Одним из самых важных решений в жизни каждого студента становится выбор призвания, ведь в дальнейшем многое зависит от степени его правильности. Особенно это актуально для тех, кто предпочёл для себя медицинскую профессию, требующую огромной преданности и самоотдачи. Студент шестого курса педиатрического факультета Читинской государственной медицинской академии Иван Галак благодарен судьбе за то, что она подарила ему правильный выбор.
Не секрет, что учёба в медицинской академии — путь, полный вызовов и трудностей. Огромный объём информации, долгие часы лекций и семинаров, изучение сложнейших профильных дисциплин — ко всему этому Иван, выросший в семье врача-хирурга и медицинской сестры, был готов. Выпускник средней школы № 5 посёлка Первомайский выбрал медицинский вуз отнюдь не по настоянию родителей, а, как говорится, по зову сердца. С самого начала он предпочёл для себя такую сложную и ответственную специальность, как педиатрия, будучи уверенным в том, что это медицинское направление позволяет приобрести широкий багаж знаний и опыта.
— Работая с детьми, следует помнить, что ребёнок — это не маленькая копия взрослого человека, это совершенно иной организм со своими особенностями — анатомическими, физиологическими, психологическими. Разумеется, к каждому маленькому пациенту требуется особый подход. Кроме того, нужно учиться находить общий язык и с его родителями, — говорит мой собеседник.
По словам Ивана, с каждым днём, проведённым в аlma mater, он всё больше и больше убеждался в правильности своего выбора и стремился к глубокому пониманию медицины как науки. Постепенно пришло осознание того, что наука — это его призвание. Понять это талантливому студенту помог, в том числе, доктор медицинских наук, профессор ЧГМА, лауреат премии Совета Министров СССР, член Нью-Йоркской академии наук Намжил Цыбиков, который сделал так, что физиология уже с третьего курса стала для Ивана любимым предметом. После окончания шестого курса Иван Галак планирует поступать в аспирантуру на кафедру патологической физиологии, чтобы и дальше под руководством любимого преподавателя углубляться в этот широкий и фундаментальный предмет, позволяющий найти ответы на многие вопросы, в том числе — и о механизмах развития тех или иных заболеваний.
Как рассказывает Иван, на сегодняшний день в авангарде научной работы кафедры стоят исследования взаимосвязи иммунитета и системы гемостаза. Эта идея, инициированная ещё знаменитым профессором Борисом Кузником, продолжает жить и развиваться благодаря последователям легендарного учёного.
Борису Ильичу всегда была интересна эта тема, этими идеями он делился со своим любимым учеником Намжилом Цыбиковым, а тот — со своими студентами. Такая преемственность поколений дала возможность того, что дело профессора Кузника живёт.
— На нашей кафедре уже на протяжении многих лет, с подачи Бориса Ильича, ведётся работа по изучению этих двух систем — иммунитета и гемостаза, — с увлечением рассказывает Иван. — Если выражаться образно, то можно сказать, что эти системы представляют из себя два океана, которые, как раньше предполагали, между собой ничем не связаны. Однако это оказалось величайшим заблуждением, поскольку прослеживается очевидная связь иммунитета и гемостаза. На наш взгляд, система гемостаза является ярким примером воплощения одного из фундаментальных законов диалектики — единства и борьбы противоположностей. Она объединяет в себе принципиально противоположные, но взаимосвязанные механизмы, которые необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности организма: с одной стороны, остановку кровотечений при повреждении сосудов, а с другой — предотвращение нежелательного тромбообразования. Эта тонкая грань между свёртыванием и антикоагуляцией крайне уязвима, и её регуляция обеспечивается сложным взаимодействием множества систем, включая иммунную, которые, на первый взгляд, могут казаться несвязанными между собой. Моей конкретной сферой изучения сейчас является исследование альтернативных путей свёртывания крови, не описанных в широкой литературе и не учитываемых на сегодняшний день в клинической практике. Известно, что на сегодня во всём мире ведущей причиной смерти населения являются сердечно-сосудистые патологии, в основе которых лежит тромбоз. Он может быть вызван разными причинами. Разумеется, существуют действенные методы профилактики и лечения, однако остаётся ещё множество вопросов, на которые следует найти ответы.
