Главная / Люди родного города / «Хрустальные осколки» народного театра
«Хрустальные осколки» народного театра
Так называют себя актёры известного ранее и несуществующего ныне Народного театра ЗабВО


Любите ли вы театр? На этот вопрос звучат разные ответы. Но сегодня мне хочется рассказать о дорогих для меня людях, которые на этот вопрос ответят: «Да!».

Скоро май. Мы ждём этот весенний месяц, ведь пятый майский день – день рождения нашего режиссёра. Она отметила бы 100-летний юбилей. Получила бы множество поздравлений, пожеланий, цветов… Но в январе 1995 года нам сообщили о её смерти. Для нас это был удар. Как-то не верилось, что не услышим её голос, не получим от неё письмо-весточку. Было принято решение: сколько бы ни прошло лет, мы будем собираться каждый год 5 мая. Кто она, и кто мы? Она – Заслуженная артистка РСФСР, бывший режиссёр Народного театра ЗабВО и просто прекрасный человек, наставник, наш большой друг – Ирина Александровна Волохова. Они – актёры известного ранее и несуществующего ныне Народного театра ЗабВО, которые своим талантом радовали не одно поколение читинцев…


Коллектив театра, 60-е годы

Точка отсчёта
В морозный день 19 декабря 1934 года в Читинском драмтеатре был показан спектакль «Чудесный сплав». Спектакль прошёл с большим успехом. На этот раз играли не мастера сцены, а молодые красноармейцы и рабочие забайкальского театра Красной Армии. Эта первая работа театра стала точкой отсчёта становления коллектива. Менялись руководители, уходили и приходили самодеятельные актёры. В 1954 году в театр пришла молодая актриса Читинского драмтеатра. Так 65 лет назад состоялось знакомство режиссёра с коллективом.

И.А. Волохова – это имя знакомо многим. Она родилась в 1919 году в Харькове в разгар Гражданской войны, когда её мама – уже молодая актриса, тряслась в тачанке с Первой Конной Армией в агитбригаде. Ирина Александровна выросла в актёрской семье. В 1940 г. окончила Азербайджанское государственное театральное училище. 1941 год – первый год работы актрисы Волоховой. Первая роль – Варя в спектакле «Парень из нашего города» (К. Симонов). Она много сыграла девушек в солдатских шинелях. Фронтовые дороги, фронтовые бригады. С первых дней войны на передовой. После войны работала в театрах Новороссийска, Красноярска, Читы. Но была мечта – ей хотелось быть режиссёром. И она пришла руководителем в коллектив самодеятельного театра при Окружном Доме офицеров ЗабВО. Став режиссёром, поставила прекрасный спектакль «Конармия» по И. Бабелю, в память о событиях 20-х годов. Пройдёт пять лет творческого труда, и в декабре 1959 года коллективу присваивается звание «Народный».


Ирина Александровна Волохова, репитиция, 60-е годы

В 1962 году Ирина Александровна получает звание Заслуженной артистки РСФСР. В 1965 году на сцене Народного театра – «Парень из нашего города». Вся горечь и боль пережитых лет войны, гордость и вера в свой народ, его будущее вложены в этот спектакль.

С этим спектаклем театр выступил на сцене театра Советской Армии. А наш спектакль «Шифровка для Блюхера» (Ю. Семенов) был показан по первой программе центрального ТВ (1967 год). Театр стал лауреатом Всеармейского и Всесоюзного смотров народных театров. За развитие театрального искусства наш режиссёр была награждена орденом «Знак Почёта» (1968 г.).

В театре играли ветераны Великой Отечественной войны. К 30-летию Победы на сцене – спектакль «Суджанские мадонны» (Ю. Нагибин). Наши актрисы очень хорошо смогли показать подвиг советских женщин и в оккупации, и в тылу в годы войны.

…А героини «Суджанских мадонн»
Вновь доказали мужество и силу,
И не сломились, не пошли в полон,
С Отчизною они неразделимы…

25 лет одной семьёй
Четверть века прожила Ирина Александровна с этим коллективом одной жизнью. Театр был для неё всем: любимым делом, гордостью, дружной, любимой семьёй. «Театрята», – так называла она своих актёров. Конечно, как в любой семье, иногда были разногласия, но в трудные минуты пытались поддержать друг друга, помочь. Радости тоже были общими.

