Своё жильё – мечта любой молодой семьи. Однако не всегда наши желания совпадают с возможностями. На помощь приходит государство.
Наш край с 2006 года участвует в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» (более известна как программа «Молодая семья») федеральной целевой программы «Жилище». Каждые пять лет срок действия подпрограммы продляется. Реализация идёт на условиях софинансирования, поэтому свои подпрограммы разрабатываются на региональном и муниципальном уровнях.
С 2006 года в нашем крае улучшила свои жилищные условия 2151 молодая семья, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счёт государственных средств. Чтобы стать участником программы и получить финансовую поддержку в виде социальной выплаты, нужно соответствовать ряду требований.
В юридических тонкостях помогает разобраться Мария Титова – консультант отдела реализации жилищных программ, управления капитальных вложений и реализации жилищных программ министерства территориального развития края.
Мария Сергеевна, на какие цели предоставляются соцвыплаты?
– Их можно направить на приобретение готового жилья, строительство индивидуального жилого дома либо на первоначальный взнос по ипотеке. Если семья взяла ипотечный кредит или жилищный займ до вступления в подпрограмму, выплату можно направить на погашение основного долга и уплату процентов по этому кредиту. Но это возможно только в случае, если договор был заключён в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г., и на момент заключения кредитного договора семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В этом случае размер соцвыплаты не может быть больше, чем остаток долга.
Кто имеет право на получение выплаты?
– Участниками подпрограммы могут стать нуждающиеся в улучшении жилищных условий молодые семьи, имеющие достаточный доход, полные и неполные, имеющие и не имеющие детей. Возраст супругов не должен превышать 35 лет. Если молодая семья стоит в очереди на получение социальной выплаты и за время ожидания кому-то из супругов исполняется 36 лет, семью исключают из очереди. Если один из супругов не является гражданином РФ, то молодая семья при условии наличия одного и более ребёнка также может стать участницей подпрограммы. Но при этом член семьи, не являющийся гражданином РФ, не будет учитываться при расчёте социальной выплаты.
Нуждающимися в улучшении признаются семьи, не имеющие в собственности жилья, либо обеспеченные общей площадью жилья на каждого члена семьи менее учётной нормы, установленной администрацией муниципального образования. В среднем по Забайкальскому краю эта норма на 2017 год составляет 14 кв. м на каждого члена семьи. Нуждаемость определяется исходя из совокупности всего жилья, которое есть у молодой семьи в собственности, либо по договору социального найма, на момент подачи заявления.
Достаточность доходов определяется по специальной формуле на основе документов: справка 2-НДФЛ с постоянного места работы, копии налоговых деклараций о доходах членов молодой семьи, а также при наличии собственных средств или сертификата на материнский капитал, справки, подтверждающие факт их наличия.
Кандидаты должны иметь средства, которых суммарно с субсидией хватит для приобретения недвижимости, либо у них должен быть доход, достаточный для получения ипотечного кредита. Социальная выплата составляет 30-35% от расчётной (средней) стоимости жилья, а 65-70% семья должна выплачивать сама.
Основным фактором, определяющим размер субсидии, является расчётная (средняя) стоимость жилья. Если супруги состоят в браке, но не имеют детей – размер выплаты составит 30% такой стоимости. Есть один ребёнок и более – 35% .
При определении расчётной стоимости жилья учитывается норма общей площади:
— для семьи численностью два человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребёнок) – 42 кв. м;
— для семьи численностью три и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей) – по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Какое жильё можно приобретать по условиям подпрограммы?
– Главное, чтобы жильё соответствовало стандартам экономкласса. Оно не обязательно должно находиться в новом или строящемся доме, это может быть и вторичный рынок.
Какие документы нужно представить?
– Для постановки на учёт и включения семьи в число участников подпрограммы в администрацию по месту жительства подаются следующие документы: копии паспортов супругов; для полной семьи – свидетельство о заключении брака; свидетельства о рождении либо усыновлении детей. Подаётся заявление не только о включении в подпрограмму, но и заявления о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы. Документы о финансовом состоянии супругов. Документальное подтверждение необходимости улучшения жилищных условий.
Если планируется, что соцвыплата будет направлена на оплату ипотечного кредита, потребуется копия кредитного договора, справка из банка по сумме остатка основного долга и процентов. Остальные документы администрация запрашивает самостоятельно.
Намеренное ухудшение жилищных условий – что это значит?
