Главная / Авторы / Денис Приходько / Холодная и хрупкая сказка
Холодная и хрупкая сказка
У каждого мастера свои секреты и хитрости, о них-то мы и поговорим с участниками конкурса ледяных скульптур


Традиционно, зимой на центральной площади Читы проводится конкурс ледяных скульптур. Резчиком по льду на время может стать практически любой желающий, вне зависимости от пола, возраста и профессии. В таком деле главное — творческий потенциал, богатое воображение и остро заточенный инструмент.

Процесс создания скульптуры можно разделить на два основных этапа: сначала строители устанавливают большую глыбу льда, потом за дело берутся скульпторы: вооружившись бензопилой и ручным инструментом, они вырезают фигуры. У каждого мастера свои секреты и хитрости, о них-то мы и поговорим с участниками конкурса.

Один из самых опытных конкурсантов, Аркадий Климахин, работает в Центральной детской художественной школе города Читы, преподаёт живопись, рисунок, композицию, скульптуру и многое другое. Изготовлением ледяных скульптур он занимается десятый год подряд, за это время несколько раз занимал призовые места.

Получается юбилейный, десятый раз участвую. Для первого раза помню, выбрал фигуру попроще — снеговика, мчащегося на тракторе. Слепил из пластилина эскиз, взял топор и отправился на площадь свою идею изо льда вырубать. Все руки себе отбил. Хорошо, что опытные участники рядом оказались, объяснили, что к чему. Постепенно обзавёлся необходимым инструментом: пара фигурных стамесок, резак, сделанный из ножа рубанка и обрезка трубы, бензопила. Сейчас уже по звуку могу определить, острый инструмент или тупой. Поначалу боишься, не знаешь, получится или нет, потом, когда начинаешь понимать материал, как с ним работать, скульптуры становятся смелее, сложнее. В этом отношении я медленно расту. Некоторые уже через два, три года начинают делать ажурные вещи. Я на ажур так и не перешёл. На мой взгляд, в масштабах площади ажурные и мелкие детали не смотрятся. Стараюсь делать большое, выразительное, чтобы издалека было видно, чтобы силуэт был узнаваем. Если фигур несколько, то сложно сделать из них единую композицию, фигуры должны взаимодействовать между собой. Нужно ещё и с инженерной точки зрения рассчитать, так чтобы скульптура не разрушилась под собственным весом и выдержала внимание любителей селфи и детей, — поделился воспоминаниями Аркадий Климахин.

Эрдэм Найданов, сотрудник частной строительной компании, увлёкся ледяными скульптурами пять лет назад. Он часто уезжает в командировки, много работает, поэтому создаёт своих сказочных персонажей в максимально короткие сроки, буквально за день-два до подведения итогов конкурса.

Первым в конкурсе решил участвовать мой брат, Шираб Найданов, школьный учитель труда, меня попросил помочь. Вдвоём одну скульптуру сделали, мне понравилось. А на следующий год уже решил самостоятельно участвовать, свои силы и возможности испытать, свою идею придумать и сделать изо льда, — рассказал Эрдэм Найданов.

Большинство тех, кто работает со льдом, считают самым сложным найти идею для будущей скульптуры. Каждый решает эту проблему по-своему.

Чаще всего меня вдохновляют мои ученики. На уроке скульптуры, смотрю, что они лепят и как это выглядит. Именно такие «подсмотренные» идеи чаще занимают призовые места. Определившись с тем, что хочу сделать, начинаю продумывать детали, прорисовывать всё на бумаге заранее. В голове должна сложиться конечная картинка, как всё это будет выглядеть в итоге. Хотя сложно связать идею с глыбой льда, потом всё это воплотить в реальности, по ходу дела что-то меняешь, додумываешь. В этом году у меня Баба Яга сидит в ступе и метёлкой заметает некрасивую, шароподобную жабу на совок, который держит леший. Они хотят замести и спрятать в сундуке все болезни и проблемы прошлого года, — отметил Аркадий Климахин.

