Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Ход конём, или Что такое иппотерапия
Ход конём, или Что такое иппотерапия
Чудеса — это сфера ответственности высших сил, а задача инструктора — укрепить душевные и физические силы


Ещё в V веке до нашей эры Гиппократ советовал ездить верхом, поскольку это «освобождает человека от тёмных мыслей и вызывает мысли весёлые и ясные». Сегодня иппотерапия довольно успешно реализуется в России и, в частности, в нашем крае. Кто-то ждёт от иппотерапии чудесного исцеления, кто-то скептически относится к этому виду лечебно-физической культуры. Заведующая отделением иппотерапии Центра медико-социальной реабилитации «Росток» Рита Мингалова уверена, что чудеса — это сфера ответственности высших сил, а задача инструктора — укрепить душевные и физические силы семьи в целом и особого ребёнка в частности.

 В чём всё-таки суть иппотерапии и чем она отличается от простой прогулки верхом на лошади?

— Выражаясь скупым научным языком, иппотерапия  — это «одна из форм ЛФК, которая использует в качестве реабилитации живой биологический снаряд…». Именно такое определение чаще всего даётся в статьях по этой тематике. Если же говорить более детально, то иппотерапия — это и система определённых упражнений, направленных на развитие мышечного корсета, повышение тонуса, преодоление спастики и контрактур суставов, коррекцию нарушений осанки, и ещё комплекс множества воздействий на пациента. Представьте, пациент садится на лошадь без седла и стремян, удерживая при этом баланс и равновесие. В момент езды в работу включаются порядка 110 мышц. Кроме того, в среднем после пяти минут занятия частота сердцебиения всадника приближается к частоте сердцебиения лошади, а это от 100 до 140 ударов в минуту (в зависимости от аллюра «шаг», «рысь», «галоп»). Соответственно, идёт тренировка сердечно-сосудистой системы, нормализуется давление. Доказано, что при езде на лошади включаются такие же физиологические механизмы (двигательный стереотип), как при ходьбе. Ноги лошади — это как будто ноги пациента. В этой связи в практике иппотерапии не используются пони, так как у них другая частота шага. Добавьте к этому положительный эмоциональный фон от контакта с животным, ритм стука копыт, фырканье лошади, подъём на высоту, который не всегда доступен людям, не способным ходить. Всё это даёт пациенту совсем другое восприятие мира, способствует его успешной адаптации. В процессе занятий мы воздействуем и на ментальную сферу детей, используя вспомогательный инвентарь и оборудование, позволяющее развивать мышление, память, речь. Другими словами, в процессе занятия иппотерапией пациент подвергается одновременно и медицинскому, и педагогическому, и психологическому воздействию.

 Каковы медицинские показания к занятиям иппотерапией? Можете ли привести вашу статистику результатов занятий?

— Спектр показаний для занятий иппотерапией весьма широк. Большую часть пациентов нашего центра составляют люди с нарушением опорнодвигательного аппарата. В последнее время у нас увеличилось количество детей с расстройством аутистического спектра. Иппотерапия практически не имеет противопоказаний, в том числе возрастных. Так, самому маленькому нашему пациенту всего шесть месяцев, а возраст членов моей группы с кодовым названием «Пионеры» — от 68 до 72 лет. К слову, иппотерапия является очень действенным способом реабилитации для людей, перенесших инсульт. Направление в наш центр даёт медицинское учреждение, после чего мы составляем маршрутную карту пациента и назначаем ему необходимую программу реабилитации.

Что касается результатов, то мы отслеживаем положительную динамику в состоянии здоровья большинства наших пациентов. На моей лично практике, восемнадцать человек, которые раньше не могли ходить — пошли. Маленькие пациенты стали самостоятельно сидеть, ползать, переворачиваться, держать голову.

В целом, по статистике, ведущейся в нашем отделении, за год у нас проходят реабилитацию порядка 450 людей с ограниченными возможностями здоровья, в основном это дети. И дело тут не в том, что среди взрослого населения нет спроса. Просто мы не можем охватить всех желающих, а приоритет, естественно, отдаём детям.

 Ваши «сотрудники» из числа братьев наших меньших каким образом проходят отбор?

