3 июня 2022 года Россия уведомила США о прекращении действия меморандума о сотрудничестве в области культуры, науки, образования и СМИ. Меморандум предполагал совместную работу, сотрудничество, в частности, в организации выставок, театральных постановок, распространении учебников, книг, фильмов и т.д. (из сообщения РИА Новости 12:11 03.06.2022)
…Преследование российского, а значит и советского культурно-исторического наследия в мировом масштабе… «Отмена» России и СССР и т.п. Что ж, вот она — одна из главных целей жестокой психологическо-идеологической, «холодной» войны, проводимой дядей Сэмом, или, выражаясь по-кинематографически, Капитаном Америкой против русского Медведя (то есть против нашей страны, русского мира, против нас с вами, уважаемые читатели), которая вовсе не прекратилась после предательского распада СССР. Воздействие и обработка сознания российского зрителя, демонизация, русофобия, всяческое очернение русских в глазах остального мира через СМИ, Интернет и, что для нашего разговора актуально, через кинематограф… Продолжим разговор?
Немытая, унылая страна
Мрачные, серые, тёмные тона. Почти всегда зима. Снег. Слякоть… Как ни абсурдно звучит, даже летние солнечные дни выглядят не слишком радостно, «по-зимнему». Люди, либо мрачные, в таких же «мрачных», далёких от моды одеждах тёмных тонов. Либо, что реже, наоборот, некоторые представители местного населения гротескно, вычурно «жизнерадостны», что, однако, наводит на определённые подозрения. Угрюмые панорамы городов, жёсткие, хотя порой и эффектные, но какие-то отчуждённые виды столичных мегаполисов. А за ними где-то глушь, тайга, беспросветность бытия… А над Этим — вездесущие агенты спецслужб. А в Этом — бандиты, мафиози, маньяки…
Всё это — Россия, либо СССР — здесь почти без разницы и без особой поправки на время. Такой являют всему миру нашу страну (включая, попутно, государства, бывшие в своё время социалистическими) и её население Капитан Америка со своими подельниками. Причём, повторюсь и подчеркну, независимо от жанра, года выпуска того или иного фильма, или его автора — режиссёра и степени его таланта.
Москва. Зима. Слякоть. Убогие, какие-то полунищие, затюканные жители столицы, с каким-то телячьим восторгом, глядя в рот, общаются со своим работодателем — преуспевающим респектабельным американцем — инспектором службы доставки, иначе говоря, почтовиком и готовы радостно пахать на благодетеля за скромное вознаграждение — подачку. Вот такие они — русские — слякоть раболепствующая… Оскароносный «Изгой» известного Р. Земекиса тому порукой. Пускай таких сцен, «как бы не главных» в начале фильма немного (главные-то с американцем — сильным духом (а потом и телом) мужиком, выживавшим на необитаемом острове в течение 4 лет), но они весьма запоминающиеся зрителем — режиссёр-то талантливый.
Шпионы, гармошка и …Спилберг
Американцы. Русские. Восточные немцы… Фильм «Основан на реальных событиях». Это правда, указанная в титрах. Снято почти без традиционной для Капитана Америки «клюквы» и штампов. Но! Правду-то можно показать по-разному. 1960 год. США. Кругом сплошь благородные американцы, хотя в реальности благородным оказался адвокат — американец Донован, который спасает советского разведчика Абеля от электрического стула, затем предлагает обменять его на лётчика-шпиона Гэри Пауэрса, пойманного в СССР. И тут начинаются «сравнения» условий содержания главных фигурантов дела: в СССР лётчика пытают и держат в мрачных застенках, в США славные демократичные янки даже в тюрьме русскому разведчику позволяют курить, слушать радио и даже предаваться …любимому занятию — рисованию. Наконец, благородный адвокат вместе с «подопечным» выезжает в страну, где состоится обмен — ГДР, в его столицу. Берлин показан в самом тёмном мрачном виде, в каких-то руинах образца не иначе как 1945 года. Все жители города спят и видят, как удрать за Стену — в Берлин Западный — мир капиталистической свободы и процветания. В городе полно преступников и русских спецагентов, а шайка молодых восточных немцев грабит главного героя фильма, снимая у него пальто и зимнюю шапку. А в Берлине идёт снег. Ну, конечно, где русские, обязательно везде выпадают холодные осадки, притом, что в Нью-Йорке в это же время стоит …лето. В общем, всё сурово и мрачно — и погода, и люди, ибо такова и беспросветна, по мнению режиссёра фильма, советская социалистическая (неважно какая — русская или немецкая) действительность. А режиссёр сего захватывающего высокобюджетного зрелища под названием «Шпионский мост» (2015) никто иной, как сам маститый мэтр кинематографа Капитана Америки — Стивен Спилберг.
Любопытно, что мистер Спилберг, как мастер зрелищного развлекательного кино, при всей его «невинности», подкинул своё «полено» в костёр психологическо-идеологической войны против русского Медведя. Так, в четвёртом фильме о похождениях доблестного американского археолога Индианы Джонса «Королевство хрустального черепа» главный герой схватился с привычным для кинематографа Капитана Америки Злом. Русскими. Точней — советской солдатнёй и зловещей авантюристкой, офицером Ириной Спалько. Русских Спилберг представил в лучших традициях эпохи первой «холодной войны» — тупые болваны, агрессивные недоумки, говорящими между собой на русском с чудовищным акцентом и пляшущими в период досуга под гармошку.
