Главная / Авторы / Людмила Арзамасцева / Холст, яблоки и лес…
Холст, яблоки и лес…
В Чите вышел альбом «Художники-фронтовики Забайкалья»


Под таким названием в год празднования 75-летия Победы над фашизмом увидел свет альбом, презентация которого состоялась в актовом зале ООО «Компания Генезис». 

Представила его искусствовед, кандидат культурологи, заслуженный работник культуры Читинской области Елена Иманакова. Проект уникальный, единственный в своём роде, подобных ему пока нет нигде. Вспомнить земляков, поговорить об их творчестве собрались работники музеев, библиотек, краеведы, друзья тех, о ком пойдёт речь. Нет уже с нами самих художников, мало осталось в Чите их потомков. Как говорит Елена Георгиевна, трудно было разыскать родственников, чтоб узнать, что осталось в домашних архивах, например, фотографии прошлых лет, этюды, наброски…

Определённый настрой на предстоящий разговор создала бард Ирина Дроздова, она спела под гитару песню из кинофильма «Офицеры»: «От героев былых времён не осталось имён»…. При этом на большом экране — один за другим появлялись портреты художников, рядом — репродукции картин, наиболее интересных, значимых в их творчестве. Елена Георгиевна живо, эмоционально рассказывает о каждом, делится личными впечатлениями, потому как с некоторыми из них ей приходилось встречаться. Десять портретов, десять судеб, у каждого своя, но их объединяет одно: они защищали Родину. Воевали на разных фронтах, лечились в разных госпиталях, все вернулись с Победой в Читу. Видимо, груз воспоминаний так давил на плечи, что не хватало сил отразить это на полотнах, поэтому картин о войне не писали. Больше увлекались природой, да и кто из забайкальских художников не живописал красоты нашего края!

Пейзажи и портреты
На экране — портрет Ивана Блохина. В 1950-60-е он был одним из активнейших участников разнообразных выставок: от городских и областных до республиканских и всесоюзных. И каждый раз возвращался в Читу с дипломами и наградами. Натюрморты, сюжетные полотна, пейзажи. Но именно последние покоряют своей красотой, масштабностью сибирских просторов. Холст под названием «Забайкалье», широко известный за пределами края, представлен в этом проекте.

Николай Завьялов активно работал в направлении, которое в 60-70-е годы было нацелено на организацию сельских картинных галерей. Художники писали целые серии портретов передовиков производства, тружеников сельского хозяйства, участников Великой Отечественной войны, пейзажи окружающих ландшафтов. Репродукция картины «Забайкальская деревня», включённая в альбом, как раз из этой серии.

Дмитрий Иванов — художник-педагог. Почти 20 лет посвятил работе с детьми в Центральной детской художественной школе. В его папках хранились сотни портретов учеников, друзей, коллег. Рисовал и себя. В альбоме рядом с фотопортретом художника помещён автопортрет, написанный углём на бумаге.

Натюрморты, сосновый бор
Владимира Кодина называли художником-производственником. В его багаже десятки портретов учёных, писателей, деятелей культуры, оформление почётных досок и информационных стендов. А ещё — работа над написанием фамилий земляков, не вернувшихся с войны, на гранитных плитах Мемориала боевой и трудовой славы Забайкалья, на мемориальных досках и памятниках. Сам, участвуя в военных действиях, в 1944 году получил ранение в голову, но воевал до победы. А для души писал натюрморты с самыми мирными предметами: яблоками, конфетами, чашкой чая. Один из таких натюрмортов включён в альбом.

Юрия Кузнецова часто называли «певцом соснового бора». При этом всегда возникала ассоциация с великим русским живописцем Иваном Шишкиным. Но при взгляде на кузнецовские произведения становится понятно, что такие проникновенные, пронизанные солнечным светом полотна мог писать и наш современник, сохранивший в себе умение любоваться каждой травинкой, каждым кустиком. Он жил в микрорайоне Сосновый бор и мог из окон квартиры в зимнюю стужу, знойным летом, под осенним дождём и весенним солнышком любоваться стройными деревьями. В проекте помещена репродукция картины с таким простым и знакомым названием «Сосновый бор».