В медицине, как и в других сферах науки, любознательность становится катализатором новых исследований и, зачастую, потрясающих открытий. Научные разработки Ивана, его трудолюбие и настойчивость, заинтересованность в понимании поставленной проблемы уже привлекают внимание коллег. Каждую неделю в вузе проходят так называемые аспирантские часы, в ходе которых представители кафедры читают доклады, выстраивают дискуссии, обсуждая тот или иной научный вопрос. Как говорит мой собеседник, такая практика здорово помогает узнать что-то новое, обогатить свой опыт, а иногда — и признать собственные ошибки, которые неизбежно случаются. А это, согласитесь, может делать далеко не каждый.
Иван говорит, что этому и многому другому его научил любимый учитель — Намжил Цыбиков.
— Лучшего руководителя и желать нельзя, — говорит Иван. — Намжил Нанзатович безусловно достоин уважения и как специалист, и как человек. С ним всегда можно поговорить, подискутировать, и результатом этого становится конструктивное решение какой-то проблемы. С ним неизменно интересно обсуждать полученные результаты исследований, планировать дальнейшую работу. Он относится к редкой категории преподавателей, которые не прерывают полёт мысли своих учеников, что всегда идёт на пользу научному прогрессу. Ведь случается так, что у тебя есть какая-то идея, а ты не решаешься её озвучить, опасаясь недопонимания или даже осуждения. У Намжила Нанзатовича этого нет — он каждый раз терпеливо выслушает, поможет, изложит своё видение проблемы, его критика всегда конструктивна и неизменно направлена на достижение оптимального результата. Это очень открытый и умный человек, с потрясающим чувством юмора, огромным опытом и добрым сердцем, который всегда молод душой, позитивно и без страха относится к новым идеям. Подобные тёплые отношения «учитель–ученик» когда-то связывали Намжила Намзатовича с его руководителем — Борисом Ильичом Кузником. И эту традицию он продолжает нести в общении со своими студентами.
Действительно, доверительные отношения между учителем и учеником играют ключевую роль в процессе обучения и служат важным катализатором научного прогресса. Глубокая взаимосвязь, основанная на уважении, понимании и открытости, создаёт атмосферу, в которой ученик чувствует себя защищённым и готовым к экспериментам и критическому мышлению. Он доверяет своему учителю, становится более открытым к изучению нового, не боится делать ошибки, готов к обмену идеями и мнениями, что очень важно для научного прогресса. Такой тандем становится плодородной почвой для научных исследований и инноваций, а это, как известно, формирует будущее нашего общества.
Сам Намжил Цыбиков говорит о своих учениках с поистине отеческой любовью и гордостью. Трудно поверить, но за время своей работы он воспитал пятьдесят (!) кандидатов и докторов наук. Преподавательская деятельность для него — не профессия, а образ жизни, а каждая лекция сродни публичному выступлению опытного оратора, тонко чувствующего аудиторию.
В Иване Намжил Цыбиков сразу увидел громадный потенциал.
— Иван пришёл ко мне года три назад, когда я был руководителем научно-исследовательского кружка по физиологии, — рассказывает профессор. — С первых дней нашей совместной работы он поразил меня объёмом своих, явно не студенческого уровня, знаний. Позже я узнал, что все эти сведения он почерпнул из дополнительных источников. Меня приятно удивил тот факт, что он владел не только теоретическими знаниями, но и гистологической техникой. Сегодня к этому талантливому студенту прислушиваются и студенты, и мои коллеги-преподаватели. Как научный руководитель Ивана я очень горжусь тем, что в нашем вузе обучается такой талантливый и перспективный студент. Его интеллектуальные преимущества прекрасно дополняют человеческие качества — Иван очень скромный и доброжелательный молодой человек. Он прекрасно разбирается не только в вопросах медицины, с ним можно составить беседу практически на любую тему и найти в нём приятного собеседника. Я возлагаю на этого молодого учёного огромные надежды и очень рад, что среди наших студентов есть такие поистине гениальные молодые люди.
Вполне вероятно, что когда-то Иван Галак станет учёным с мировым именем, а его разработки внесут значимый вклад в развитие медицинской науки и смогут помочь многим людям. Студент очень любит родной вуз и благодарен всем преподавателям и наставникам, помогающим ему в научной деятельности и открывающим перед ним двери в науку. Иван осознаёт, что путь к успеху не будет лёгким, что занятия наукой чаще всего не приносят материальной выгоды или статуса. Но он полон надежд и планов на будущее, он готов принимать вызовы и стремится к новым мечтам, его целеустремлённость и любовь к медицине помогают преодолевать барьеры и видеть перспективы.
Безусловно, медицинская наука представляет из себя путь, полный вызовов и трудностей. Но это его путь. И в этом Иван уверен.
Все материалы рубрики «Люди родного города»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№3 (1851) // 22.01.2025 г.
0 комментариев