноагрессии» Голливуда. Дуче поручил Антони Мариани – генеральному директору Венецианского фестиваля искусств, который начал проводиться в Италии ещё с 19 века, разработать такую программу, в которую помимо художников, театралов и музыкантов был бы включён международный конкурс достижений в области кино.

С горя приз вручить забыли
В первом кинофестивале приняло участие девять стран, которые представили на конкурс 29 полнометражных и 14 короткометражных фильмов, главным образом из Франции, Германии, СССР и США. В Венеции советский фильм «Путёвка в жизнь» был включён в список лучших. Самим итальянцам не удалось здесь завоевать ни одной награды, и учредители фестиваля так сильно расстроились, что «позабыли» даже вручить главный приз – «Кубок Муссолини».

Кубок и СССР
Но первый кинофорум всё же привлёк к себе широкое внимание, и следующий кинофестиваль в 1934 году был уже более представительным: в нём участвовало 17 стран и 40 фильмов. Тогда «Кубок Муссолини» был вручён СССР за лучшую представленную программу, в которую входили фильмы: «Весёлые ребята», «Гроза», «Новый Гулливер» и т.д.

Новый порядок
В последующие годы Венецианский кинофестиваль старался сохранить хотя бы внешнюю демократичность, и потому пышные торжества вызывали симпатии к режиму Бенито Муссолини у многих простых любителей кино. Венеция «подкупала» демократическую общественность, вручая награды и британским, и американским, и советским фильмам. Однако с укреплением фашистской Германии, ближайшего союзника Италии, фестиваль стал постепенно превращаться в навязчивую пропаганду нового порядка.

Первый скандал
Если иногда награды и вручали кинофильмам демократических стран, то «Кубок Муссолини» доставался только итальянским и германским лентам. В 1938 году разразился скандал: жюри Венецианского кинофестиваля под давлением германской делегации в последнюю минуту изменило решение, и главный приз был разделён между итальянской лентой «Лётчик Лючано Серра» и немецкой «Олимпией», хотя в кулуарах говорили, что награду должны были получить американцы. Первая лента была ниже всякой критики, а немецкая – масштабный художественно-документальный рассказ об Олимпиаде, проходившей в 1936 году в Берлине, вызывала у многих откровенное раздражение пропагандой нацизма. Кроме того, скандал усугубился и из-за Лени Рифеншталь, режиссёра «Олимпии», любимицы Гитлера.

Англичане и американцы заявили, что больше не будут принимать участия в Венецианском кинофестивале. Фестивальное движение зашло в тупик. А вскоре началась Вторая мировая, и фестиваль не проводился.

Лев из Кубка
Возродился Венецианский кинофестиваль в 1951 году. Сменился и главный приз – место вычурного «Кубка Муссолини» занял изящный «Золотой лев святого Марка», который приобрёл статус одного из самых престижных кинонаград мира. Первым его получил японец Акиро Куросава за картину «Расёмон». Советское кино также регулярно получало награды Венеции. «Садко» А. Птушко и чеховская «Попрыгунья» С. Самсонова получили «Серебряных львов», а в 1962 году киномир узнал Андрея Тарковского, получившего «Золотого льва» за «Иваново детство». В 2008 «Серебряного льва» получил А. Герман-младший за фильм «Бумажный солдат».

За дело берётся товарищ Сталин
В середине 30-х первому в мире кинофоруму в Венеции пришлось потесниться. Распоряжением главного кинолюбителя СССР И.В. Сталина с 21 февраля по 1 марта 1935 года был проведён Советский кинофестиваль в Москве. Помимо отечественных кинематографистов в его конкурсе приняли участие авторы из Франции, Италии, Англии, Швеции, Чехословакии, США, Польши, Норвегии и Персии. Возглавлял жюри Сергей Эйзенштейн.

Главный приз (премия) – «Серебряный кубок» – был вручён кинокартине «Чапаев». Второй премией – малого «Серебряного кубка» – был удостоен француз Рене Клер за фильм «Последний миллиардер». Третью премию (также малый «Серебряный кубок») получил легендарный король анимации Уолт Дисней за его мультфильмы.

Развитию фестивального движения в СССР помешала война.

Новый ММКФ
Один из крупнейших кинофорумов мира – Московский международный кинофестиваль (ММКФ) – возродился в 1959. О его растущем престиже говорило участие в конкурсной программе сразу 25 стран! Главными призами ММКФ стали большие и золотые призы, золотые и серебряные медали. С 1989 года главным призом является золотая статуэтка «Святой Георгий».