Самый грязный «красный»
Ещё один талант Капитана Америки — Фрэнсис Лоуренс («Константин: Повелитель тьмы» 2005, «Я — легенда» 2007, «Голодные игры» 2013, 2014, 2015 гг.), ставший пособником в его грязных киноделах против России, выдавший за последние годы, пожалуй, самый отвратительный, да простят меня читатели, какой-то паскудный, вызывающий чувство омерзения, гадливости и где-то …«чёрного» смеха, шпионский «шедевр». Нечто остросюжетное о противостоянии разведок США и РФ от 2018 года с привлечением на главную роль актрисы Дженнифер Лоуренс. …Бывшая балерина с «типичным» русским именем Доминика (имена и фамилии «русских» в фильмах США — это вообще особая тема — прим. автора), но фамилией Егорова, после травмы покидает Большой театр. Благодаря дяде — офицеру внешней разведки попадает в школу спецагентов, где российских курсантов и курсанток — «воробьёв» готовят с такой жестокостью, садизмом и тошнотворными извращённо-сексуальным унижениями, которые вероятно и не снились гестаповцам из нацистской Германии. Пройдя через ад обучения, бывшая балерина становится самым опасным Воробьём за всю историю секретной службы России и отправляется на первое задание… Слежка, убийства, почти всюду используемый на почве секса шантаж, деньги… Россия, США, Венгрия, Великобритания, Австрия… А представители российских спецслужб — сплошь отвратительные предатели, страшные, невероятно жестокие, холодные звери в человеческом облике, избивающие, пытающие (вплоть до сдирания кожи живьём с бедного «невинного» благородного американского разведчика в одной из сцен фильма), убивающие своих жертв (включая и собственных агентов под подозрением). И масса штампов в этом киноизделии от Капитана Америки, будто слитое прямиком из «холодной войны» времён 1960-х. Имя этому тошнотворному и как бы зрелищному «шедевру» — «Красный воробей».
Виновники бед
…Казалось бы, к такому «апофеозу» русофобии, демонизации русского Медведя уже нечего и добавить. Ан нет! Конкретно о демонах… В 2001-м в фильме «Вечная битва» Капитан додумался до того, что в случае Армагеддона армии русских (совместно с китайцами) выступят против божественных сил всего свободного западного мира на стороне …демонических сил самого Антихриста.
Существует немало фильмов, где русских прямо и косвенно киноделы дяди Сэма назначили виновниками страшных свершившихся и угрожающих безопасности бед и катастроф — вот некоторые из них: «Космические ковбои» — русский орбитальный проект, грозивший начать ядерную войну; «Гравитация» — подрыв тяжёлого русского спутника русской же военной ракетой, обломки которого привели к катастрофе американского шаттла, астронавтов, МКС и т.п.;
«Арктическая пустота» (2022) — испытание русскими нового вида энергетического оружия — вибро-звукового, приведшего к локальным исчезновениям (испарению) людей… и т.д.
«Чернильная завеса»
Разумеется, Капитан Америка маскирует своё нутро по отношению к Медведю, изредка показывая своих врагов как бы хорошими, адекватными, даже …симпатичными («К-19» — адмирал Востриков; цикл фильмов «Стар трек» — пилот-навигатор Чехов, «Столкновение с бездной» — космонавт Тульчинский, «2012» — пилот Саша, «Агенты А.Н.К.Л. — сотрудник КГБ Курякин) или почти «инопланетянами», не от мира сего, к примеру, как семейная пара супругов Кайдановских — пилотов боевого робота-гиганта Чёрно Альфа из блокбастера «Тихоокеанский рубеж» (2013)…
Однако десяток-полтора фильмов с «хорошими» русскими, «хорошей» Россией — это, чаще всего, просто своего рода «отмазка», «маскировка», «завеса», подобная чернильному облаку, что оставляют за собой головоногие морские твари для дезориентации опасного противника, лукавая попытка Капитана Америки выдать себя за демократичного, славного, справедливого парня по отношению к Медведю. Эта «чернильная завеса» быстро развеивается перед тем потоком кинопродукта, о котором велась речь во всём нашем некоротком и непростом разговоре, притом, что упомянуты в нём были лишь наиболее яркие и относительно известные фильмы и анимация.
…Мы не поговорили сегодня о целом ряде специфических приёмов, используемых Капитаном в фильмах и сериалах, где действуют русские, о «пятой колонне», что угнездилась в современном отечественном кинематографе — этому как-нибудь будет посвящён отдельный выпуск «Синескопа».
В финале осталось лишь добавить: Капитан Америка, он же дядя Сэм, он же оплот мировой «демократии и свободы» — США, вместе с подельником за Ла-Маншем и его евро-сателлитами, продолжают вести ожесточённую идеологическо-психологическую войну против русского Медведя, используя такое действенное оружие, как кинематограф. Потому сегодня перед Медведем стоит Задача — как в ответ на новый удар Капитана Америки отвесить сдачи полноценным русским кино-тумаком. Крепким и серьёзным, настолько, что…
P.S. Материал, используемый в данной статье, представляет собой некоторые фрагменты сценария авторского документально-публицистического фильма с рабочим названием «Холод Голливуда».
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№29 (1721) // 20.07.2022 г.
0 комментариев