Любое дорожно-транспортное происшествие — это стресс даже для опытных водителей. Представьте, что в такой ситуации «на эмоциях», когда рядом нет сотрудника ДПС, вам необходимо заполнить европротокол, также учтите, что каждая ошибка влечёт за собой проблемы в получении страховых выплат. Чтобы избежать проблем, столь ответственное дело можно и нужно доверить аварийному комиссару.
Напомним, что европротокол — это специальная форма извещения, которую самостоятельно заполняют участники ДТП. Документ подтверждает право одного из участников — пострадавшей стороны на получение страховой выплаты по ОСАГО. Аварийный комиссар — это специалист, который помогает участникам аварии грамотно оформить документы в соответствии с требованиями законодательства. О том, в какой ситуации вам может пригодиться его помощь на дороге, рассказал Денис Фалько — руководитель службы аварийных комиссаров «Росаварком».
Как давно вы трудитесь в этой сфере?
— Компания работает в Чите с ноября 2019 года. Коллектив небольшой, семь человек — бывшие сотрудники ГИБДД и страховых компаний, юристы. Каждый отвечает за определённое направление и выполняет свои задачи. На вызовы наши комиссары ездят на фирменном автомобиле, пока он у нас один, но в ближайшее время закупим ещё. Планируем открыть свои филиалы в районах края. Аварийных комиссаров можно сравнить с дружинниками, которые во времена Советского Союза помогали милиции и гражданам.
Почему вы решили создать службу аварийных комиссаров?
— Раньше я работал юристом в страховой компании и на своём опыте убедился, что участникам ДТП необходима квалифицированная помощь. Во-первых, многие водители не знают, как оформляется ДТП и тем более имеют слабое представление, как заполняется бланк европротокола. Есть определённые правила и нюансы, которые необходимо соблюдать, иначе возникнут проблемы с получением страховых выплат.
Во-вторых, есть водители, которые убеждены, что в случае аварийной ситуации на дороге нужно обязательно звонить сотрудникам ДПС. Они принципиально отказываются оформлять европротокол, их не пугает перспектива потратить несколько часов в ожидании экипажа и создать пробку из-за царапины на бампере. Проблема в том, что после реформы МВД штат инспекторов, оформляющих аварии, значительно сократился. Один, два экипажа на весь город, они физически не успевают выезжать на все происшествия. В большинстве случаев сотрудники видят минимальные повреждения и предлагают участникам ДТП оформить европротокол самостоятельно либо с помощью аварийных комиссаров.
В-третьих, большое количество камер видеофиксации, установленных на улицах Читы, способствовало снижению скоростного режима, соответственно, жёстких ДТП стало меньше. 90% аварий — средние и мелкие по ущербу, это всё можно оформлять по европротоколу.
Законно ли предложение инспекторов оформить ДТП самостоятельно?
— Согласно действующей редакции ПДД, уполномоченные сотрудники полиции обязаны выезжать на дорожные происшествия, если есть пострадавшие. В остальных случаях, когда потерпевшим причинён исключительно материальный ущерб, участники ДТП могут зафиксировать все обстоятельства сами с помощью европротокола. Например, в Новосибирске происходит авария, а буквально через десять минут на месте происшествия появляются аварийные комиссары, оперативно всё оформляют и убирают автомобили с проезжей части. Если же ситуация спорная, то необходимо сфотографировать автомобили, их расположение, повреждения, составить схему ДТП и прибыть в специальные центры ГИБДД для оформления документов. К сожалению, в нашем крае таких центров нет. А между тем, данной нормой активно пользуются в большинстве российских регионов, положительная практика существует, например, в Иркутской области. Способ такого оформления очень удобен: во-первых, экономит время участников аварии, во-вторых, позволяет избежать заторов и пробок.
А что мешает перенять опыт других регионов?
— Существует проблема закрытости регионального ГИБДД. Трудно организовать взаимодействие между службой аварийных комиссаров и дежурной частью. Хотя бы на уровне обмена информацией договариваться о том, кто выезжает и оформляет. Это можно сделать полностью официально. Часто бывают случаи, когда комиссар работает на месте происшествия, а следом приезжает экипаж ДПС, вместо того, чтобы отработать другое ДТП. Писали письма, обращались, но ответа нет. Чтобы наладить взаимодействие и внедрить положительный опыт других регионов в Забайкальском крае, нужны активные действия со стороны ГИБДД. Сейчас мяч на их поле.
К вам часто обращаются за помощью?
— За 2020 год сотрудники службы аварийных комиссаров совершили более 1800 выездов на ДТП по Чите, оформили более 1315 европротоколов. Остальным была оказана правовая консультация. Около 500 ДТП нельзя было оформить без участия уполномоченных сотрудников полиции. В 2020 году мы выезжали и оформляли ДТП бесплатно, с 1 января текущего года ввели плату, чтобы компенсировать свои затраты, например, на номер «112».
Когда можно оформить европротокол самостоятельно либо с помощью аварийных комиссаров?
— Это возможно, если соблюдены следующие условия:
— В ДТП участвовало два автомобиля, и повреждения вызваны непосредственно их столкновением. Если ДТП массовое и в нём участвует больше двух автомобилей, причинён ущерб третьим лицам, то необходимо вызывать сотрудников ДПС.
— Оба водителя оформили автостраховку ОСАГО, и срок действия полисов не истёк.
— Водители согласны с обстоятельствами происшествия, отсутствует спорная ситуация.
— Ущерб авто после ДТП не превышает 100 тысяч рублей.
— Оба водителя не возражают против оформления европротокола, иначе составить документ не получится, поскольку оба участника ДТП заверяют его собственными подписями.
Расскажите, как действует аварийный комиссар на месте происшествия?
— Проверяет документы,
— осматривает место ДТП,
— опрашивает участников-водителей, выясняет обстоятельства,
— объясняет, как будет проходить процесс оформления, если водители дают своё согласие, то детально фотографирует обстановку на месте происшествия, повреждения транспортных средств и передаёт информацию в офис, где оформляем европротокол.
— готовит пакет документов, необходимых для обращения в страховую компанию, это уже дальнейшее сопровождение, в принципе мы можем сопровождать клиента до момента выплаты или ремонта повреждённого автомобиля.
Статус и ответственность аварийных комиссаров прописаны в законе?
— Пока лицензирование аварийных комиссаров законом не предусмотрено. Нет профессиональных стандартов. За некачественно оказанную услугу предусмотрена ответственность по закону о защите прав потребителей и на услуги аварийных комиссаров он также распространяется.
Все матриалы рубрики "Люди родного города"
Денис Приходько
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№6 (1646) // 03.02.2021 г.
0 комментариев