Рождённый в скандале
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Иллюстрацией народной мудрости стала история появления самого легендарного кинофестиваля в мире – Каннского. Кинофорум появился благодаря скандалу. Тому самому, вышеупомянутому, в Венеции 1938 года между предвзятым жюри и киематографистами будущих стран-союзников.

Найти выход из «фестивального тупика» смог лишь один человек – французский дипломат Филипп Эрланже, член жюри и учёный-историк. Он твёрдо верил, что надвигающейся войне может противостоять культура, и решил, что в противовес германо-итальянскому нужно учредить контрфестиваль во Франции. Положительному решению вопроса способствовал немецкий фюрер, когда весной 1939 года гитлеровские войска оккупировали Прагу.

Почему Канны?
Для проведения кинофестиваля были предложены два города – Биарриц и Канны (более правильное название – Канн). Выбор пал на последний. В июне 1939 года французы заявили, что Канны полностью готовы к приёму гостей и фильмов. Открытие намечалось на 12 сентября 1939 года, но позже эту дату перенесли на первое число.

Провал первого Каннского
Несмотря на титанические усилия Эрланже, первый фестиваль в Канне не удался, так как в нём приняли участие всего пять стран. Кроме самой Франции фильмы привезли США, Англия, Бельгия и СССР, а фильм, представленный Чехословакией, был французской продукцией.

Высшую награду – «Кубок Люмьера» – победителю должен был вручать сам «отец кинематографа» Луи Люмьер, почётный председатель фестиваля. Но 1 сентября полыхнула Вторая мировая, и Европе стало не до кино.

Оккупанты из США
Но и после 1945 года Каннскому фестивалю не было суждено открыться – в городе невозможно было найти подходящее помещение: почти всё муниципальное имущество реквизировал генеральный штаб американской оккупационной армии.

Тогда решено было провести кинофестиваль в 1946 году, когда американцы должны были покинуть Францию. Но в тот год организаторам фестиваля пришлось ещё труднее. Во-первых, продолжалось американское военное присутствие, а во-вторых, роскошный в прошлом курорт на тот момент представлял убогое зрелище: грязные улицы, беспорядок. Даже огромные щиты устанавливали не для рекламы и украшения улиц, а для прикрытия руин.

Злобная пресса и Первый Каннский
Как ни странно, дискредитации Каннского фестиваля способствовала пресса. Журналисты злорадствовали по поводу того, что в сентябре 1946 года должен был возобновить свою работу кинофестиваль в Венеции, а итальянцы уже имели заявки и конкурсные программы от 9 стран, в то время как Франция всё ещё оставалась ни с чем.

Но несмотря на трудности, Канн всё же сумел принять более 500 гостей, которые привезли с собой 46 полнометражных и 68 короткометражных фильмов. В одно мгновение покалеченный войной городишко превратился в европейскую киностолицу.

Они были первыми
Первым режиссёром, взошедшим на Каннский Олимп, стал Рене Клеман с фильмом «Битва на рельсах», рассказывающим о подвигах участников французского движения Сопротивления. Большой национальной премии на первом Каннском фестивале был удостоен советский фильм о защитниках Сталинграда «Великий перелом» (реж. Ф. Эрмлер). Большую международную премию Ассоциации авторов, композиторов и издателей музыки за лучший сценарий за этот же фильм вручили Борису Чирскому, и такая же премия была фильму «Каменный цветок» – за цвет.

Впоследствии наградами Каннского кинофестиваля были отмечены советские фильмы «Кубанские казаки», «Заговор обречённых», «Смелые люди», «Большая семья» и другие.

Величие Канн
До 1954 года в качестве главной награды Каннского фестиваля вручался «Гран-при». Приз представлял собой произведение какого-либо современного художника моды (каждый год – новое). В 1954-м совет директоров фестиваля принял решение учредить ещё и особый приз. Его дизайн в виде пальмовой ветви (именно она изображена на гербе Канн) придумал режиссёр Жан Кокто, а изготовил парижский ювелир Сюзанн Лазон. С 1955 года «Золотая пальмовая ветвь» Канн стала одним из самых престижных кинопризов.

Золотая ли «Золотая пальмовая ветвь»?
В отличие от своего конкурента – позолоченного, грубовато исполненного «Оскара», она представляет собой изящное изделие из 24-каратного золота вправленное в огранённый кристалл, помещённый в футляр из синего сафьяна. Из советских кинематографистов единственным обладателем этого почётного приза был и остаётся Михаил Калатозов со своей картиной «Летят журавли» (1958).

Окончание разговора о кинофестивалях в следующем номере «ЧО».

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссер, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№36 (1468) // 06.09.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net