– При постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий проверяются все действия с недвижимостью, каждого члена молодой семьи за последние пять лет, делаются запросы в БТИ, Росреестр и т.д.
Если кандидаты совершили за этот период действия и сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению занимаемых жилых помещений, к их отчуждению, и граждане стали нуждаться в улучшении жилищных условий, то в постановке на учёт отказывается.
Сколько раз можно стать участником программы?
– Один раз.
Кто остаётся в очереди, если за время ожидания супруги разводятся?
– С кем из супругов после развода остаются дети, тот и остаётся в очереди. Если детей двое или больше и их разделили между супругами, то каждый из супругов может стоять в очереди самостоятельно. Если детей нет, то после развода и молодой семьи нет, значит, нет оснований участвовать в подпрограмме.
Какими средствами надо располагать семье?
– Нужно подтвердить свою платёжеспособность. Собственные средства могут быть, но не обязательно. Доход приблизительно должен быть больше прожиточного минимума.
Где можно приобретать жильё?
– В любом районе края, но расчёт социальной выплаты будет произведён исходя из стоимости квадратного метра жилья, установленной в том муниципальном районе, в котором подали заявку на участие в программе.
Сколько придётся стоять в очереди?
– Чаще всего люди ожидают своей очереди несколько лет. Когда очередь подходит, семья вновь подаёт весь пакет документов, сведения проверяются ещё раз. Очерёдность может поменяться. В 2014 году внесли изменения в федеральную программу, согласно которым первоочередное право предоставили многодетным семьям (три и более ребёнка) и тем, кто встал на учёт нуждающихся до 1 марта 2005 года.
Сколько молодых семей получат социальную выплату в 2017 году?
– Во всех муниципальных списках на 1 января 2017 года было зарегистрировано порядка 6300 семей-участников. В муниципальных бюджетах предусмотрено 11 млн 250 тысяч рублей, в краевом – 844 тысячи 550 рублей, из федерального бюджета распределено 9 млн 862 тысячи рублей. Исходя из этой суммы, министерство территориального развития сформировало краевой список получателей социальных выплат. На 1 октября в него было включено 48 семей.
Как молодая семья узнаёт, что подошла очередь?
– Об этом администрация района уведомляет в письменном виде. Семья в течение 15 дней должна представить документы для получения свидетельства. Если этот срок не соблюдается, семья исключается из списка, и выплату получает следующая по списку.
В какой форме производится соцвыплата?
– В безналичной. Выдаётся свидетельство о праве получения социальной выплаты сроком на семь месяцев. В течение месяца его необходимо сдать в Сбербанк, где открывают спецсчёт. После можно начинать искать жильё. Если планируется строить индивидуальное жильё, нужно заключить договор строительного подряда. Самостоятельно построить дом и получить социальную выплату нельзя, нужно заключать договор о строительстве с третьими лицами. Также запрещено приобретать жильё у родственников: родителей, детей, братьев и сестёр, полнородных и не полнородных, у бабушек и дедушек.
После заключения договора купли-продажи либо о строительстве жилья договор нужно принести в Сбербанк. Банк самостоятельно делает заявку в администрацию муниципального образования на перечисление средств, после чего перечисляет деньги на счёт продавца, указанного в договоре.
Если семья не успевает воспользоваться свидетельством в течение семи месяцев либо утрачивает его, рассматриваются причины этого. Нужно представить доказательства невозможности воспользоваться своим правом. Если причины будут признаны удовлетворительными, свидетельство выдаётся повторно. Если удовлетворительных причин нет, то семья теряет право получения выплаты, но остаётся в списке участников и снова ждёт своей очереди.
Что делать, если дети в семье появились после постановки на учёт?
– Если молодая семья на момент включения в число участников состояла из двух человек и во время ожидания у них рождается ребёнок или ребёнка усыновляют, то нужно обратиться по месту постановки на учёт в районную администрацию с заявлением и копией свидетельства о рождении или усыновления. Размер субсидии пересчитают в сторону увеличения.
Если ребёнок появился после того, как право на получение соцвыплаты реализовано семьёй, состоящей из двух человек, и жилищные условия улучшены, то семья должна обратиться в минтерразвития края с заявлением об увеличении семьи и получения дополнительной социальной выплаты в размере 5% от расчётной стоимости жилья. Средства от дополнительной выплаты направляются на указанный семьёй счёт в банке, и отчёт об их использовании не требуется.
Все материалы рубрики "Жизнь и кошелёк"
Беседовал
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№48 (1480) // 29.11.2017 г.
0 комментариев