Главная / Говорите по-русски! / Капслок, или как вернуть эмоции
Капслок, или как вернуть эмоции
Сегодня мы поговорим о способах графического оформления письменной речи, характерных для современной интернет-коммуникации.


В письменной речи интернета существует достаточно большой арсенал графических способов выделения фрагмента речи. Прежде всего, это написание слов прописными буквами с использованием клавиши Caps Lock («капслок»): Скинь ссылку на онлайн-магазин, где ОДИНАКОВЫЕ товары для женщин дороже.

Достаточно часто встречается оформление прописными буквами целых предложений или даже фрагментов текста. Вообще необоснованное использование капслока в современной речи считается дурным тоном, зачастую воспринимается как немотивированная агрессия. В связи с этим явлением в интернете даже появилось выражение: «НЕ ПОВЫШАЙ НА МЕНЯ ШРИФТ!!!» — аналогично фразе «не повышай на меня голос» в устной речи.

Интересно, что использование прописных букв до такой степени раздражает иных пользователей (или представляется им неуместным), что относительно недавно приобрело популярность и противоположное явление — «лапслок», то есть намеренное неиспользование прописных букв даже там, где это необходимо, например, в начале предложения или в именах собственных. Иногда так оформляются даже художественные или околохудожественные тексты. Авторы уверены, что это придает особую атмосферность и решает определённые стилистические задачи.

Капслок и иные средства (курсив, повтор букв, «звёздочки») используются и для передачи на письме интонационных особенностей речи.

Так, для обозначения громкости на письме используются следующие средства:

а) для передачи громкого голоса — прописные буквы и/или повтор букв:

О БОЖЕ КАКАЯ СУМКА У ВАС В РУКАХ АААААААА, ОТКУДАААА

б) для передачи тихого голоса используются ремарки, оформленные скобками или «звездочками»:

*шепотом* — Бегите, Вашу мать!

В связи с тем, что письменный язык в каком-то смысле несовершенный метод для непосредственного общения — в отличие от устной речи, где выражения лица, жесты и интонации голоса передают разнообразие смыслов и подтекстов, — в последнее время в интернете всё чаще обсуждаются идеи введения особых показателей коммуникативных намерений и смыслов — так называемых «индикаторов тона». Некоторые люди находят их абсурдными, в то время как другие обосновывают их важность.

Индикатор тона — это символ, прикреплённый к предложению или сообщению, отправленному в текстовой форме, для явного указания интонации или намерения сообщения, особенно когда оно может быть двусмысленным (соответственно, может быть неправильно понято), например: /ш – шутка, /срз – серьезно, /с – сарказм, /рв – риторический вопрос, /ц – цитата и др.

Индикаторы тона наиболее популярны в некоторых сообществах в соцсетях Twitter и Tumblr среди молодых людей с пересекающимися интересами. Особую актуальность это явление приобретает для тех, кому может быть сложно считывать эмоциональные оттенки и подтексты в условиях виртуального общения. Ведь современная интернет-коммуникация насыщена ироничностью, непрямыми сообщениями, двойными сигналами и мн. др.

Все материалы рубрики «Говорите по-русски»

Юлия Щурина,
зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания ЗабГУ,
Полина Макарова,
выпускник историко-филологического факультета ЗабГУ
Фото с сайта: fi.pinterest.com

«Читинское обозрение»
№30 (1722) // 27.07.2022 г.

Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net