— Разумеется, лошади у нас работают специально подготовленные. Этот процесс занимает от трёх до шести месяцев и продолжается на протяжении всей работы. Конечно же, есть определённые требования к отбору животного. Более того, у каждой особи свой характер, особенности которого обязан знать инструктор. Не секрет, что лошадь — очень пугливое животное, и в случае опасности её задача заключается в том, чтобы отскочить и убежать. Задача же инструктора — удержать её. Один специалист контролирует поведение лошади, второй проводит занятие с ребёнком. С менее сохранными и «тяжёлыми» пациентами, колясочниками страховка осуществляется с двух сторон. Учитывая это, если мы работаем с менее сохранным ребёнком (например, колясочником), мы подключаем к занятиям второго инструктора, который контролирует поведение лошади. Не обходится и без капризов  — лошадь ко всему прочему ещё и очень своенравное животное. Недаром у шведов существует пословица — «Можно подвести лошадь к воде, но даже тысячи людей не заставят её напиться». Поэтому мы изучаем характер и повадки каждой нашей «работницы» и рассказываем об этом детям. Они же, в свою очередь, очень привязаны к животным. У каждого ребёнка есть своя любимица, которой на каждое занятие он приносит вкусняшки. 

 По всему ясно, что профессия у вас не простая. Если честно, бывает трудно?

— Бывает. Я хорошо помню это ощущение полнейшего бессилия: на занятие привели ребёнка, который кричит, щиплется, дрыгает ногами, и ты не знаешь, то ли вцепиться в него покрепче, чтобы не сиганул с лошади, то ли бежать куда глаза глядят от ужаса. Эти вечные вопросы: «А что с ним делать? А чем ему поможет иппотерапия?». И мама, которая пристально следит, как обращаются с её чадом. И вот ты катаешь ребёнка и мысленно умираешь от осознания своей профессиональной несостоятельности: я же не могу дать ему никаких упражнений, он же меня не слышит!

И здесь мне помогла моя «дружба» с медиками и моё физкультурное прошлое. Кроме того, есть ещё одна вещь, которую я поняла с опытом, — в нашей профессии, работая с детьми, нельзя недооценивать значения контакта с родителями.

Довольно быстро научилась первым делом спрашивать мам (а в подавляющем большинстве случаев ребёнка на занятия приводит именно мама) о характере ребёнка, его интересах и особенностях самовыражения. В конце концов, занятие по иппотерапии — это не волшебная таблетка, а элемент комплексной реабилитации, оно действительно может выглядеть как самое обыкновенное катание на лошади. Только в обычном катании предполагается взаимодействие в паре «всадник–лошадь» (и не нужно им мешать), а в иппотерапии инструктор обязательно остаётся участником процесса коммуникации. Потому что если ты идёшь бок о бок со своим подопечным, то «что видишь, то и пой»: про траву, небо, ветер. Спрашивай его о самочувствии. Хвали его.

Я понимаю, что, создавая в работе комфортную среду для себя, мы создаём комфортную среду для тех, кто к нам приходит. Когда между командой специалистов и семьёй выстраиваются комфортные, доверительные отношения, занятие становится долгожданным событием для всех: ребёнок расслабляется, приобретает новые навыки или просто общается в процессе верховой езды, мама получает возможность восстановить душевные силы, переключить внимание.

Иногда нас спрашивают, что мы любим в нашей работе больше всего. В своё время я пришла в иппотерапию, потому что устала от бумаг, от работы, поставленной на поток, потому что в какой-то момент поняла: я бегу, стоя на месте, захотелось что-то резко изменить, но честно могу сказать – пришла ненадолго, передохнуть и определиться. Но по прошествии времени я понимаю, что больше всего я ценю человеческую составляющую иппотерапии: мне нравится общаться с людьми, которые приходят на занятия. Нравится слушать уникальные истории их жизней и делиться своими. Нравится понимать, что занятия по иппотерапии для этих семей  — не просто процедура в рамках реабилитации, а возможность заново открывать мир светлых и радостных впечатлений, встречать интересных и заинтересованных собеседников — и во всём этом черпать энергию, столь необходимую для дальнейшего движения по сложному, но бесценному пути воспитания ребёнка с особыми потребностями.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Екатерина Скороход
Фото из личного архива
Риты Мингаловой

«Читинское обозрение»
№43 (1631) // 21.10.2020 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net