Большинство участников конкурса начинают работать, когда уже есть готовый эскиз из пластилина или наброски на бумаге. Я так не могу, мои эскизы в голове, в мыслях. Придумываешь идею для будущей скульптуры, с помощью воображения представляешь, как она будет выглядеть. Приходишь на площадь и несколько часов ходишь вокруг ледяной глыбы, присмартиваешься, оцениваешь, прежде чем начать работать. Потом вырезаешь контур, затем крупные детали. Когда видны очертания и перспектива, занимаешься мелкими деталями. В итоге зачастую получается не совсем то, что задумал изначально. Большая часть моей работы — это чистая импровизация. Поначалу думал, что самый выигрышный вариант — брать за основу символ года, а потом оказалось, что это скучно. Лучше проявить фантазию, пересмотреть тысячи картинок в интернете. Самой удачной своей фигурой считаю скульптуру самурая, которую делал в прошлом году. В этом году сделал тигра, — рассказал Эрдэм Найданов.

Лёд — материал достаточно хрупкий и капризный, в работе с ним есть свои особенности, многое зависит от погоды.

Со льдом комфортно работать при хорошем искусственном освещении, либо когда ярко светит солнце, лучше форма чувствуется. Из-за прозрачности некоторые детали могут смазываться, растворяться на общем фоне, поэтому нужно с разных сторон осматривать то, что делаешь, кругами ходить, учитывать разное освещение. Для меня сложными являются первые несколько дней, когда ты начинаешь «бороться» с глыбой льда. Ещё ничего нет, хочется всё бросить и уйти. Уверенность появляется с первыми очертаниями скульптуры. Вообще есть два вида скульпторов по льду. Первые работают с одной цельной глыбой, из неё скульптуру делают, это мастера по резке льда. Вторые намораживают, наклеивают лёд с помощью воды. Кубы, которые нам выделяют — маленькие для масштабов площади, и скульптуры получаются маленькие, их на общем фоне плохо видно, поэтому второй способ более выигрышный. В процессе работы люди подходят, смотрят, если узнают, понимают, что ты задумал, каких персонажей, значит, правильно делаешь. Такая обратная связь помогает, я стараюсь прислушиваться. Большую лепту вносит забайкальское солнце и ветер, они «облизывают» скульптуру, выравнивают шероховатости, но с другой стороны из-за этого теряется объём, — поделился опытом Аркадий Климахин.

— Опыта художественной работы с другими материалами у меня нет, сравнивать особо не с чем. Со льдом работать мне нравится, это натуральный живой материал. Тут главное — вдохновение, тогда за несколько часов с задачей справляешься без оглядки на погоду и чувство голода. Если есть хорошая идея и желание её воплотить, дальше — дело техники. Конечно, многое зависит от умения работать со льдом, с инструментом. Основные наши враги — солнце и ветер. Если маленькую дырочку оставить или трещину, ветер быстро её углубит, расширит, — поделился опытом Эрдэм Найданов.

Состав участников конкурса, можно сказать, постоянный, стабильный, в какой-то степени это уже сложившийся творческий коллектив. Один, максимум два человека новеньких ежегодно появляются.

— Мы общаемся в процессе, советуемся и помогаем друг другу. Спортивный дух соперничества практически отсутствует. Хотя я чаще всего работаю без помощников, для изготовления мелких деталей иногда привлекаю дочку и сына, им нравится. В основном помогаю другим участникам — учительские замашки, — резюмировал Аркадий Климахин.

По итогам конкурса ледяных скульптур 2021 года Аркадий Климахин награждён дипломом лауреата в номинации «Самое креативное исполнение» и денежной премией 30000 рублей за композицию «Встреча в волшебном лесу». Эрдэм Найданов награждён благодарственным письмом за скульптуру «Символ года» и премией в 10000 рублей.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№2 (1694) // 12.01.2022 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net