Архитектура
Василий Никитин много работал для таких изданий, как «Книга Памяти о тех, кто не вернулся с войны. Читинская область». Символические иллюстрации, рисунки с изображением местных мемориалов, проекты монументов и памятников, посвящённых погибшим на фронтах Великой Отечественной… В середине прошлого века в Чите существовало Читинское книжное издательство, с которым художник активно сотрудничал. К нему обращались и забайкальские писатели, книги которых позже печатались в Восточно-Сибирском издательстве.

Лазарь Новицкий около 10 лет возглавлял Читинское отделение Союза художников России. Организация художественных выставок разного уровня, создание сельских картинных галерей — всё это занимало много времени. Тем не менее, у него была своя любимая тема для написания картин. Его интересовали памятники архитектуры, особенно храмы. С сожалением наблюдал, как они разрушаются. Тогда о сохранении старинных зданий не заботились. Часто бывал в селе Калинино, ранее называемом Монастырским, где от большого комплекса мужского монастыря, возведённого в XVIII веке, сохранилась обветшавшая Успенская церковь. Её и запечатлел на одном из своих полотен художник.

Окна ТАСС
Иван Поликарпов — активный член объединения «Окна ТАСС», которое было создано в июле 1941 года при редакции газеты «Забайкальский рабочий». Десятки агитационных плакатов сатирического и гражданского звучания для областной газеты, а также ежедневные рисунки для военного издания «На боевом посту» выполнил Иван Владимирович. В послевоенные годы его графические листы на тему помощи тыла фронту экспонировались на разных художественных выставках под девизом «Тыл — фронту», «Не прошли», «Перед операцией»…

Александр Потепалов ушёл на фронт 16-летним пареньком. Стал миномётчиком. В одном из боёв был ранен в ноги. В госпитале ему ампутировали ступни. После двух лет лечения научился ходить, потом кататься на лыжах, играть в волейбол, танцевать. Получил права и до последних дней жизни водил машину. Вернувшись с войны, поступил на работу в художественно-производственные мастерские, освоил азы изобразительной грамотности и стал профессиональным художником. Выполнил бесчисленные портреты руководителей страны, пейзажные панно, длинные лозунги и масштабные плакаты. Наряду с этим — обычные этюды, из которых небольшая картина «Зима» с незамысловатым деревенским сюжетом представлена в альбоме.

Военные зарисовки
Заканчивает галерею портретов Иван Рудаков. Будучи на войне, в минуты отдыха делал фронтовые зарисовки, писал портреты боевых товарищей. В мирное время один из тех, кто активно участвовал в создании Мемориала боевой и трудовой славы забайкальцев. Брался за любую работу, умело обращался с любыми инструментами. Любил жить и работать на природе. Писал не только портреты и натюрморты, но и пейзажи знаковых мест с натуры. Пример тому — холст «Озеро Кенон», репродукция которого помещена рядом с его портретом.

Встреча создателей альбома с приглашёнными получилась похожей на беседу, по-семейному дружественную, оживлённую, содержательную. Внимали каждому слову, когда об Иване Блохине вспоминала его дочь Татьяна Ивановна. Журналист Андрей Кодин рассказал, как организовал выставку и презентацию авторского альбома, посвящённого своему отцу Владимиру Кодину.

Зал активно поддерживал Ирину Дроздову, когда она запевала «А мы с тобой, брат, из пехоты»… или «Здесь птицы не поют, деревья не растут»… Выражали благодарность коллективному содружеству руководства ООО «Компания Генезис», редактору Оксане Наделяевой, автору идеи и составителю Елене Иманаковой, фотографу Александру Калашникову, дизайнеру Марине Кузьминой, общими усилиями которых был осуществлён проект. Высказывались пожелания использовать альбом в патриотическом воспитании современных школьников, в целях развития духовного мира, приобщения к искусству, в краеведении. Такая литература должна быть обязательной в библиотеках, школах, музеях. На прощание все присутствующие сфотографировались на память об этом замечательном мероприятии.

Все материалы рубрики "Читаем"
 

Людмила Арзамасцева,
использованы «Методические
рекомендации» к альбому, составленные
Еленой Иманаковой

«Читинское обозрение»
№37 (1625) // 09.09.2020 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net