В театр каждый приходил своим путём. Были участники школьных драмкружков (10-11 кл.), студенты техникумов, институтов. Кто-то приходил сам, прочитав объявление. Многие уходили, не выдержав ритма нашей жизни. Оставались стойкие и любящие театр. Здесь находили свои «половинки». На сцене вместе играли супружеские пары: Плавинские, Юргенсон, Драница, Клейнос, Бураковы. Большой вклад в работу внесла театральная династия Лысак. Для актёров другом и советчиком был наш «комиссар» Ф.С. Пруткин.

Репетиции проходили три раза в неделю по вечерам. Каждая была источником радости или огорчения, победы или неудачи. От репетиции к репетиции, в жарких спорах режиссёра и актёров о трактовке каждого образа рождались наши герои. Часто с нами были наши дети, которые проявляли свой талант, исполняя роли детей.

Премьера! Всё позади: и трудности, и сомнения. Твой герой принят зрителями, понят, любим. Улыбка режиссёра. Поздравления товарищей. А в руках ты держишь маленькую программку с автографом режиссёра. Она – твоя бесценная реликвия, напоминание о рождении нового спектакля.


Программка к спектаклю с автографом Ирины Александровны Волоховой

Кто-то играл главные роли, кто-то маленькие, эпизодические, кто-то выходил в массовых сценах, но вместе мы создавали театр. И своим героям мы отдавали частицы своей души, своего сердца. Наш театр был желанным гостем в дальних гарнизонах и отдельных воинских частях, на курортах и в домах отдыха Забайкалья.

Я встретилась с Ириной Александровной в 1959 году, придя в драматический кружок Дома пионеров. Как-то незаметно, а прошло с тех пор 60 лет…


Дом пионеров, в котором работал драматический кружок

Старое доброе здание Дома пионеров находилось на территории Театральной площади. Окончив школу, я пришла сюда в Народный театр, и он стал моей второй семьёй. На репетиции, кроме образа героев, отрабатывали технику речи – голос, дикцию, дыхание. Ох, и доставалось нам за дикцию от Ирины Александровны. А утром – основная работа. В то время я работала в институте «Читагражданпроект». Трудно? Да. Но когда премьера, всё забывалось. Прошли годы, я стала экскурсоводом, поменяв профессию строителя на долгие 40 лет. И в этой работе мне очень помогла моя театральная «закалка». Экскурсовод – это тот же артист, и фраза «У меня сегодня экскурсия» равносильна фразе «У меня сегодня спектакль».

Ещё в строю
В 1979 году Ирина Александровна по семейным обстоятельствам покинула наш город. Театр возглавила ученица Волоховой – Мария Владимировна Скрябина. Но в начале 90-х театр прекратил своё существование. Ирина Александровна так ничего и не узнала, мы молчали. В её памяти театр жил. Не судите нас строго, мы не лгали, мы просто боялись сделать больно нашему дорогому человеку.

Мы живём по-прежнему в Чите. Нас остаётся всё меньше, но каждый год мы собираемся вместе, чтобы вспомнить нашего режиссёра, эпизоды из театральной жизни. Мы бережно храним кассету с записью близкого и дорогого голоса. А ещё прослушиваем шум зрительного зала. Записаны отрывки из спектаклей, голоса Н.Г. Михальченко и А.Г. Лысака, Ф.С. Пруткина, Г. Юргенсона, Д. Михальченко и Н. Дукмасова, Л. Драницы и Л. Пакулиной. Слышите? Это же голос А. Смагиной, старейшей нашей актрисы. Уходят актёры. Наша им память. Но остальные со своими воспоминаниями, морщинками и «болячками», постаревшие, не выходящие на сцену уже почти три десятилетия, ещё «в строю». В январе на юбилейном вечере Марии Владимировны про нас сказали: «Хрустальные осколки Народного театра ЗабВО». Мы ответили: «Да, мы – осколки. Но какие?». Мы тоскуем о том времени, когда могли репетировать до полуночи, шутить друг над другом, выходить на сцену и радоваться ещё одной премьере. Но спектакли и аплодисменты – в прошлом. Именно в день встречи вдруг видишь всех вновь молодыми, уставшими, но счастливыми, как после спектакля…

Мы вышли на поклон…
Слышите? Нам аплодируют…

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Г.В. Клейнос
Стихотворные вставки
О.С. Пруткиной

«Читинское обозрение»
№18 (1554) // 01.05.2019 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net