На забайкальской земле много приисков, где добывается золото. Но, пожалуй, самыми знаменитыми можно назвать Карийские прииски. До революции они были местом ссылки и каторги. Здесь, в долине речки Кары, посреди глухой тайги, отбывали наказание политические заключённые и уголовные преступники. Вместе с ними страдали ни в чём не виновные дети.
Рождённые в семьях ссыльных преступников, они с малых лет усваивали жестокие законы криминального мира, учились выживать, вместе со взрослыми занимались тайной промывкой золота. Их родители гибли от болезней и травм, а порою просто бежали в тайгу, оставляя чад на произвол судьбы. Руководство приисков долгое время не обращало внимания на скитавшихся по дворам босоногих и бездомных ребятишек. Горные чиновники, подсчитывавшие каждую крупицу золота, даже не знали, сколько именно сирот живёт на Каре.
Только в 1868 году Совет при Главном управлении Восточной Сибири при рассмотрении проблем Карийских приисков постановил: «учредить при Карийских промыслах особое здание и в нём приютить означенных детей, содержа их через выделение из отчисляемых с заработной платы преступников на предметы вспоможения 13% – нужных по расчёту процентов».
Детям, родители которых содержались в тюрьмах, до 12 лет полагалось такое же содержание, что и арестантам. С начала 1870-х годов тюремная администрация промыслов пыталась вести учёт детей ссыльнокаторжных. Точные данные удавалось получить крайне редко. Поэтому в документах указывалось приблизительное количество детей. В 1871 году на Каре их было около 150, в 1873 г. – до 200.
Дети делились на три категории: «1) родители которых содержатся в тюрьмах, 2) родители коих умерли или бежали, и потому лишены всякой опеки, а также, 3) имеющих только одного из родителей».
В 1874 году заведующий Нерчинскими ссыльнокаторжными В.О. Кононович добился того, чтобы довольствие получали не только круглые сироты, чьи родители сидели в тюрьме, но и ребятишки, родители которых находились на внетюремном содержании. В 1875 году на содержание одного ребёнка правительство выделяло 9 р. В приюте тогда проживало 33 ребёнка.
Поначалу приют спасал их от голодной и холодной смерти, но не давал возможности развиваться. Ссыльный революционер-нечаевец, а впоследствии знаменитый деятель культуры А.К. Кузнецов в письме сестре делился впечатлениями от обстановки в приюте: «Представь себе до 40 мальчиков и 5 девочек, живущих в одном здании, разделённом сенями. Помещение для мальчиков едва достаточное для половины их, грязно, душно, освещено одним сальным огарком… Всякий старается развлекаться по-своему: самый обычный способ развлечения – ругань и драки, сокрушённые скулы, зубы и синяки. Самое любимое удовольствие детей – заседания на кухне, где уголовные или ругаются, или рассказывают свои кровавые похождения».
Чертёж приюта, 1870-е годы
Офицер Вердеревский, заведовавший приютом и доведший его до плачевного состояния, был отстранён. До работы в приюте администрация каторги допустила А.К. Кузнецова, который выхлопотал для детей рабочую казарму, приучил их к труду. Они работали в огороде, портняжной, сапожной, переплётной и кузнечной мастерских. Для них устраивались спектакли и праздники. Зимой ребята посещали уроки.
Карийский приют. Фото А.К. Кузнецова
В.О. Кононовича обвиняли в том, что с его позволения занятия вели политические преступники. На эти нападки он отвечал: «Никогда государственные преступники Чарушин, Синегуб и жена Чарушина, урождённая Кувшинская, ни бесплатно, ни за какую-либо плату в детском карийском приюте детей ссыльнокаторжных не обучали. Делом этим с самого почти прибытия ея и в видах крайней необходимости, удовлетворить которую я других средств не имел, занималась жена ссыльного Синегуб – Лариса Синегуб, которую я действительно просил об этом, платя ей сначала 15 руб, а потом и 25 р.». Её учеников во время визита на Кару опрашивал военный губернатор Забайкальской области Л.И. Ильяшевич и остался весьма доволен их ответами.
Так, благодаря отзывчивости и состраданию людей, оказавшихся на Каре в силу разных обстоятельств, обиженные судьбой малыши увидели бесценный пример добродетели, а, значит, – получили шанс на спасение.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Алексей Мясников
«Читинское обозрение»
№28 (1564) // 10.07.2019 г.
0 комментариев